Как закрыть ИП самостоятельно?

В последние годы, примеров закрытия ИП стало больше: жесткая конкуренция с крупными производствами, снижение окупаемости продукции (услуг), потеря возможности приобретения дешевых компонентов для изделий и товаров для продажи из-за рубежа, ввиду их резкого подорожания, ограничения ввоза на территорию нашей страны.

Причины закрытия ИП

Вести бизнес не всегда получается успешно. Причиной для прекращения предпринимательской деятельности могут быть:

  • банкротство;
  • завершение сроков регистрации жительства в РФ;
  • постановление суда о запрете на ведение предпринимательства;
  • смерть индивидуального предпринимателя.

С 2014 г ставка налога для самозанятых граждан снизилась, но для значительного числа индивидуальных предпринимателей ежегодный налог стал сильным аргументом к отказу от ИП.

Для исключения из реестра предпринимателей проходится ряд шагов, установленных законом РФ. Перечень процедур может отличаться в зависимости от особенностей каждого предпринимателя, которые классифицируются:

  • по типу занятости (торговля, ремонт, оказание услуг, др.);
  • способу выплат государству – внесение единого налога на временный доход или ЕНВД, индивидуальная система взносов;
  • количеству рабочего персонала (1 и более физических лиц);
  • наличию/отсутствию задолженности (присутствие факта денежной неуплаты государственным структурам, рабочему персоналу).

Очень важно, чтобы при закрытии предпринимательства был соблюден правильный порядок, потому что пропуск хотя бы этапа может сулить штрафы бизнесмену.

Заполнение бланка формы Р26001

Заявление формы Р26001 — это бланк единого образца, предоставляемый в любом отделении налоговой инспекции РФ для обозначения гражданином желания закрыть бизнес. Заполняется он без ошибок и печатными буквами.

Пункты документа для заполнения:

  1. ОГРНИП – регистрационный номер свидетельства предпринимателя;
  2. Фамилия, Имя, Отчество предпринимателя;
  3. ИНН — индивидуальный номер налогоплательщика;
  4. Номер телефона – указывается по международной кодировке (+7(«код региона или местного оператора связи»)«остальные цифры»);
  5. Место получения документа о внесении в Государственный Реестр;
  6. При подаче заявления через интернет — адрес электронной почты.

Подача заявления осуществляется при личном обращении либо путем передачи третьим лицом при наличии заверенной доверенности. На бланке заявления указываются данные нотариуса (поля заполнения раздела 4).

Документы для скачивания (бесплатно)

Погашение штрафов и налоговой задолженности

Погашение штрафовПосле подачи заявления необходимо ликвидировать задолженность перед государством с целью приостановки предпринимательских сборов.

По обращению в налоговую службу или через личный кабинет на официальном сайте (http://www.rХ.nalog.ru – вместо Х указывается номер региона) уточняется размер общего долга.

В дальнейшем выдается квитанция (при работе с сайтом ее можно сохранить на компьютере текстовом виде и распечатать) – по ней проводится банковский платеж, но также возможно оплатить через виртуальные сервисы с карты, электронного счета.

Для выполнения других пунктов требуется получить «Свидетельство о Государственной Регистрации прекращения физическим лицом деятельности как ИП» (СГРПИП). О его готовности приходит ответ не позднее 5 рабочих дней с момента подачи соответствующего заявления (Р26001). Если Вас не проинформировали — обратитесь повторно.

Увольнение работников и их расчет

При наличии наемного персонала, он сокращается с формулировкой «по инициативе работодателя из-за прекращения деятельности ИП» согласно п.1 ст. 81 трудового кодекса. Выдается денежное вознаграждение, согласно условиям договора найма. До оформления заявления о закрытии ИП вся отчетность о сотрудниках передается в пенсионный фонд (ПФР) и в фонд социального страхования (ФСС). Ими предоставляется 15 календарных дней, за которые уплачиваются страховые взносы по сотрудникам.

О сокращении работники оповещаются за 2 месяца, Служба Занятости Населения – за 2 недели рукописным заявлением, с указанием по каждому сотруднику должности, профессии, специальности и условий оплаты труда.

Посе увольнения сотрудников предприниматель подает заявление о снятии с учета в ФСС, с приложением к нему документации, изложенной постановлением №27 ФСС РФ от 23 марта 2004г.

Уплата государственной пошлины

Оплата госпошлины

Для 2018 года размер пошлины установлен в размере 160 р. На момент подачи заявления сотрудники налоговой могут подсказать, как ее уплатить.

На сайте ФНС РФ следуете по ссылке «Индивидуальные предприниматели». В появившемся окне выбрать пункт «Прекращение деятельности ИП», заполнить данные для квитанции «Уплата госпошлины» (ИНН, ФИО, прописка).

После этого можно произвести оплату через интернет или, распечатав квитанцию, перечислить сумму в Сбербанке.

Сдача документов в налоговую службу

Для предоставления в ФНС подготавливается Декларация. Сроки ее сдачи зависят от типа налоговой нагрузки.

При упрощенной системе налогообложения она подается не позднее 25 числа нового месяца от даты прекращения деятельности (разрешено сделать это до оформления первичной заявки), которая отмечается на СГРПИП формы Р65001.

При временкедекларация ЕНВД сдается до 20 дня месяца, идущего за кварталом, в котором занесена отметка в ЕГРИП об окончании ИП.

В случае Общей Системы Налогового Обложения (ОСНО) передаются декларации по срокам:

  • по НДФЛ – после снятия ИП-статуса в течение 5 рабочих дней;
  • по НДС – до 25 числа месяца, следующего за кварталом вычета из реестра.

Декларации по закрытию идентичны документации, которая ведется при предпринимательской отчетности.

Важно знать! Даже при нулевой деятельности или за неполный период обязательно составляется налоговая декларация!

Исключение из реестра ФСС и ПФР

Сдача документов в ПФРПо сдаче отчетности в фонды и уплате долгов производится обращение в региональные ФСС и ПФР. Для ликвидации статуса работодателя при обращении в обе структуры требуются:

  • заявление о снятии с учета как работодателя — установлен единый образец (бланк распечатывается самостоятельно или получается на месте);
  • копии документации, подтверждающей официальное прекращение коммерческого взаимодействия с уволенными сотрудниками (разрыв трудовых или гражданско-правовых взаимодействий).

Не позднее 14 рабочих дней эти организации обязаны Вас известить о снятии с учета заказным письмом или путем отправки сообщения на электронную почту.

Особенности уплаты страховых взносов за себя и работников

Уплата страховых взносов производится как за полный временной период (год, квартал), так и неполный. Она исчисляется по формуле:

МРОТ*Налоговый тариф*количество месяцев.

В тариф по налогу входят:

  • Ставка ПФР = 26%;
  • Вычеты ФФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) = 5,1%.

С 1 мая 2018 года МРОТ установлена в размере 11 163 р.

Исходя из этих данных, рассчитывается сумма внесения налога в бюджет.

Для бывших сотрудников ставка налога определяется по п.15 ст.15 от Федерального Закона №212-ФЗ. Исходя из категории, к которой относится каждый отдельный человек в этом документе, производятся налоговые расчеты.

Полученные суммы сводятся в одну и передаются в ПФР, взамен выдается квитанция об оплате.

Документ, подтверждающий оплату, прикрепляется к форме Р26001. Инспектор, курирующий обращение, отправляет уведомление в пенсионный фонд о снятии предпринимателя с учета.

Дополнительные условия закрытия бизнеса

Прекращение предпринимательской деятельности нередко сопровождается дополнительными требованиями, которые возникают из-за особенности ее ведения.

Снятие с учета ККМ

Для кассовых аппаратов точный порядок изъятия из эксплуатации определяется местными органами налогового контроля. Законом регламентируется алгоритм:

  1. Подача заявления о снятии с учета ККМ в ФНС.
  2. В день обращения в ФНС — вызов мастера регионального ЦТО для снятия фискального отчета с аппарата.
  3. Предоставление в ФНС документации из списка:
  • технический паспорт ККМ (оригинал);
  • регистрационная карточка ККМ;
  • журнал кассира формы КМ-4;
  • договор с ЦТО (оригинал);
  • фискальный отчет;
  • паспорт;
  • заверенная налоговой, копия баланса на момент последнего отчетного периода.

Закрытие в банке счета предпринимателя

Закрытие ИПСчет ИП часто открывают для удобства безналичного оборота средств (оплата зарплат, перечисление денег партнерам и др.). При ликвидации бизнеса он перестает быть нужным.

Договор расторгается клиентом или банком, по двустороннему согласию. Предприниматель составляет соответствующее заявление с указанием данных, прилагаемых к основному договору, остатка средств, лимит по кассовому остатку. Счет является закрытым, а договор расторгнутым с момента принятия банком этого документа. В день принятия банк возмещает балансовый остаток путем выдачи денег на кассе или перевода на другой, указанный в заявлении, счет. Закрывающий счет обязан вернуть банку чековые книжки, если таковыми пользовался для произведения расчетов.

Банк имеет право в одностороннем порядке прекратить договор в случае долгого отсутствия на счете денег на обслуживание — эта сумма разная для каждого банка. Перед совершением каких-либо действий отправляется письмо предпринимателю, в котором указана задолженность и варианты урегулирования ситуации. После его игнорирования получателем или отказ от выполнения условий, предусмотренных договором, банк расторгает отношения с клиентом.

При наличии долга перед банковской организацией рекомендуется в кратчайшие сроки погасить его во избежание судебных разбирательств. При пользовании счета бизнес-партнером – он должен быть заранее уведомлен о принятом решении.

ИП с долгами

По совокупности процедура не отличается от стандартной. Для внесения долга в государственные институты (ФНС, ПФР, ФСС) указаны сроки выплат (см. выше), просрочка которых приводит к установлению штрафных мер, затем — к судебным разбирательствам.

В случае задолженности перед физическими лицами, работавшими по найму, — вопрос решается индивидуально с каждым работником. В частных ситуациях, когда оплата труда не была произведена, бывший сотрудник, имея на руках копию трудового договора, может обратиться в суд для принудительного взыскания невыплаченной суммы с закрытого предпринимателя как с обычного физического лица.

В случае займа у юридических лиц (банков, сторонних организаций) — закрытие частного дела происходит без ограничений. Способы возврата задолженности, права и финансовая ответственность должны быть указанными в договоре займа.

Бизнес в другом городе

Заполняется Форма Р26001 до пункта №5. Графа «Заявитель» оставляется пустая. Подпись производится в кабинете нотариуса.

Для заверения нужны:

  1. Заполненное Заявление о закрытии ИП.
  2. Паспорт.
  3. ОГРН.
  4. ИНН.
  5. Около 800 р.  — стоимость работы нотариуса.

Возможно, нотариус потребует предъявить дополнительную документацию, как выписку по ЕГРИП (срок 5 дней с момента выдачи). В связи с этим необходимо заранее с ним связаться для уточнения полного перечня документации.

Это важно: проверяйте правильность заявления самостоятельно, так как заверитель не ответственный за его содержимое — он документально подтверждает факт подлинности подписи, написанной Вашей рукой!

Далее заполняется квитанция оплаты госпошлины (160 р); требуемый пакет документов отправляется в отделение ФНС, где прикреплен ИП. Отправка производится Почтой России заказным письмом с описью вложенний.

Нулевой бизнес

Налог по «упрощёнке» зависит от прибыли. Поэтому нулевые значения в декларации связываются с неимением дохода.

При проверке документации органами налогового контроля может запроситься из банка список транзакций по лицевому счету для сверки данных. При совпадении информации трудностей не возникнет. В случаях зафиксированной активности счета в налоговой потребуют разъяснения по каждой операции.

Подобные ситуации весьма часты, потому что в декларацию не вносятся личные средства, переправленные на счет, а также долговые вычеты в случаях, если они имеют подтверждающие документы.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных