Оферта как вид договора: понятие, требования к составлению

Публичная оферта

Предпринимательский мир часто использует договор оферты для заключения различных сделок между двумя и более сторонами.

Причина популярности заключается в удобстве использования такой формы соглашения: оферта значительно упрощает порядок заключения сделок между контрагентами.

Особенно актуальным это становится тогда, когда по каким-либо причинам стороны не могут лично встретиться для узаконивания договорных отношений.

Оферта и акцепт

В России понятие оферты раскрывается в ст. 435 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с ней под офертой подразумевается предложение о заключении договора, которое формируется и отправляется от одного контрагента другому и предполагает, что получатель должен ответить на него в установленный срок.

Вторая сторона имеет право принять или отклонить предложение, поэтому вся передаваемая информация должна быть корректной и точной.

Кроме того, предложение не должно быть двусмысленным, иначе такое соглашение будет считаться недействительным.

Ст. 438 Гражданского кодекса РФ предоставляет возможность подачи предложения в устном и письменном виде одному или нескольким как физическим, так и юридическим лицам. При этом должны быть указаны все существенные условия договора.

Договор считается заключенным только в случае, если на отправленную оферту вторая сторона ответила согласием. Публичной офертой является договор, который направляется неопределенному кругу лиц.

Действие (согласие на представленные условия) называется акцепт. Он необходим для принятия переданного предложения контрагентом с целью ведения дальнейших дел между лицами или организациями на основании договора.

Заключение договорных отношений возможно только в том случае, если в акцепте содержатся все существенные условия будущего соглашения.

Для того чтобы действия по реализации соглашения оценивались как акцепт, адресат предложения должен ответить утвердительно на представленные условия.

Полное согласие на представленные условия — это единственный способ получения безоговорочного акцепта.

Правила подразумевают наложение обязательств на стороны для выполнения представленных пунктов.

Молчание не может трактоваться как согласие на представленные условия, только если обратное не прописано в самом контракте или это правило не устанавливается на законодательном уровне.

Отозвать оферту можно только по истечении предусмотренного законом срока. В течение этого же времени контрагент может отреагировать на поступившее ему предложение.

Виды оферт

Опыт международной торговли выявил два вида оферт: свободная и твердая.

Свободная оферта — это предложение, которое отправляется одной компанией сразу нескольким потенциальным контрагентам.

При этом срок, в течение которого должен быть получен ответ на поступившее предложение о взаимовыгодном сотрудничестве, не указывается.

Оно может быть направлено также после проведения переговоров для урегулирования разногласий и учета интересов каждой стороны.

Твердая оферта — это точное предложение, которое направляется определенному контрагенту.

Например, если приобрести товар предлагается только одной организации, в договоре содержатся данные о сроке действия предложения, размере партии и др.

В таком случае реализация товара с другим контрагентом будет возможна только по истечении срока акцепта или не ранее получения отказа от поступившего предложения.

Под офертой может подразумеваться любой документ, который содержит в себе какие-либо условия для заключения соглашения, нацеленные на заключение договора между двумя сторонами.

Проект также может считаться офертой, однако это не полноценное соглашение, так как в нем излагается только желание одной стороны, на которое вторая сторона должна ответить принятием или отклонением предложения.

Структура и требования к составлению

Как уже было сказано ранее, договор оферты подразумевает под собой предложение о сотрудничестве или предоставлении услуг на основе определенных условий. Принять или нет полученное предложение — решать второй стороне.

Лучше всего оферта подходит в случаях, когда у лиц нет возможности встретиться в одном месте либо необходим охват нескольких потенциальных получателей.

Требований к составлению оферты не так много, но их следует неукоснительно соблюдать.

Во-первых, составленный договор обязан давать конкретную информацию, так как расплывчатое содержание может повлечь за собой двусмысленную трактовку предмета сделки и иных существенных условий договора, что не дозволяется законодательством РФ.

Во-вторых, в будущем соглашении должны фигурировать нормативные акты, которые планируется использовать для регулирования отношений между сторонами.

Кроме того, договор оферты имеет четкую структуру, в нем должны быть отражены следующие пункты:

  • информация об объекте;
  • стоимость предоставления товара или услуги;
  • способ оплаты;
  • характеристика объекта и его описание;
  • формы заключения договора;
  • способы связи с продавцом;
  • ответственность сторон (в случае несоблюдения обоюдных обязанностей).

Опираясь на эти пункты, можно заметить, что структура оферты практически идентична обычному договору.

Однако с юридической точки зрения оферта не является договором до тех пор, пока не будет подписана второй стороной.

Подпись оферента на договоре

Все реквизиты, указанные в полноценном договоре оферты, должны быть корректными.

В противном случае договор не только не будет действительным, но и повлечет за собой массу проблем для оферента.

В конце документа обязательно должна стоять подпись лица, ответственного за оферту.

Отсутствие подписи и реквизитов оферента сделает предложение недействительным.

Важным этапом составления является оформление соглашения, для чего необходимо соблюдать определенные требования и обязанности.

В зависимости от индивидуальных особенностей товара или услуги могут быть определены уникальные условия составления договора оферты.

Документы для скачивания (бесплатно)

Значимые условия

На заключение договора оферты влияет множество нюансов, которые действуют в зависимости от места, где заключается договор.

Так, в ряде европейских стран существенные условия оферты могут иногда отличаться друг от друга.

Законодательство США и Великобритании устанавливает, что в договоре может не указываться конкретный момент проведения сделки, но при этом главным основанием для заключения оферты является строгое соблюдение существенных условий сделки.

Ярким примером такого подхода является отсутствие точной стоимости, которая может определяться как «разумная».

Отечественное законодательство различает рекламу и оферту. Оно указывает, что подобные соглашения в обязательном порядке должны содержать все существенные условия для заключения соглашения между сторонами.

Главное различие между офертой и рекламой заключается в том, что отправитель предложения обязан согласиться на составление договора на основе представленных им самим условий.

А вот информация, содержащаяся в рекламе, не подразумевает никаких обязательств, поэтому не может служить основанием для заключения договора между сторонами.

Так как оферта накладывает на контрагентов ряд обязательств, нередки случаи нарушения ее условий.

В большинстве случаев распространены следующие из них:

  • невыполнение условий оферты;
  • замена условий при заключении договора;
  • некачественное выполнение условий.
Так как самым распространенным примером нарушения публичного предложения является различие в стоимости товара на ценнике и на кассе, клиентам особенно внимательно нужно подходить к этому вопросу.

Невнимательность клиентов позволяет организации не выполнять первоначальные условия оферты или изменять их по своему усмотрению, нарушая условия договора. Однако такой «трюк» будет невозможен, если клиент будет осторожен.

Варианты ответа на предложение

Деловой этикет — это важная составляющая жизни любой компании, организации или частного лица. От него во многом зависит то, какие отношения сложатся между контрагентами в деловом обществе.

Несмотря на то что большинство отправляемых оферт остаются без ответа, организация или частное лицо из уважения может составить следующие варианты ответа:

  • согласие с первоначальными условиями;
  • переговоры (в случае готовности получателя принять условия договора, но лишь после внесения конкретных изменений в оферту);
  • отказ (сообщение о невозможности заключения договора).

В некоторых случаях ответ на оферту избавляет клиента от повторного рассмотрения одного и того же предложения.

Преимущества и недостатки

Как и любой другой тип договоров, оферта имеет свои плюсы и минусы.

К преимуществам этого вида гражданско-правовых отношений можно отнести следующие:

  • возможность заключить договор сразу с несколькими лицами или организациями;
  • экономия времени на переговоры с каждым лицом об условиях сделки;
  • незамедлительное подписание грамотно составленной оферты с выгодными условиями;
  • обязанность обеих сторон выполнять условия договора.

Недостатки договора оферты вытекают непосредственно из подписанных условий, поэтому при составлении предложения необходимо иметь это в виду.

Во-первых, отправитель не имеет права не подписать соглашение, если компания, получившая оферту, согласилась с ее условиями и изъявила желание начать сотрудничество.

Во-вторых, долгое время предложение может быть без ответа, а это значит, что в случае возникновения у отправителя непредвиденных обстоятельств выполнить все условия оферты он не сможет.

В зависимости от вида распространяемых товаров и услуг отдельные пункты договора могут корректироваться, но это должно отражаться в дополнительных соглашениях.

Подробнее о договоре оферты на примере сделок с недвижимостью можно узнать из видео.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных