Содержание статьи
Борьба между компаниями, производящими и реализующими один тип продукта или услуги всегда напряженная и бескомпромиссная. Однако она вполне может проходить в рамках действительной законодательной базы с соблюдением принципов добропорядочности.
Суть и экономическое значение
Конкуренция играет важную роль в развитии и осуществлении любой бизнес-деятельности. Она представляет собой взаимоотношения между разными участниками бизнеса, выражающиеся в соперничестве и борьбе за клиента, а также оптимизацию производства и обмена различных материальных благ.
С точки зрения экономики положительное воздействие конкуренции сказывается в появлении следующих моментов:
- Стимулирование производства и повышение качества конечного продукта. Это способствует усилению экономики, увеличению поступлений в бюджет.
- Происходит равномерное распределение товаров и услуг по определенной территории. В отсутствие соревновательного принципа и борьбы за конечного потребителя, предприниматели насыщали бы только те рынки, которые признаны для них максимально благоприятными.
- Государственное обеспечение защиты от недобросовестных конкурентов, зачастую пользующихся противоправными и криминальными методиками соперничества.
Негативные характеристики для экономики проявляются в таких чертах:
- Излишняя конкуренция способна «затормозить» развитие рыночных отношений и является угрозой для стабильности на рынке.
- Новые участники с трудом могут попасть на рынок, так как существующие производители стараются максимально монополизировать его.
- Погоня за дополнительными прибылями влечет проявление недобросовестных методов борьбы, из-за которых рынок способен погрузиться в стагнацию (шпионаж промышленного типа, создание плохой репутации конкурентам, распространение лживой информации).
В целом, суть конкуренции можно описать в нескольких постулатах:
- Нередко соперничество между производителями влечет повышение уровня цен. Это объясняется значительными затратами на рекламу и повышение конкурентоспособности продукта.
- Наличие крупных закупщиков и поставщиков позитивно сказывается на положении производителя. Потому данное направление считается важнейшим для реализации инструментов, составляющих основу конкуренции.
- Постоянное развитие рынка способствует появлению товаров-заменителей, из-за чего производители утрачивают шанс корректировать ценовую политику по своему усмотрению. Следовательно, конкуренция в данном случае выступает своеобразным рычагом воздействия на удержание стабильных цен.
Законодательная поддержка
Для обеспечения равноправия всех производителей и недопущения ситуаций, при которых одни участники получают некие явные преимущества перед другими, в России реализуется антимонопольное законодательство.
Оно основывается на действительных нормах ГК РФ, Конституции России и ФЗ-135 о защите конкуренции. Здесь обозначаются все принципы и нормы ведения бизнеса на законных основаниях, устанавливаются конкретные рамки и определяются органы, ответственные за реализацию функций контроля и управления.
Помимо основополагающих источников правового обеспечения существует ряд дополнительных нормативов, устанавливающих и предотвращающих использование противоправных методик в борьбе с конкурентами. Это различные федеральные и региональные акты, Приказы и Постановления Правительства РФ, Президента и ФАС, а также разнообразные статуты, имеющие международный характер и действующие во всем мире.
Субъекты и понятие монополии
В ст.4 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утверждаются конкретные субъекты, которые законодатель определяет как участников конкурентной борьбы на различных рынках:
- хозяйствующий субъект. Это разнообразные участники рынка, ставящие перед собой цель получения прибыли (коммерческие и некоммерческие структуры, индивидуальные предприниматели и т.д.);
- субъект финансовой деятельности. В обозначенную категорию попадут все структуры, предоставляющие услуги финансового типа. Это кредитные и кооперативные объединения, страховщики, брокеры, НПФ, фондовые и валютные биржи;
- группа лиц. Это наиболее специфический субъект, представляющий совокупность бизнес структур, расстраивающихся в качестве единого рыночного игрока с оглядкой на действительные принципы и методики контроля. Ключевой принцип подобного формирования – добровольность и осуществление мер контроля деятельности всех фирм, входящих в состав объединения.
Для данного явления характерны следующие черты:
- отрасль представлена исключительно одним производителем;
- потребитель не имеет права выбора, и вынужден покупать товар (услугу) у конкретной компании, или же обходится без нее;
- монополист контролирует количество продукта на рынка, способен регулировать показатели.
Для экономики в целом, монополия имеет массу недостатков:
- Одна структура занимает лидирующую позицию, по факту осуществляя диктат своей воли потребителю.
- Рынок теряет статус свободного, фиксируются проявления административной диктатуры.
- Отсутствие конкурентов влияет на отказ от научных разработок и дорогостоящих инструментов технического прогресса.
- Монополист способен «играть» с качеством продукта, меняя его в угоду своим интересам.
- Отсутствие здоровой конкуренции сказывается на диктате цен. Монополист вправе реализовывать ту политику ценообразования, которая максимально отвечает его запросам и интересам.
Принципы добросовестной конкуренции
Существование добросовестной конкуренции позволяет заметно модернизировать и развивать рыночные отношения. Находясь в пылу борьбы за конечного потребителя, компании большое значение уделяют таким параметрам:
- использование новых технологических нюансов, способных обеспечить лучшее качество продукта;
- разработка маркетинговых ходов и стратегий;
- предоставление потребителям гарантий и дополнительных возможностей;
- манипуляция с ценами в сторону уменьшения для увеличения своей доли на рынке.
Виды и признаки
Классификация конкуренции осуществляется с оглядкой на ряд ключевых параметров и признаков. По типу соперничества выделяют:
- Совершенная конкуренция. Для нее характерно однородность продукта, многообразие производителей, отсутствие любых препятствий для появления новых участников, а также следование принципу полной информационной открытости.
- Несовершенная. К ней относят монополию и олигополию. При выявлении данной формы отмечается высокая дифференциация продукции и возможность производителей диктовать цены на товар.
С оглядкой на этические и правовые нормы также существует две разновидности соперничества:
- Добросовестная. Все участники рынка действуют исключительно в рамках, установленных законодателем, и тщательно соблюдают все правила, отвечающие принципам добросовестности и разумности.
- Недобросовестная. Деятельность совершается таким образом, чтобы обеспечить максимальный оборот одним участникам рынка. Зачастую в рамках борьбы активно применяют запрещенные и противоправные методики.
Ключевые признаки конкуренции можно распределить следующим образом:
Добросовестная | Недобросовестная |
Гарантия высокого качества продукта | Качество может изменяться в угоду текущим рыночным потребностям |
Разработка маркетинговых стратегий и рекламных кампаний | Очернение конкурентов, предоставление пользователям ложных и неправдивых сведений |
Ценовая «война» направленная на завоевание потребителя благодаря снижению отпускной цены и повышению качества | Продажа товара по цене, заметно ниже себестоимости с целью максимальной дискредитации коллег по цеху (демпинг) |
Разработка новых производственных принципов, технологических нюансов | Реализация промышленного шпионажа, незаконное завладение секретами конкурентов |
Принцип информационной открытости | Намеренный обман потребителей |
Разработка новых видов продукта, удовлетворяющих потребности покупателя | Использование чужих технологий, выпуск фальсификата и подделка продукции конкурента |
Методы и стратегии
При добросовестной борьбе за потребителей реализуются такие основополагающие методы:
- Ценовая политика, направленная на снижение стоимости (распродажа, сезонные товары, выпуск товаров-заменителей, акционные и бонусные предложения).
- Проведение эффективных рекламных акций, благодаря которым пользователь узнает максимум информации о компании и ее услугах.
- Реализация до- и послепродажного обслуживания (ритмичность поставок, логистика, возврат некачественного продукта).
- Увеличение качества продукта за счет применения новейших научных разработок, технологических прорывов.
Исходя из вышеобозначенных методик, формируется три типа стратегий:
- Оптимизация. Производственный процесс составляется таким образом, чтобы при сохранении наивысших показателей качества, снизить себестоимость.
- Концентрация. Компания охватывает все регионы и территории, независимо от условий продажи, выгоды и конечного результата.
- Дифференциация. Продукт получает уникальные свойства и характеристики, соответствующие запросам пользователей.
Ответственность за нарушения
Наказание за выявленные факты недобросовестных методик соперничества бывает следующих видов:
- Гражданское. Ответственное лицо лишается права занимать должности руководящего характера, увольняется с занимаемого места службы, компенсирует убытки.
- Административная ответственность. Злоумышленник сталкивается со штрафными санкциями. Для должностных лиц – 12-20 тыс. рублей, для компаний – 100-500 тыс. рублей (ст. 14.33 КоАП РФ).
- Уголовные меры. Применяют исключительно в ситуациях, когда в составе преступления имеются уголовные черты и признаки. Ответственность наступает по ст.178 и 180, 183, 146 УК РФ.
Практика применения антимонопольного законодательства и порядок проведения проверок ФАС освещается в следующем сюжете.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2019.01.23Налог на имущество организацийОплата налога на имущество физических лиц через Сбербанк Онлайн
- 2019.01.22Каталог франшизУсловия и цена открытия ресторана по франшизе Макдональдс в России в 2020 году
- 2019.01.22Кредитование малого бизнесаОсобенности и «подводные камни» банковской карты с овердрафтом
- 2019.01.22ПСНПравила заполнения и образец заявления на патент для ИП на 2020 год