Содержание статьи
Случаи, когда кредитор не может добиться от должника погашения задолженности или взыскать суммы ни договорным, ни коллекторским, ни судебным путями, встречаются часто.
В подобных ситуациях кредитору не остается ничего, кроме списания непогашенного долга в финансовый результат. Однако для проведения такой операции необходимо тщательно соблюдать положения бухгалтерского учета и налогового законодательства.
Какая задолженность подлежит списанию
Дебиторская задолженность — это сумма долгов различных лиц перед одним лицом. Как правило, подобные отношения возникают между предприятиями. Реже — одной из сторон выступает физическое лицо.
Такая задолженность подразделяется на нормальную и просроченную. Если компания в рамках договора аванса поставила товар, услуги, работы контрагенту, в бухгалтерии поставщика появляется нормальная дебиторская задолженность. Сроки оплаты не нарушены, покупатель пока соблюдает соглашение.
При неуплате надлежащих сумм в договорную дату происходит просрочка, задолженность становится просроченной.
Виды просроченного долга согласно статье 266 Налогового кодекса:
- сомнительный — когда кредитор не обеспечил себя имущественными гарантиями, например, залогом или поручительством, т.е. с точки зрения кредитора возникают потенциальные риски неполучения оплаты;
- безнадежный — долг признается нереальным к погашению и списывается.
Когда долг становится безнадежным:
- истечение срока исковой давности и срока взыскания судебными приставами;
- издание решения органа власти, аннулирующего долговые обязательства;
- прекращение существования должника — ликвидация и процедура банкротства.
Срок давности по гражданскому праву составляет три года с момента обнаружения просрочки или последнего действия со стороны дебитора по урегулированию отношений.
В положения по бухгалтерскому учету дано разъяснение о том, что просроченная дебиторская задолженность списывается обособленно по каждому случаю и на основании инвентаризации и распоряжения исполнительного органа предприятия.
Списание производится:
- в резервы сомнительных долгов;
- в финансовый результат;
- в расходы — для некоммерческих компаний.
Для чего нужно производить списание? Любая задолженность, числящаяся на балансе, относится к доходам лица и увеличивает размер налогооблагаемой базы. Когда речь идет о предприятиях, то долги составляют немалую, а порой существенную сумму и могут значительно повлиять на финансовый результат и размер налога. Подобное положение непривлекательно для предприятия, поэтому оно будет стремиться избавиться от записи безнадежных долгов.
Подтверждающие документы
Налоговый и Гражданский кодексы утвердили срок для иска — в течение трех лет со дня обнаружения обстоятельства.
Если дебиторская задолженность стала безнадежной из-за истечения искового периода, то необходимо собрать следующие доказательства этого события:
- договор поставки, подряда, продажи и т.п., в котором содержится дата оплаты;
- квитанция или платежное поручение о перечислении аванса;
- акт выполненных работ, оказанных услуг, накладная на отгрузку — если по их факту исчисляется срок для оплаты;
- прочие подобные документы, содержащие даты и сроки.
Если дебитор выходит на контакт — совершает постепенные авансовые платежи, предлагает провести акт сверки, реструктуризацию, т.е. признает свой долг, то прежний срок останавливается и начинает отсчитываться заново. Поэтому такие действия не позволяют списать задолженность.
Также обновляется срок при подаче иска — с момента принятия судебного решения о взыскании долгов. Но если по исковому заявление было отказано в рассмотрении, срок не приостанавливается и продолжает течение.
Для списания долгов, по которым еще не прошел исковой период, также необходимо подкрепление документальными доказательствами нереальности взыскания задолженности:
- выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации дебитора;
- постановление арбитражного суда о ликвидации должника и окончании конкурсного производства;
- постановление суда или ликвидирующей комиссии или ликвидирующего администратора о невозможности погашения долгов в связи с отсутствием средств и имущества у дебитора;
- акты судебных приставов о нереальности взимания необходимых средств и т.п.
Без подобных документов-доказательств кредитор не может произвести списание, так как это может обернуться обвинением в необоснованном и неправомерном воплощении положений бухгалтерского учета и уменьшении налогооблагаемой базы.
Списав долги, кредитор сохраняет подтверждающую документацию на протяжении нескольких лет. Согласно №402-ФЗ, раскрывающему нормы бухгалтерии, хранению первичные документы и регистры подлежат на протяжении пяти лет.
Налоговый кодекс установил обязательность сохранности отчетности в течение 4 лет. Отсчет для такого действия начинается не с даты формирования, а с момента списания задолженности по ним. Это обусловлено периодом, который охватывают камеральные и выездные налоговые проверки.
Сохранности подлежат и документы, удостоверяющие обстоятельства появления задолженности. Такие строгие правила документоведения обусловлены критическим отношением налоговых инспекций к заявляемым вычетам и вероятностью непризнания убытков, что повлечет штраф, пени, доначисление платежей, а также дополнительные меры контроля и необходимость корректировок деклараций.
Порядок на 2018 год
Для перевода долгов в резервы или финансовый результат требуется поэтапный процесс, включающий круг подготовительных мероприятий, издание распоряжения и непосредственную бухгалтерскую операцию. Первый шаг — это инвентаризация.
Дебиторская задолженность списывается не единым платежом, а обособленными суммами с наименованиями, что и становится причиной для инвентарного анализа.
Для осуществления инвентаризации необходимо письменное указание исполнительного органа предприятия — руководителя. Такой документ составляется по строгой форме ИНВ-22 из 88-ого Постановления Федеральной службы статистики. Однако допустимо использование бланка, сформированного бухгалтерией организации по своему усмотрению.
[docs]
Инвентаризация производится в компании по усмотрению руководства, за исключением случаев, непосредственно указанных в законодательстве. К ним относятся подготовка отчетности для органов ФНС и анализ имущества при списании долгов.
По каждому кварталу требуется инвентаризировать имущество субъекта при отнесении задолженности в резервы сомнительных долгов в целях налогообложения по главе 25 Налогового кодекса. В статье 266 указывается, что размер денежных средств, относимых к резервам, исчисляется исходя из инвентаризационных данных задолженности, выводимых по окончании квартала. Порядок процедуры каждая фирма закрепляет в своей учетной политике.
В справке представляются сведения:
- о дебиторах — обособленно о каждом из них (полное название, юридический адрес, контакты, специфика отношений);
- размеры долгов (время и обстоятельства образования);
- список подтверждающей документации.
Справка прилагается к акту инвентаризации и служит фундаментом для проверяющей группы при анализе расчетов с клиентами и поставщиками.
Что подлежит проверке:
- счет 60 — авансы поставщикам и подрядчикам и долги перед ними;
- счет 62 — авансы от покупателей и их долги;
- счета 66 и 67 — долги по займам и кредитам;
- счет 68 — излишне уплаченные суммы и долги по налогам и сборам;
- счет 69 — излишне уплаченные суммы и долги по страховым взносам;
- счет 70 — выплаты работникам и переплаты, начисление и неуплата трудовых вознаграждений;
- счет 71 — выплаты подотчетным лицам, не удостоверенные отчетами, и расходы подотчетных лиц, превышающие выданные суммы;
- счет 73 — долги сотрудников и сотрудникам по иным обстоятельствам;
- счет 75 — долги учредителей по содержанию своих долей, задолженности в дивидендах;
- счет 76 — суммы между дебиторами и кредиторами.
Итоги по инвентаризации указываются в акте по форме ИНВ-17. Также в документ вносится информация о части долгов, признанных дебиторами, и части — не признанных должниками. Утверждается доля задолженности, относимой к безнадежной по причине прошествии искового срока давности.
Суммы безнадежных долгов с просрочкой искового периода следует вывести в отдельную строку — для обоснованного их списания.
После рассмотрения акта руководство фирмы издает приказ о списании долгов. Форма распоряжения свободная. Зарегистрировав документ, бухгалтерия может фактически списать долги.
Примеры и проводки
При переводе задолженности от покупателей в расходы обязательно нужно учитывать фактор НДС. Если фирма работает по схеме начисления налога при поставке, то, следовательно, НДС был начислен еще при отгрузке товаров или услуг и его не нужно добавлять в сумму вновь. Противоположная ситуация, если предприятие работает по схеме НДС при оплате.
Если компания не образовала резервы сомнительных долгов, то долги списываются в расчет прибыли как часть внереализационных расходов.
Если резервы сформировались, то списание осуществляется со счета резервов. Проводка для такой операции выглядит так: Дт 63 Кт 62.
Примеры проводок: ООО «Вектор» осуществило инвентаризацию задолженности в 2015 году, выявила и отнесла в резервы долги в размере 100000 рублей. В следующем году один из заказчиков общества не оплатил поставку и вскоре прошел процедуру ликвидации. Нереальным долгом стала сумма в 200000 рублей. Общество работает по схеме НДС при оплате. НДС по сумме равен 30000 рублей.
Проводки:
- Дт 91-2 Кт 63 — образование резерва на 100000 руб;
- Дт 63 Кт 62 — списание со счета резерва в полном размере 100000 руб;
- Дт 91-2 Кт 62 — списание в расходы оставшихся 100000 руб;
- Дт 76 Кт 68 — начисление налога на добавленную стоимость в размере 30000 рублей.
Если возможно списание только определенной доли от всей суммы задолженности — например, при процедуре банкротства дебитора арбитражный суд признал его основные средства и обороты недостаточными для удовлетворения кредиторов и только часть средств отнес к возврату, а часть признал безнадежными к взысканию.
Тогда кредитор списывает определенную нереальной к возмещению сумму и получает другую часть:
- Дт 51 Кт 62 — должник уплатил часть долга;
- Дт 91-2 Кт 63 — списание оставшейся части.
В рамках налогового учета, который фирма ведет для исчисления налога на прибыль, процедура списания выглядит аналогично:
- долги относятся к внереализационным расходам при отсутствии резервов;
- наличие резерва ведет к списанию в финансовый результат долгов со счета резервов;
- если после этого осталась какая-либо сумма задолженности, она также списывается во внереализационные расходы.
Списанные суммы продолжают присутствовать на счетах кредитора на протяжении 5 лет — такая норма установлена на случай стабилизации финансового положения должника и появления возможности погасить долг.
Учет списания производится на забалансовом счете — 007.
Подробнее про дебиторскую задолженность – в данном видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются