Содержание статьи
Бухгалтерия – одна из наиболее точных теоретических и прикладных наук, благодаря которой в полном соответствии с законодательными нормами отражается любое, самое незначительное передвижение наличных и безналичных денег, товаров и других материальных ценностей. Истоки упорядоченного учета уходят в глубокую древность, с течением веков система усовершенствовалась. Наибольшее развитие бухгалтерия получила в Англии и Италии.
Российские финансисты различного уровня в наши дни используют строго регламентированный план счетов, который утвержден Приказом Министерства Финансов России от 31 октября 2000 г. №94н.
Определение
Счет 71 является одним из наиболее широко используемых в осуществлении бухгалтерской записи операций. Котировки счета 71, который называется «Расчеты с подотчетными лицами» или «Исчисление подотчетных сумм», применяют для того, чтобы отразить данные по средствам, которые выданы из кассы и получены работником хозяйствующего субъекта.
Задачи выдачи денег в подотчет сотруднику следующие:
- осуществление хозяйственно-операционных мероприятий;
- проведение мелкооптовых покупок товаров;
- обеспечение командировочных и представительских расходов.
В большинстве случаев необходимость выдачи финансовых средств возникает при выполнении сотрудником поставленных руководством задач, для осуществления непосредственной деятельности организации.
Особенность сути счета 71 состоит в том, что выданная сумма не переходит в собственность подотчетного лица, имеют строго целевое назначение.
То есть работник предприятия имеет право тратить деньги только на цели, которые поставил руководитель, а также если они являются производственной необходимостью. Если возникает остаток полученной в подотчет суммы, его возвращают в кассу.
Важным моментом является соблюдение кассовой дисциплины относительно операционной наличности. После полного выполнения сотрудником поставленной задачи, необходимо предоставить полный отчет по поводу расхода полученных средств в течение трех рабочих дней.
В противном случае, если по каким-либо причинам нарушены сроки сдачи или отчет вообще не предоставлен, подобные суммы расцениваются современный Налоговым кодексом РФ в качестве дохода физического лица и подлежат налогообложению в совокупности с другими доходами работника в соответствии со ст. 137 ТК РФ. Удержание не использованных и не возвращенных средств производится на основании ст. 138 ТК РФ после подачи им письменного заявления и в пределах до 20% заработной платы.
Современная нормативная база России не регламентирует срок выдачи подотчетных средств, эти моменты оговариваются внутренними документами организации. В качестве подотчетных сумм деньги могут быть выданы исключительно сотрудникам предприятия.
Дебет и кредит
Счет 71 относится к категории активно-пассивных. С этой особенностью связан тот момент, что остатки на счете могут быть дебетовыми и кредитовыми:
- Дт 71 отражает объем денежных средств, которые выданы из кассы и получены работником.
- Кт 71 показывает расход денег, подтвержденный документами, прилагаемыми к авансовому расчету.
Деньги после распоряжения руководителя выдаются как из кассы, так и перечисляются со счета в банке на пластиковую карту. Основным правилом является получение отчета по использованию предыдущих подотчетов, только после этого выдается новая сумма. Для упрощения систематизации учета лица, которые могут получить деньги для хозяйственных затрат, закреплены внутренним приказом по организации и с ними подписывается особый документ – Договор материальной ответственности.
Характеристика
Информационное содержание счета определяет данный счет как регистр материального учета денежных средств. Приказ “Об учетной политике предприятия” регламентирует особенности ведения счета 71 – по активной или пассивной стороне.
- Сальдо кредитовое. Эпизодичное использование подотчета небольшого объема на предприятиях со скромными оборотами позволяет оплачивать расходы после их свершения.
- Сальдо дебетовое. Руководство избирает политику предварительной выдачи денег. Авансирование – наиболее удобный вариант для предприятий, где практикуются частые, длительные командировки или постоянные масштабные закупки за наличный расчет.
По каждому подотчетнику на предприятии ведут развернутый аналитический учет в разрезе 71 счета. Если аналитический учет фиксирует конкретные обороты по каждому отдельному сотруднику, то благодаря синтетическому учету отражается общая сумма оборотов, остатки, характеризующие взаимоотношения между персоналом и организацией в области расходов производственного характера.
Кассовая дисциплина заключается в следующем:
- Командированные сотрудники отчитываются в день приезда, если это произошло в рабочее время. В других ситуациях для отчета законодательство отводит три рабочих дня – Указание Центрального Банка РФ №3210 от 11 марта 2014 года в пункте 6.3.
- Штатный персонал, находящийся на рабочем месте постоянно, должен отчитаться с момента получения денег по расходному ордеру из кассы или поступлению средств на карту.
Корреспонденция
От того, насколько правильно и точно произведена каждая проводка, в дальнейшем зависит соответствие общего синтетического учета, формирование баланса и налоговой отчетности. Теорией бухучета предполагается корреспонденция счета 71 в определенными счетами, как по дебиту, так и по кредиту.
Дебет – 50 “Учет кассы”, 51 “Расчетный счет”, 52 “Валютный счет”, 55 “Корреспондентский банковский счет”, 76 “Расчеты с любыми дебиторами и кредиторами”, 79 “Внутрихозяйственные расчеты”, 91 “Прочие доходы и расходы”.
Кредит – счета 08, 10, 11, 15, отражающие расчеты по операциям с материальными ценностями, ОС, внеоборотными активами. Производственный раздел – 20, 23, 25, 26, 28, 29. Категория товарного учета – 41, 44, 45. Учет денежных средств в различной форме – 50, 51, 52, 55, расчеты отражаются на сч. 70, 76, 79. Закрытие оборотов и выведение итогов по подотчетам проводится на счетах 91, 94, 97. Выведение прибыли или убытков проводится по кредитовой стороне счета 99.
Ведение двойной записи должно соседствовать Инструкции по использованию Плана счетов.
Проводки
Активно-пассивный счет 71 корреспондируется с определенным перечнем счетов, отражающих операции, присущие данной части деятельности фирмы. В первую очередь, это счета по учету наличных (50 «Касса») и безналичных (51 «Банк»), а также материальный учет по товарам, услугам, производству – 08, 10, 20, 26, 41, 44. Корреспонденция по любым учетным мероприятиям отражается в основном реестре – Журнале бухгалтерских операций, который имеет следующую форму:
№ | Операция | Дт | Кт | Сумма | Документ |
---|---|---|---|---|---|
1 | Деньги выданы из кассы | 71 | 60 | РКО, кассовая книга | |
2 | Зачислено на карту с расчетного счета | 71 | 51 | Платежное поручение, выписка | |
3 | Перечисление средств для подотчета на корпоративную карточку | 71 | 55 | Выписки со спец. счетов | |
4 | Проведен отчет по приобретению ОС | 08 | 71 | Акт приема-передачи | |
5 | Проведен отчет по приобретению товаров и ТМЦ | 10 | 71 | Товарная или товарно-транспортная накладная, приемный акт | |
6 | Проведен отчет по затратам на производственные цели | 20, 23, 44 | 71 | Авансовый отчет – АО | |
7 | Проводится отчет по товарам для дальнейшей реализации | 41 | 71 | Товарная накладная, АО | |
8 | Остаток подотчета вносится в кассу | 71 | 50 | ПКО, кассовая книга | |
9 | Начисление задолженности по невозвратам денег в срок от подотчетных лиц | 73 | 71 | АО |
Расчеты с сотрудниками проводятся следующим образом.
- сумма задолженности работников перед предприятием;
- сумма задолженности компании перед персоналом;
- выводятся обороты по дебетовой и кредитовой сторонам;
- выводится развернутый остаток на день окончания отчетного периода.
Оборотно-сальдовая ведомость
В заполнении ОСВ по учету авансовой отчетности есть также определенные особенности. Она может иметь сальдо по дебетовой стороне, когда учетной политикой на предприятии проводится выдача авансов на предусмотренные законодательством расходы. Кредитовый остаток практикуется при итоговых расчетах с “подочетниками” по схеме: расход – авансовый отчет – выдача денег.
В связи с особенностями ведения операций, обычно авансовыми отчетами занимается опытный бухгалтер или руководитель финансовой службы.
Формирование ОСВ в 1С представлено ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются