Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Решения, принимаемые ФАС РФ: теория и практика

Антимонопольное законодательство

Наличие и развитие антимонопольной политики в Российской Федерации обусловлено ее Конституцией.

Именно главным законодательным документом страны гарантированы единое пространство экономической деятельности, ее независимость, беспрепятственное движение товаров и услуг, а также помощь конкуренции.

Одновременно запрещается любой бизнес, имеющий признаки монополизации рынка либо использующий принципы нечестной конкуренции.

Нормативно-правовое закрепление

С целью реализации указанных принципов сформирован ряд антимонопольных норм законодательства, базой для которых является Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

На законодательном уровне предусмотреть все тонкости и нюансы достаточно сложно, поскольку необходимо соблюдать равновесие между охраной конкуренции и свободой рыночных отношений.

Положения данного нормативно-правового акта применимы и к госзакупкам (к торгам, запросам котировок цен на товары, запросам предложений).

Кроме того, охране конкуренции в области госзакупок посвящены отдельные нормы законодательства, определяющие условия размещения и заключения госконтрактов.

Так, с 2013 года на территории страны стал действовать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, сменивший ранее действующий Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Оба закона обеспечивали принцип добросовестной конкуренции среди потенциальных исполнителей, однако в новом нормативно-правовом акте этот принцип был оформлен в отдельную статью.

Путем создания одинаковых условий обеспечиваются гарантии здоровой конкуренции на конституционном уровне. Законодатель допускает к госзакупкам любого, даже самого мелкого, участника, отвечающего необходимым требованиям.

Возможные нарушения

Нарушением является действие или бездействие любого субъекта, которое не соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

К таким нарушениям можно отнести:

  • игнорирование требований о представлении в УФАС РФ необходимых документов (сведений, заявлений, ходатайств);
  • невыполнение в установленный срок предписаний антимонопольного органа;
  • нарушения законодательства о рекламе и ценообразовании;
  • использование доминирующего положения на рынке в ущерб другим участникам;
  • образование картелей.

Субъектами нарушений могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе органы власти и местного самоуправления.

Непредставление сведений

На законодательном уровне предусмотрено, что ряд сделок, совершаемых хозяйствующими субъектами, могут быть совершены только с предварительного одобрения территориального органа ФАС РФ. Для этого в службу необходимо представить соответствующие документы.

На субъектах естественных монополий лежит обязанность предоставлять отчет о своей текущей работе соответствующему контролирующему органу.

Кроме того, в случае, когда планируются крупные капитальные вложения, такой проект также подлежит обязательному представлению в антимонопольное ведомство.

Невыполнение предписания

В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства орган ФАС РФ выдает соответствующее предписание о его устранении, отводя на это определенное количество времени.

Если субъект, которому выдано предписание, не выполнил в установленные сроки необходимых требований, то в отношении него будет возбуждено дело об административном правонарушении.

Нарушение законодательства о рекламе

Согласно требованиям законодательства, реклама должна быть определена как таковая любым лицом без специальных знаний и приспособлений.

Не допускается недобросовестная, ненадлежащая реклама, а также та реклама, которая содержит заведомо ложные сведения.

Кроме того, законом о рекламе установлены требования к ее содержимому, времени, месту и способу распространения.

Нарушения данных требований относятся также и к нарушениям антимонопольного законодательства.

Нарушение правил ценообразования

Государственное регулирование ценообразования осуществляется в основном на федеральном уровне, но в ряде отраслей возможно принятие мер со стороны субъектов Российской Федерации.

Влияние государства на порядок ценообразования возможен несколькими путями:

  • фиксирование максимальных цен (как правило, на социально значимые товары и/или услуги);
  • установление максимально возможных торговых надбавок (наценок);
  • закрепление максимально возможных уровней динамики цен;
  • установление минимальных цен на отдельные виды товаров (например, на алкогольную продукцию);
  • порядок фиксации цен производителей лекарственных препаратов, отнесенных к категории жизненно необходимых и важнейших.

Использование доминирующего положения на рынке

Вследствие злоупотребления доминирующим положением наступают или могут наступить негативные последствия, такие как воспрепятствование конкуренции, ограничение заинтересованности неопределенного круга лиц, равно как и лиц в определенной области бизнеса.

О данном виде антимонопольного нарушения могут указывать следующие признаки:

  • утверждение фиксированной цены (высокой или низкой), особенно в случае монополии;
  • изымание продукта с рынка с последующим повышением цены;
  • навязывание невыгодных другой стороне договорных условий;
  • безосновательный уход от заключения договора;
  • создание искусственных входных барьеров на рынок (равно как и выхода с него).

Образование картелей

Само понятие картеля введено в действующее антимонопольное законодательство в 2012 году (см. ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Под ним понимается объединение хозяйствующих субъектов-конкурентов, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта.

Такой сговор усекает конкуренцию внутри отрасли, на внешнем же рынке создает дополнительные преграды к вхождению на рынок лицам, не участвующим в картельном сговоре.

Запрет на картель является безусловным, наказанию подлежит сам факт картельного соглашения.

Это означает, что не нужно устанавливать причинно-следственные связи между наличием сговора и негативными последствиями в результате его заключения.

При этом следует отличать картель от соглашения между участниками, которые не являются по отношению друг к другу конкурентами (так называемые конгломератные соглашения).

ФАС РФ разработана концепция противодействия образованию картелей, основными составляющими которой являются:

  • создание Управления по борьбе с картелями и закрепление в каждом территориальном органе отдельного должностного лица, отвечающего за данное направление;
  • формирование большой нормативно-правовой базы по противодействию картелям на законодательном уровне;
  • постоянное изучение передового мирового опыта, его анализ и обобщение;
  • создание специальной системы мер по выявлению случаев картельных соглашений, начиная с неожиданных проверок и заканчивая сбором доказательств (видео, фото, аудиозаписи, данные стационарных и сетевых компьютеров и проч.);
  • угроза уголовного наказания.

Краткая характеристика принимаемых решений

Решения ФАС РФ непосредственно вытекают из полномочий антимонопольного органа, перечень которых приведен в ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Одним из направлений госоргана является возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности (в случае выявления факта нарушения).

Результат данного рассмотрения оформляется решением антимонопольного органа.

Читайте также:   Обращение в ФАС с ходатайством о согласовании сделок и рассмотрении жалоб

Оно принимается коллегиально специально созданной комиссией и включает в себя заключение об имеющемся нарушении законодательства в области защиты конкуренции, указание на необходимость выдачи предписания либо другого метода пресечения.

Решение может содержать указание на необходимость судебного разбирательства по отдельному вопросу, на представление необходимых рекомендаций в госорганы, а также на направление материалов дела и собранных по нему доказательств в правоохранительные органы.

Вынесение предписаний и возбуждение уголовных дел

По итогам рассмотрения дела может быть вынесено предписание. По форме это самостоятельный документ, содержащий перечень необходимых действий, которые надлежит предпринять виновному лицу, а также срок их исполнения.

Предписание – это властный нормативный акт, за неисполнение которого на лицо может быть наложен административный штраф.

Однако не все предписания ведомства могут иметь конкретный срок.

Если речь идет о совершении каких-либо действий, направленных на защиту конкуренции, либо о недопущении определенных действий в тех же целях, то совершать или не совершать их надлежит на протяжении всего периода, в течение которого осуществляется деятельность.

Самые серьезные нарушения антимонопольного законодательства лежат в области уголовного законодательства.

Так, ст. 178 УК РФ установлена санкция за ограничение конкуренции, которая предусмотрена в двух случаях:

  • за картельный сговор;
  • два и более случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Включение контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков

Одним из решений ФАС РФ по итогам рассмотрения соответствующих обращений может быть включение контрагента в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Данный реестр ведется антимонопольным органом, и сведения из него являются публичными. Они размещаются на официальном портале ЕИС, при этом доступ к РНП является бесплатным.

Законодатель обязал заказчика при определенных обстоятельствах включать участника закупок в РНП.

С этой целью именно заказчик готовит пакет документов и направляет его в ФАС РФ. Если он этого не сделает, то сам будет подвергнут ответственности.

В течение определенного времени ФАС РФ проверяет представленные документы, запрашивая необходимые сведения у всех заинтересованных лиц.

Следует отметить, что в дальнейшем решение ФАС возможно обжаловать только в суде.

Рассмотрение жалоб ведомством

Если участник закупки считает свои права нарушенными, он может обратиться с соответствующей жалобой в антимонопольный орган.

Рассмотрение обращения происходит в два этапа: предварительное рассмотрение и рассмотрение дела по существу.

На предварительной стадии проверяется полнота представленных сведений, а также корректность указания уполномоченного на ее рассмотрение органа. Также изучаются и анализируются доводы, приведенные в жалобе.

Проверяется статус заказчика и заявителя, объект договорных обязательств, а также наличие установленного для подачи жалобы срока. Все обращения фиксируются в специальном реестре и публикуются на официальном сайте ЕИС.

В ряде случаев жалоба может быть не принята к рассмотрению:

  1. Обращение не содержит необходимой информации (сведения о заявителе, суть претензий, реквизиты заказа и проч.).
  2. Отсутствует подпись уполномоченного лица либо полномочия не подтверждены.
  3. Истек срок рассмотрения заявления.
  4. Обращение было предметом рассмотрения судебного заседания (при наличии судебного акта).

В случае принятия жалобы ФАС РФ уведомляет об этом заинтересованных лиц и назначает дело к рассмотрению. Эта информация в двухдневный срок также размещается в ЕИС.

Согласно общепринятой практике, жалоба, а также возражения на нее подлежат рассмотрению в течение пяти рабочих дней.

Рассмотрение обращения происходит коллегиально в присутствии всех заинтересованных лиц. Они могут присутствовать как лично, так и действовать через своих представителей.

Для этого необходимо надлежащим образом оформить их полномочия. Всем лицам, участвующим в деле, следует иметь документ, удостоверяющий личность.

Арбитражный суд

Когда в предмет рассмотрения входят сведения, содержащие государственную тайну, рассмотрение дела проходит в закрытом режиме.

В процессе рассмотрения ведется аудиозапись.

Если представитель одной из сторон также намерен вести аудиозапись на свой носитель, то это допускается с предварительного уведомления об этом членов комиссии.

Заслушиваются мнения присутствующих участников дела, пояснения иных заинтересованных лиц (если таковые имеются).

По итогам рассмотрения оглашается резолютивная часть решения.

Полный текст решения подготавливается в течение трех дней с момента принятия и доводится до сведения участников, в том числе путем размещения в ЕИС.

Как решение, так и предписание уполномоченного антимонопольного органа может быть обжаловано любой стороной в суде в течение отведенных законом трех месяцев.

Подобные дела уполномочен рассматривать Высший Арбитражный суд РФ, который в случае принятия соответствующего заявления к производству приостанавливает исполнение предписания ФАС РФ.

Актуальность проблемы антимонопольного регулирования в России

Объективные процессы рыночной экономики, связанные с концентрацией, монополизацией производства и рынка, заставили встать на путь антимонопольной регламентации практически все промышленно развитые страны мира.

Государственная политика, направленная на защиту конкуренции, является необходимым условием существования и фундаментом всей рыночной системы.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня активное внимание не только специалистов, но и широкие слои населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние на рынок и, как следствие, на качество потребления и благосостояние человека.

Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

В связи с этим особое значение приобретают вопросы, касающиеся качества и своевременности принятия мер антимонопольного регулирования.

Подробнее об антимонопольном законодательстве и его главном нормативно-правовом акте – в видеоролике.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector