Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Методы анализа дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность является частью более обширного понятия «Обязательство». Исполнения обязательства одного лица перед другим регулируется Гражданским кодексом, пункт 1 статьи 307.

Анализ ДЗ

Обязательство может заключаться не только в уплате денежных средств, но и в выполнении какого-либо действия, передаче определенного имущества, а также выполнении ряда работ. Иногда обязательство, наоборот, ограничивает действия юридического или физического лица. Дебиторами предприятия могут быть не только покупатели и заказчики, но и собственные работники, банки, учредители, подрядчики, налоговые органы, поставщики и т.д.

Необходимость в проведении

Зачем нужен анализОценка обязательств дебиторов на предприятии проводится для того, чтобы контролировать все долги и понимать, каково финансовое положение компании. Во-первых, с помощью такого исследования можно понять, в какие периоды оплачивают покупатели и заказчики, установить некую закономерность и вычислить, когда будет следующий платеж.

Во-вторых, анализ ДЗ всегда вскрывает слабые места, а именно, ненадежных партнеров, которые неисправно платят. Можно понять, откуда стоит ждать денег, а откуда нет. Также можно выявить обязательства, которые точно не будут исполнены и на которые не стоит рассчитывать вообще.

В-третьих, оценка имеющихся долгов дебиторов позволяет составить план дальнейшего сотрудничества с организациями и физическими лицами так, чтобы средства возвращались в компанию как можно быстрее, а риск невозврата уменьшался. Только такая политика может увеличить общий оборот организации и гарантировать ее дальнейшее существование.

Таким образом, анализ общей задолженности покупателей и заказчиков позволяет держать под контролем всех должников, учитывать те средства, которые может получить в течение ограниченного времени предприятие от своих партнеров.

Классификация

Классификация ДЗАнализ задолженности партнеров-дебиторов можно проводить по разным характеристикам. Это помогает рассмотреть задолженность со всех сторон и проследить развитие компании. Обязательно нужно выполнять оценку по следующим параметрам:

  1. По регионам. Данное исследование позволяет выявить убыточные филиалы предприятия.
  2. По видам клиентов. С помощью такого рассмотрения можно обнаружить сферы, в которых лучше не искать партнеров.
  3. По каждому клиенту. Метод очень четко выделяет неплатежеспособных партнеров, приносящих массу трудностей.
  4. По менеджерам, контролирующим проекты. Здесь же можно увидеть сотрудника, который имеет больше всех задолженностей. Возможно, проблему получится решить, поработав с менеджером.

Помимо указанных вариантов, нужно обязательно проводить оценку долгов дебиторов в динамике. К примеру, можно изучать их состояние по каждому месяцу, что позволит увидеть рост или спад. Увеличение общей суммы ДЗ может говорить о возникновении риска для компании.

Кроме того, проанализировав весь оборот организации, можно будет понять, насколько выгодно использование подобного способа привлечения клиентов. Возможно, намного проще работать только с теми заказчиками, которые готовы вносить оплату сразу же.

Показатели и учет

Обязательства дебиторов перед предприятием имеют ряд характеристик, которые выражаются в следующих показателях:

  1. Абсолютный показатель просроченной дебиторской задолженности. Данный показатель отражает точную сумму задолженностей, у которых уже закончился срок для уплаты, и с момента окончания срока прошло более трех месяцев.
  2. Оборачиваемость – очень важный показатель, который отражает количество оборотов, которые совершила сумма дебиторской задолженности за один отчетный период.
  3. Период погашения долгов дебиторами. Для определения данного показателя нужно разделить количество дней в отчетном периоде, как правило, 360 на оборачиваемость дебиторской задолженности. Полученное число будет являться оптимальным сроком для выплат. Следует понимать, что чем дольше покупатели тянут с оплатой, увеличивая длительность просроченного платежа, тем больше вероятность, что задолженность не будет погашена вообще.

Показатели и учет

Дебиторская задолженность обязательно отражается в бухгалтерском учете. Как правило, основные счета для проведения долгов под номером 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76. Дебет каждого из этих счетов включает задолженности в различных сферах.

Главные методики

Существует два основных способа проведения оценки дебиторской задолженности: сплошной и выборочный. В первом случае анализ проводится по всем показателям, по все дебиторам и по всем клиентам. Иначе говоря, анализируется вся дебиторская задолженность, имеющаяся на данный момент. Выборочное рассмотрение может касаться определенного периода, определенного партнера или сферы.

Также может быть использован метод дедукции. Для этого сначала проводится общий анализ всей дебиторской задолженности в организации, что позволяет в целом оценить обстановку. Затем проводится детальный анализ, который призван вскрыть слабые места и понять, почему образовалась задолженность такого размера. Ну а далее составляется специальный план, который позволит исправить положение. План берется под контроль, устанавливаются сроки и ответственные за определенные задачи.

Читайте также:   Анализ кредиторской задолженности, ее увеличение и уменьшение

Особенности оценки

Особенности оценки ДЗДебиторская задолженность, несмотря на то, что еще не получена предприятием, все-таки является его активом. Поэтому, как и любой другой актив, она имеет свою ценность, выраженную в денежном эквиваленте.

Оценка необходима для того, чтобы определить рыночную стоимость дебиторской задолженности на конкретный момент. Как правило, необходимость в оценке возникает, когда нужно точно установить финансовое состояние организации, ее эффективность, либо когда компания продается.

При проведении оценки учитывается наличие обеспечений по обязательствам. Хорошее обеспечение повышает стоимость дебиторской задолженности. Также важным фактором является наличие либо отсутствие каких-либо претензий по качеству продукции, поставленной дебитору.

Дело в том, что в случае недовольства дебитора, организация может просто потерять те средства, которые он должен, по причине невозврата. Ну и, к тому же, обязательно учитывается финансовое положение дебиторов на настоящий момент. Этот показатель демонстрирует возможности дебитора по возвращению долга.

Для проведения оценки дебиторской задолженности необходимо руководствоваться рядом документов, имеющих отношение к образованию долга и возможным попыткам урегулирования конфликта. Такими документами могут быть договора на поставку продукции или оказание услуг, акты приема-передачи товаров, накладные и прочие бумаги, позволяющие оценить движение материальных ценностей.

Также пригодятся документы, свидетельствующие об оплате, например, платежные квитанции. Если уже имеются судебные решения, то можно использовать и их, а также переписки с дебиторами по вопросу разрешения проблемы.

По результату анализа предприятие получает отчет о действительной рыночной стоимости одного из своих активов и понимает возможность требования определенной суммы.  Данный отчет можно в дальнейшем использовать в суде при урегулировании конфликта или при работе с самим дебитором.

Период сбора

Период сбора дебиторской задолженности – конкретный показатель, который высчитывается в каждом предприятии по стандартной формуле и определяет тот период, который дается дебиторам для оплаты своего долга за полученную продукцию.

Период сбора

Период сбора долгов равен числу дней отчетного периода, разделенного на среднюю оборачиваемость дебиторской задолженности. Как правило, в качестве делимого берется число 365, если отчетный период составляет один год, либо 30, если нужен отчет за месяц.

Если предприятие имеет большой период сбора, значит, имеются клиенты, которые очень долго оплачивают свои задолженности и не обладают большими финансовыми возможностями. Если же у организации короткий период сбора задолженности, значит, она работает с довольно узким сегментом и не охватывает клиентов рискованной группы.

Практика

На практике предприятия при анализе рассчитывают не только основные показатели дебиторской задолженности, но и ее состав, структуру и динамику. К примеру, обязательства дебиторов компании в 2013 году составляет 235061 рубль.

В 2014 году дебиторская задолженность той же компании составляет уже 234087 рублей. При этом расчеты с покупателями и заказчиками в первом случае равны 234615 рублей, а во втором – 233353 рубля. При этом остальные показатели практически идентичны в оба периода. На основании этих данных можно сделать вывод, что в 2014 году произошло уменьшение общей дебиторской задолженности за счет возврата долго от заказчиков и покупателей.

Таким образом, довольно просто, собрав все необходимые данные в одну таблицу, можно проследить динамику дебиторской задолженности и выявить слабые места.

Методы возврата дебиторской задолженности представлены в данном видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector