Содержание статьи
Наличие и развитие антимонопольной политики в Российской Федерации обусловлено ее Конституцией.
Именно главным законодательным документом страны гарантированы единое пространство экономической деятельности, ее независимость, беспрепятственное движение товаров и услуг, а также помощь конкуренции.
Одновременно запрещается любой бизнес, имеющий признаки монополизации рынка либо использующий принципы нечестной конкуренции.
Нормативно-правовое закрепление
С целью реализации указанных принципов сформирован ряд антимонопольных норм законодательства, базой для которых является Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.
Положения данного нормативно-правового акта применимы и к госзакупкам (к торгам, запросам котировок цен на товары, запросам предложений).
Кроме того, охране конкуренции в области госзакупок посвящены отдельные нормы законодательства, определяющие условия размещения и заключения госконтрактов.
Так, с 2013 года на территории страны стал действовать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, сменивший ранее действующий Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Оба закона обеспечивали принцип добросовестной конкуренции среди потенциальных исполнителей, однако в новом нормативно-правовом акте этот принцип был оформлен в отдельную статью.
Путем создания одинаковых условий обеспечиваются гарантии здоровой конкуренции на конституционном уровне. Законодатель допускает к госзакупкам любого, даже самого мелкого, участника, отвечающего необходимым требованиям.
Возможные нарушения
Нарушением является действие или бездействие любого субъекта, которое не соответствует требованиям антимонопольного законодательства.
К таким нарушениям можно отнести:
- игнорирование требований о представлении в УФАС РФ необходимых документов (сведений, заявлений, ходатайств);
- невыполнение в установленный срок предписаний антимонопольного органа;
- нарушения законодательства о рекламе и ценообразовании;
- использование доминирующего положения на рынке в ущерб другим участникам;
- образование картелей.
Субъектами нарушений могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе органы власти и местного самоуправления.
Непредставление сведений
На законодательном уровне предусмотрено, что ряд сделок, совершаемых хозяйствующими субъектами, могут быть совершены только с предварительного одобрения территориального органа ФАС РФ. Для этого в службу необходимо представить соответствующие документы.
Кроме того, в случае, когда планируются крупные капитальные вложения, такой проект также подлежит обязательному представлению в антимонопольное ведомство.
Невыполнение предписания
В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства орган ФАС РФ выдает соответствующее предписание о его устранении, отводя на это определенное количество времени.
Если субъект, которому выдано предписание, не выполнил в установленные сроки необходимых требований, то в отношении него будет возбуждено дело об административном правонарушении.
Нарушение законодательства о рекламе
Согласно требованиям законодательства, реклама должна быть определена как таковая любым лицом без специальных знаний и приспособлений.
Кроме того, законом о рекламе установлены требования к ее содержимому, времени, месту и способу распространения.
Нарушения данных требований относятся также и к нарушениям антимонопольного законодательства.
Нарушение правил ценообразования
Влияние государства на порядок ценообразования возможен несколькими путями:
- фиксирование максимальных цен (как правило, на социально значимые товары и/или услуги);
- установление максимально возможных торговых надбавок (наценок);
- закрепление максимально возможных уровней динамики цен;
- установление минимальных цен на отдельные виды товаров (например, на алкогольную продукцию);
- порядок фиксации цен производителей лекарственных препаратов, отнесенных к категории жизненно необходимых и важнейших.
Использование доминирующего положения на рынке
Вследствие злоупотребления доминирующим положением наступают или могут наступить негативные последствия, такие как воспрепятствование конкуренции, ограничение заинтересованности неопределенного круга лиц, равно как и лиц в определенной области бизнеса.
О данном виде антимонопольного нарушения могут указывать следующие признаки:
- утверждение фиксированной цены (высокой или низкой), особенно в случае монополии;
- изымание продукта с рынка с последующим повышением цены;
- навязывание невыгодных другой стороне договорных условий;
- безосновательный уход от заключения договора;
- создание искусственных входных барьеров на рынок (равно как и выхода с него).
Образование картелей
Само понятие картеля введено в действующее антимонопольное законодательство в 2012 году (см. ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Такой сговор усекает конкуренцию внутри отрасли, на внешнем же рынке создает дополнительные преграды к вхождению на рынок лицам, не участвующим в картельном сговоре.
Запрет на картель является безусловным, наказанию подлежит сам факт картельного соглашения.
При этом следует отличать картель от соглашения между участниками, которые не являются по отношению друг к другу конкурентами (так называемые конгломератные соглашения).
ФАС РФ разработана концепция противодействия образованию картелей, основными составляющими которой являются:
- создание Управления по борьбе с картелями и закрепление в каждом территориальном органе отдельного должностного лица, отвечающего за данное направление;
- формирование большой нормативно-правовой базы по противодействию картелям на законодательном уровне;
- постоянное изучение передового мирового опыта, его анализ и обобщение;
- создание специальной системы мер по выявлению случаев картельных соглашений, начиная с неожиданных проверок и заканчивая сбором доказательств (видео, фото, аудиозаписи, данные стационарных и сетевых компьютеров и проч.);
- угроза уголовного наказания.
Краткая характеристика принимаемых решений
Решения ФАС РФ непосредственно вытекают из полномочий антимонопольного органа, перечень которых приведен в ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Результат данного рассмотрения оформляется решением антимонопольного органа.
Оно принимается коллегиально специально созданной комиссией и включает в себя заключение об имеющемся нарушении законодательства в области защиты конкуренции, указание на необходимость выдачи предписания либо другого метода пресечения.
Решение может содержать указание на необходимость судебного разбирательства по отдельному вопросу, на представление необходимых рекомендаций в госорганы, а также на направление материалов дела и собранных по нему доказательств в правоохранительные органы.
Вынесение предписаний и возбуждение уголовных дел
По итогам рассмотрения дела может быть вынесено предписание. По форме это самостоятельный документ, содержащий перечень необходимых действий, которые надлежит предпринять виновному лицу, а также срок их исполнения.
Предписание – это властный нормативный акт, за неисполнение которого на лицо может быть наложен административный штраф.
Однако не все предписания ведомства могут иметь конкретный срок.
Самые серьезные нарушения антимонопольного законодательства лежат в области уголовного законодательства.
Так, ст. 178 УК РФ установлена санкция за ограничение конкуренции, которая предусмотрена в двух случаях:
- за картельный сговор;
- два и более случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Включение контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков
Одним из решений ФАС РФ по итогам рассмотрения соответствующих обращений может быть включение контрагента в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Данный реестр ведется антимонопольным органом, и сведения из него являются публичными. Они размещаются на официальном портале ЕИС, при этом доступ к РНП является бесплатным.
Законодатель обязал заказчика при определенных обстоятельствах включать участника закупок в РНП.
В течение определенного времени ФАС РФ проверяет представленные документы, запрашивая необходимые сведения у всех заинтересованных лиц.
Следует отметить, что в дальнейшем решение ФАС возможно обжаловать только в суде.
Рассмотрение жалоб ведомством
Если участник закупки считает свои права нарушенными, он может обратиться с соответствующей жалобой в антимонопольный орган.
Рассмотрение обращения происходит в два этапа: предварительное рассмотрение и рассмотрение дела по существу.
На предварительной стадии проверяется полнота представленных сведений, а также корректность указания уполномоченного на ее рассмотрение органа. Также изучаются и анализируются доводы, приведенные в жалобе.
В ряде случаев жалоба может быть не принята к рассмотрению:
- Обращение не содержит необходимой информации (сведения о заявителе, суть претензий, реквизиты заказа и проч.).
- Отсутствует подпись уполномоченного лица либо полномочия не подтверждены.
- Истек срок рассмотрения заявления.
- Обращение было предметом рассмотрения судебного заседания (при наличии судебного акта).
В случае принятия жалобы ФАС РФ уведомляет об этом заинтересованных лиц и назначает дело к рассмотрению. Эта информация в двухдневный срок также размещается в ЕИС.
Согласно общепринятой практике, жалоба, а также возражения на нее подлежат рассмотрению в течение пяти рабочих дней.
Для этого необходимо надлежащим образом оформить их полномочия. Всем лицам, участвующим в деле, следует иметь документ, удостоверяющий личность.
Когда в предмет рассмотрения входят сведения, содержащие государственную тайну, рассмотрение дела проходит в закрытом режиме.
В процессе рассмотрения ведется аудиозапись.
Если представитель одной из сторон также намерен вести аудиозапись на свой носитель, то это допускается с предварительного уведомления об этом членов комиссии.
Заслушиваются мнения присутствующих участников дела, пояснения иных заинтересованных лиц (если таковые имеются).
По итогам рассмотрения оглашается резолютивная часть решения.
Полный текст решения подготавливается в течение трех дней с момента принятия и доводится до сведения участников, в том числе путем размещения в ЕИС.
Подобные дела уполномочен рассматривать Высший Арбитражный суд РФ, который в случае принятия соответствующего заявления к производству приостанавливает исполнение предписания ФАС РФ.
Актуальность проблемы антимонопольного регулирования в России
Объективные процессы рыночной экономики, связанные с концентрацией, монополизацией производства и рынка, заставили встать на путь антимонопольной регламентации практически все промышленно развитые страны мира.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня активное внимание не только специалистов, но и широкие слои населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние на рынок и, как следствие, на качество потребления и благосостояние человека.
Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
В связи с этим особое значение приобретают вопросы, касающиеся качества и своевременности принятия мер антимонопольного регулирования.
Подробнее об антимонопольном законодательстве и его главном нормативно-правовом акте – в видеоролике.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2018.12.04НДФЛПравила проставления печати на 2-НДФЛ в 2020 году
- 2018.12.04Уставные документыЧто означает ОГРН и как его узнать по ИНН
- 2018.11.13Получить или проверить лицензиюПолучение лицензии для медкабинета: какое требуется оснащение
- 2018.11.13Общие вопросыКакие права есть у акционеров: основания для классификации