Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Журнально-ордерные формы бухгалтерского учета

Журнал-ордер — это бухгалтерский регистр, позволяющий проводить финансово-хозяйственные операции одновременно и по дебитовому, и по кредитовому счету. В учете применяют 12 основных форм.

Чтобы обеспечить выполнение одной из наиболее важных и основных функций бухгалтерского учета — контроля за эффективным использованием как производственных, так и непроизводственных средств и ресурсов, необходимы определенные системы. Системные полномочия закреплены в 402-ФЗ от 06.12.2011.

Определение и виды журнально-ордерной формы учета

Журнально-ордерная форма является наиболее приемлемой для ведения бухучета в организации с любой сферой деятельности, поэтому она имеет наиболее широкое распространение. Все основные автоматизированные системы бухгалтерского учета работают по этому принципу, то есть основываются на журнально-ордерной форме.

В журнально-ордерной форме органично сочетаются систематический, хронологический, аналитический и синтетический учеты:

  1. Аналитический учет производится только теми подразделениями, которые ответственны за прием и хранение товарно-материальных ценностей и выплату зарплаты и различных пособий сотрудникам. Бухгалтерские программы осуществляют такой вид учета в денежном и количественном значении.
  2. Синтетический учет осуществляется только в финансовом.подразделении компании. Его отличительной особенностью является то, что он принимает вид исключительно денежного выражения.
  3. Хронологический учет необходим для оформления выполненных хозяйственных операций в виде записей с приложением подтверждающих документов.
  4. Систематический учет используют для оформления выполненных хозяйственных операций, которые различаются по своему экономическому содержанию.

При корректном вводе данных итоговые цифры для любого вида совпадают. Равенство позволяет руководителю компании оценить действительную ситуацию с учетом всех отдельных счетов организации.

Бухгалтер в течение месяца отражает и систематизирует сведения о финансово-хозяйственных операциях в порядковой хронологии. Информация попадает в журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Итоги в конце месяца вносятся в главную книгу.

Журнал-ордер

Стандартный пример журнально-ордерной формы бухгалтерского учета — журнал-ордер (ЖО) № 1, который ведется по счету 50 «Касса».

Учетные регистры

Учетными регистрами называют определенные журналы-ордера, пометки в которых делаются исключительно в хронологическом порядке. Записи оформляются в виде любых хозяйственных операций: все они связаны и с синтетическим, и с аналитическим способами ведения учета.

В основе заполнения ЖО лежит кредитово-дебетовый принцип, когда одновременно производится оформление как кредита по единому счету, так и дебета для того же счета. Итоговую сумму по хозяйственным операциям записывают только один раз: повторения не допускаются. Записи в журнально-ордерной форме делаются на основании первичных приходных документов. Журнал-ордер открывается только на один месяц. Для удобства ведения учетные регистры разделяют по видам и категориям корреспондирующих счетов.

Пометки и записи вносятся в учетный регистр и во вспомогательные ведомости при помощи суммирования. Результат суммируют, только если имеется слишком много похожих счетов на маленькие суммы. Для ведения отчетности в журнально-ордерной форме используют:

  • специальные ведомости, которые составляют базу для журнально-ордерной системы;
  • определенные листы, служащие для расшифровки информации;
  • любые виды отчетности по финансовой и производственной частям;
  • табличные формы.

Когда отчетный месяц подходит к концу, все итоговые суммы, отраженные в журнале-ордере, переносятся на последующую отчетную документацию — в главную книгу.

Журналы-ордеры ведутся для правильного вывода сальдо, которое заносят в бухгалтерский баланс компании.

Главная книга

Главная книга — обобщающий регистр при журнально-ордерной форме. Ведется в течение отчетного года. Ее главным предназначением выступает контроль за всеми средствами, которые находятся в отчетных документах, и путями их обращения в различных корреспондентских счетах.

Для каждого отдельного счета заводят собственную страницу, а для каждого месяца выделяют соответствующую строчку в разделах. Подсчеты осуществляются по всем итоговым годовым строкам с каждым отдельным счетом, после чего сравниваются дебетово-кредитовые обороты. При корректном заполнении ЖО и главной книги отобразится равенство итоговых сумм кредитовых оборотов и итоговых сумм дебетовых оборотов. Если абсолютное равенство не достигнуто, то какой-то учетный регистр заполнили неправильно. Необходимо выявить ошибку, провести анализ и после проверки информации составить оборотную ведомость и баланс.

Журнально-ордерная форма предполагает максимальную прозрачность в отражении бухгалтерской информации. Простой и понятный способ ведения позволяет проводить точный и тщательный анализ первичной документации.

Преимущества и недостатки системы

К преимуществам журнально-ордерной системы для учета относят:

  • возможность совмещения синтетического и аналитического учета в единое целое: счета в аналитическом учете объединяются со счетами в синтетическом, исключая применение промежуточных регистров;
  • уменьшение объемов записей: учетные регистры и главная книга строятся рационально, с объединением синтетического и аналитического учетов в едином регистре, а это ускоряет документооборот;
  • регистры подчиняются определенным требованиям к отчетности, контролю и анализу: накапливаемая информация исключает выборку сведений в последние дни отчетного периода;
  • возможность широкого внедрения в работу вычислительных машин;
  • эффективное распределение обязанностей между ответственными сотрудниками;
  • следование определенному графику работы;
  • повышение продуктивности и техники, используемой для составления отчета.

Журнально-ордерная система не располагает перспективами для дальнейшего развития: для ведения регистров используется ручной труд сотрудников. Основным недостатком такой формы является сложность в построении определенных учетных регистров. Информацию вносят вручную, а это затрудняет механизацию учета.

Формы журналов

Все формы для учетных регистров утверждаются Министерством финансов (приказ № 34н от 29.07.1998). В письме № 59 от 24.07.1992 содержатся рекомендации по ведению журнально-ордерного учета. Принципы журнально-ордерной формы:

  • журналы-ордеры заполняются строго в том порядке, в котором была произведена регистрация операций в кредитном счете, а в корреспонденции учитываются дебетуемые счета;
  • синтетический и аналитический учет бухгалтерам необходимо совмещать в едином регистре;
  • любую хозяйственную операцию отражают в бухучете по показателям, необходимым для осуществления контроля и ведения отчетов;
  • финансово и методологически связанные счета объединяют в один журнал-ордер;
  • часто применяют ежемесячный журнал-ордер.

Стандартизированные бланки журналов утверждены в приказах Минфина № 123н от 23.09.2005 и 25н от 10.02.2006. Организация вправе разработать собственные формы на базе унифицированных, закрепив их приказом и учетной политикой.

ЖО № 1

Заполняют для счета 50 «Касса» по отчету кассира, сформированному по приходным и расходным ордерам. Дебет фиксирует поступления в кассу, кредит — направления расходов. Кроме ЖО № 1, формируют ведомость № 1 для расшифровки доходов.

Скачать бланк журнала-ордера 1 в excel (заполненный)

ЖО № 2

Используют для отражения операций по счету 51 «Расчетный счет». Информацию разносят по банковским выпискам.

ЖО №2

Образец заполнения:

Скачать образец заполнения ЖО № 2

ЖО № 3

В этом журнале отражаются операции по специальным счетам, которые открыты в кредитных учреждениях, — счета 54, 55, 56, 57.

Как заполнить:

Скачать заполненный образец ЖО № 3

ЖО № 4

Бухгалтерский журнал-ордер 4 используют для фиксации кредитов и займов по счетам 66 и 67.

Заполненный:

Скачать образец ЖО № 4

ЖО № 5

Унифицированный журнал-ордер 5 применяют для операций по взаимозачету товаров, работ и услуг. Обычно организации проводят зачет встречных требований.

ЖО № 6

Ордерный журнал 6 в бухгалтерии используют для операций по взаиморасчетам с контрагентами — поставщиками, подрядчиками, исполнителями. Основания для внесения сведений — счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ.

ЖО № 7

Применяют для регистрации операций с подотчетными лицами. Записи производят по каждой авансовой выдаче.

ЖО № 8

Операционный журнал-ордер 8 используют для отражения авансов, выплаченных поставщикам, подрядчикам, исполнителям. Операции фиксируют по банковским выпискам.

ЖО № 10

В этом журнале проводят расходы, связанные с основным видом деятельности компании. Операции регистрируются по счетам — основные средства и амортизация, зарплата персоналу и налоги, материалы и прочие затраты.

ЖО № 11

Регистр используют для отражения произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Возможна группировка по категориям товаров, работ и услуг или по номенклатуре.

ЖО № 13

Применяют для регистрации операций по основным средствам и нематериальным активам. Основания — первичные документы: товарные накладные, карточки ОС и НМА. Здесь же проводят сведения об изменениях уставного капитала.

Скачать образец заполнения журнала-ордера 13 (заполненный)

ЖО № 16

Фиксируются сведения о капитальных вложениях организации. К ним относятся: вложения во внеоборотные активы и оборудование, готовое к установке. Основания — первичные акты о вводе в эксплуатацию, об установке.

Об авторе

Александра Задорожнева
Александра Задорожнева
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector