Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Методы добросовестной конкуренции в бизнесе

Борьба между компаниями, производящими и реализующими один тип продукта или услуги всегда напряженная и бескомпромиссная. Однако она вполне может проходить в рамках действительной законодательной базы с соблюдением принципов добропорядочности.

Суть и экономическое значение

Конкуренция играет важную роль в развитии и осуществлении любой бизнес-деятельности. Она представляет собой взаимоотношения между разными участниками бизнеса, выражающиеся в соперничестве и борьбе за клиента, а также оптимизацию производства и обмена различных материальных благ.

С точки зрения экономики положительное воздействие конкуренции сказывается в появлении следующих моментов:

  1. Стимулирование производства и повышение качества конечного продукта. Это способствует усилению экономики, увеличению поступлений в бюджет.
  2. Происходит равномерное распределение товаров и услуг по определенной территории. В отсутствие соревновательного принципа и борьбы за конечного потребителя, предприниматели насыщали бы только те рынки, которые признаны для них максимально благоприятными.
  3. Государственное обеспечение защиты от недобросовестных конкурентов, зачастую пользующихся противоправными и криминальными методиками соперничества.

Негативные характеристики для экономики проявляются в таких чертах:

  1. Излишняя конкуренция способна «затормозить» развитие рыночных отношений и является угрозой для стабильности на рынке.
  2. Новые участники с трудом могут попасть на рынок, так как существующие производители стараются максимально монополизировать его.
  3. Погоня за дополнительными прибылями влечет проявление недобросовестных методов борьбы, из-за которых рынок способен погрузиться в стагнацию (шпионаж промышленного типа, создание плохой репутации конкурентам, распространение лживой информации).

В целом, суть конкуренции можно описать в нескольких постулатах:

  1. Нередко соперничество между производителями влечет повышение уровня цен. Это объясняется значительными затратами на рекламу и повышение конкурентоспособности продукта.
  2. Наличие крупных закупщиков и поставщиков позитивно сказывается на положении производителя. Потому данное направление считается важнейшим для реализации инструментов, составляющих основу конкуренции.
  3. Постоянное развитие рынка способствует появлению товаров-заменителей, из-за чего производители утрачивают шанс корректировать ценовую политику по своему усмотрению. Следовательно, конкуренция в данном случае выступает своеобразным рычагом воздействия на удержание стабильных цен.

Законодательная поддержка

Для обеспечения равноправия всех производителей и недопущения ситуаций, при которых одни участники получают некие явные преимущества перед другими, в России реализуется антимонопольное законодательство.ФАС

Оно основывается на действительных нормах ГК РФ, Конституции России и ФЗ-135 о защите конкуренции. Здесь обозначаются все принципы и нормы ведения бизнеса на законных основаниях, устанавливаются конкретные рамки и определяются органы, ответственные за реализацию функций контроля и управления.

Помимо основополагающих источников правового обеспечения существует ряд дополнительных нормативов, устанавливающих и предотвращающих использование противоправных методик в борьбе с конкурентами. Это различные федеральные и региональные акты, Приказы и Постановления Правительства РФ, Президента и ФАС, а также разнообразные статуты, имеющие международный характер и действующие во всем мире.

Субъекты и понятие монополии

В ст.4 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утверждаются конкретные субъекты, которые законодатель определяет как участников конкурентной борьбы на различных рынках:

  • хозяйствующий субъект. Это разнообразные участники рынка, ставящие перед собой цель получения прибыли (коммерческие и некоммерческие структуры, индивидуальные предприниматели и т.д.);
  • субъект финансовой деятельности. В обозначенную категорию попадут все структуры, предоставляющие услуги финансового типа. Это кредитные и кооперативные объединения, страховщики, брокеры, НПФ, фондовые и валютные биржи;
  • группа лиц. Это наиболее специфический субъект, представляющий совокупность бизнес структур, расстраивающихся в качестве единого рыночного игрока с оглядкой на действительные принципы и методики контроля. Ключевой принцип подобного формирования – добровольность и осуществление мер контроля деятельности всех фирм, входящих в состав объединения.
Монополией называют хозяйственную деятельность, при которой большая часть рынка (или полностью конкретный сегмент) находится под контролем одной производственной структуры. Для признания доминирующего положения достаточно того, чтобы доля охваченного ранка превышала 50%, ст. 5 закона 135-ФЗ.

Для данного явления характерны следующие черты:

  • отрасль представлена исключительно одним производителем;
  • потребитель не имеет права выбора, и вынужден покупать товар (услугу) у конкретной компании, или же обходится без нее;
  • монополист контролирует количество продукта на рынка, способен регулировать показатели.

Для экономики в целом, монополия имеет массу недостатков:

  1. Одна структура занимает лидирующую позицию, по факту осуществляя диктат своей воли потребителю.
  2. Рынок теряет статус свободного, фиксируются проявления административной диктатуры.
  3. Отсутствие конкурентов влияет на отказ от научных разработок и дорогостоящих инструментов технического прогресса.
  4. Монополист способен «играть» с качеством продукта, меняя его в угоду своим интересам.
  5. Отсутствие здоровой конкуренции сказывается на диктате цен. Монополист вправе реализовывать ту политику ценообразования, которая максимально отвечает его запросам и интересам.
Читайте также:   Обращение в ФАС с ходатайством о согласовании сделок и рассмотрении жалоб

Принципы добросовестной конкуренции

Существование добросовестной конкуренции позволяет заметно модернизировать и развивать рыночные отношения. Находясь в пылу борьбы за конечного потребителя, компании большое значение уделяют таким параметрам:

  • использование новых технологических нюансов, способных обеспечить лучшее качество продукта;
  • разработка маркетинговых ходов и стратегий;
  • предоставление потребителям гарантий и дополнительных возможностей;
  • манипуляция с ценами в сторону уменьшения для увеличения своей доли на рынке.
Именно это позволяет сформировать принцип, по которому борьба за покупателей ведется исключительно в рамках действительной законодательной базы. Качество здесь воспринимается ключевым условием нахождения на рынке, потому производители будут поддерживать его на высшем уровне.

Виды и признаки

Классификация конкуренции осуществляется с оглядкой на ряд ключевых параметров и признаков. По типу соперничества выделяют:

  1. Совершенная конкуренция. Для нее характерно однородность продукта, многообразие производителей, отсутствие любых препятствий для появления новых участников, а также следование принципу полной информационной открытости.
  2. Несовершенная. К ней относят монополию и олигополию. При выявлении данной формы отмечается высокая дифференциация продукции и возможность производителей диктовать цены на товар.

С оглядкой на этические и правовые нормы также существует две разновидности соперничества:

  1. Добросовестная. Все участники рынка действуют исключительно в рамках, установленных законодателем, и тщательно соблюдают все правила, отвечающие принципам добросовестности и разумности.
  2. Недобросовестная. Деятельность совершается таким образом, чтобы обеспечить максимальный оборот одним участникам рынка. Зачастую в рамках борьбы активно применяют запрещенные и противоправные методики.

Ключевые признаки конкуренции можно распределить следующим образом:

Добросовестная Недобросовестная
Гарантия высокого качества продукта Качество может изменяться в угоду текущим рыночным потребностям
Разработка маркетинговых стратегий и рекламных кампаний Очернение конкурентов, предоставление пользователям ложных и неправдивых сведений
Ценовая «война» направленная на завоевание потребителя благодаря снижению отпускной цены и повышению качества Продажа товара по цене, заметно ниже себестоимости с целью максимальной дискредитации коллег по цеху (демпинг)
Разработка новых производственных принципов, технологических нюансов Реализация промышленного шпионажа, незаконное завладение секретами конкурентов
Принцип информационной открытости Намеренный обман потребителей
Разработка новых видов продукта, удовлетворяющих потребности покупателя Использование чужих технологий, выпуск фальсификата и подделка продукции конкурента

Методы и стратегии

При добросовестной борьбе за потребителей реализуются такие основополагающие методы:Методы конкуренци

  1. Ценовая политика, направленная на снижение стоимости (распродажа, сезонные товары, выпуск товаров-заменителей, акционные и бонусные предложения).
  2. Проведение эффективных рекламных акций, благодаря которым пользователь узнает максимум информации о компании и ее услугах.
  3. Реализация до- и послепродажного обслуживания (ритмичность поставок, логистика, возврат некачественного продукта).
  4. Увеличение качества продукта за счет применения новейших научных разработок, технологических прорывов.

Исходя из вышеобозначенных методик, формируется три типа стратегий:

  1. Оптимизация. Производственный процесс составляется таким образом, чтобы при сохранении наивысших показателей качества, снизить себестоимость.
  2. Концентрация. Компания охватывает все регионы и территории, независимо от условий продажи, выгоды и конечного результата.
  3. Дифференциация. Продукт получает уникальные свойства и характеристики, соответствующие запросам пользователей.

Ответственность за нарушения

Наказание за выявленные факты недобросовестных методик соперничества бывает следующих видов:

  1. Гражданское. Ответственное лицо лишается права занимать должности руководящего характера, увольняется с занимаемого места службы, компенсирует убытки.
  2. Административная ответственность. Злоумышленник сталкивается со штрафными санкциями. Для должностных лиц – 12-20 тыс. рублей, для компаний – 100-500 тыс. рублей (ст. 14.33 КоАП РФ).
  3. Уголовные меры. Применяют исключительно в ситуациях, когда в составе преступления имеются уголовные черты и признаки. Ответственность наступает по ст.178 и 180, 183, 146 УК РФ.

Практика применения антимонопольного законодательства и порядок проведения проверок ФАС освещается в следующем сюжете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector