Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Договор франчайзинга и договор коммерческой концессии: что говорит российское законодательство

Договор франшизы

Франчайзинг служит верным средством начать и развивать свое дело как для начинающего бизнесмена, так и для опытного обладателя права.

Однако в силу отсутствия единого международного подхода по урегулированию в этой сфере между партнерами могут появиться разногласия.

Поэтому обеим сторонам необходимо ознакомиться с порядком вступления в данные правоотношения.

Российский аналог западной франшизе

Под франчайзинговой договоренностью в классическом понимании подразумевается предоставление владельцем франшизы целого комплекса исключительных прав на бизнес.

Сделка франчайзинга не одинаково используется в законодательстве всех стран.

Научные сотрудники пришли к выводу, что предоставление франшизы – это метод ведения переговоров и получения прав, а поэтому каждое государство вправе уточнять детали подобных правоотношений применительно к своему законодательству.

Так, покупателю дается в пользование:

  • репутация компании;
  • реклама товаров;
  • производственные технологии, оборудование;
  • товарный знак и др.

Термин франчайзинг не применяется в российском законодательстве, точно так же как и дистрибуция.

Бизнес по франшизе

Однако эти модели выстраивания отношения позволяют создавать и развивать бизнес, имея при этом множество преимуществ, таких как обеспечение окружающих информацией, дополнительные способы продвижения услуг и товаров и т. п.

В российском гражданском праве используется понятие коммерческой концессии.

Данный договор регулируется гл. 54 Гражданского кодекса РФ и используется контрагентами как аналог зарубежному франчайзингу.

Ст. 1027 ГК РФ содержит определение договора коммерческой концессии (далее – ДКК), которое практически полностью совпадает с принципами франчайзинга.

Если посмотреть на этимологическое значение обоих терминов, то слово «франшиза» заимствовано из французского языка и переводится как «право, привилегия». «Концессия» произошла от латинского языка и означает «разрешение, уступка».

Таким образом, совместное использование данных слов означает разрешение на право или привилегию.

Франшиза используется для определения сущности сделки, а концессия – это способ заключения правоотношений по предмету франшизы.

Поэтому и нормативное регулирование ДКК в каждой стране имеет свои особенности, а привилегии по нему несут тождественный характер.

Нормативно-правовое регулирование

На отношения, формируемые в рамках ДКК, распространяются общие правила о договорных отношениях.

Согласно ДКК, правообладатель разрешает получателю использовать исключительные права.

ДКК применяется для скорейшего запуска в массы товаров или услуг с целью сбыта в крупных масштабах.

Исходя из этих признаков, можно выделить несколько групп норм, которые регулируют данный тип правоотношений:

В п. 4 ст. 1027 ГК РФ также указано, что к такому договору применяются нормы о лицензировании, регламентированные разделом VII ГК РФ.

Поскольку в гл. 9 ГК РФ изложены правила, применяемые ко всем сделкам, более подробно стоит остановиться на гл. 54 ГК РФ, посвященной ДКК.

Законодатель устанавливает следующие нормы:

  1. Общие требования к сделке (ст. 1027, 1028 ГК РФ): предмет договора, участники, требование о письменной форме соглашения и обязательной государственной регистрации. Несоблюдение одного из требований влечет за собой несостоятельность сделки.
  2. Нормы о правах и обязанностях сторон, возможность субконцессии, пункт о преимущественном праве (ст. 1029-1035 ГК РФ).
  3. Порядок изменения соглашения и расторжение правоотношений, последствия данных действий (ст. 1036-1040 ГК РФ).

Главные моменты при заключении договора

Договоренность по коммерческой концессии оформляется в письменной форме и регистрируется в Роспатенте.

Текст ДКК обычно составляется правообладателем, поскольку он имеет больший опыт. Задача получателя – проверить действительность франшизы.

Для того чтобы убедиться в благонадежности продавца, пользователь должен проверить действительность приобретаемого разрешения в следующих источниках:

  • налоговые базы;
  • реестры арбитражных решений и практика по вопросу приобретения и пользования франшизой другими контрагентами организации;
  • реестры службы судебных приставов на предмет взысканий.

Кроме того, необходимо будет проверить правообладателя на факт возбуждения в отношении него дела о банкротстве. Когда информация проверена, можно приступать к переговорам.

Список участников

Исходя из ГК РФ, сторону, которая обладает правом, называют правообладателем, а получателя этого права – пользователем.

Во франчайзинге же стороны именуются франчайзер и франчайзи соответственно.

Итак, сторонами ДКК могут быть:

  • коммерческие предприятия;
  • лица, зарегистрированные частными предпринимателями.

Это требование относится как к франчайзеру, так и к франчайзи (см. ч.3 ст. 1027 ГК РФ).

Обязанность регистрировать соглашение

Исходя из ст. 1028 ГК РФ, ДКК регистрируется в Роспатенте. Если соглашение не зарегистрировано, то сделка считается несостоявшейся.

Процедура регистрации проводится согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 №1416 «О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на…».

Если франчайзи начинает пользоваться объектами интеллектуальной собственности (далее – ИС) правообладателя до регистрации, то франчайзер имеет право обвинить первого в незаконном использовании исключительных прав.

Согласно ст. 1031 ГК РФ,  задача регистрировать сделку ложится на франчайзера, однако пользователь может взять ответственность на себя, о чем нужно прописать в договоре во избежание проблем с налоговой.

Если договоренность изменяется или расторгается, то эти данные также регистрируются в Роспатенте.

Существенные условия договоренности

Текст сделки должен быть грамотным и содержать все необходимые условия.

Пункты, без которых соглашение считается незаключенным, называются существенными и состоят из:

  • предмета договора;
  • вознаграждения правообладателя (сроки и периодичность выплаты средств за пользование исключительными правами);
  • порядка использования объектов ИС;
  • пункта о неразглашении торговых секретов правообладателя;
  • требований к пользователю поддерживать авторитет франчайзера (качественное исполнение требований сделки).

К прочим условиям ДКК относят:

  • территориальные ограничения на использование объектов ИС;
  • продолжительность заключения соглашения;
  • право вступления в субконцессию;
  • запрет конкурировать с франчайзером на определенной территории;
  • ограничение на ведение общих дел с конкурентами франчайзера;
  • требование о согласовании с правообладателем локации размещения организации;
  • политика ценообразования.

Если стороны обратят внимание как на существенные, так и на дополнительные условия, им удастся в дальнейшем избежать недопонимания и споров.

Читайте также:   Как составить смету на строительные работы

Использование товарного знака

Товарный знак (далее – ТЗ) используется практически во всех видах бизнеса – от продаж до сферы услуг.

Существует несколько способов использовать ТЗ:

  • маркировать товары;
  • использовать на документах;
  • делать вывески;
  • использовать в объявлениях или других рекламных материалах;
  • указывать на сайте.

ТЗ используется пользователем на оговоренной с правообладателем территории. Передача пользователем прав на ТЗ другим субъектам возможна при включении правообладателем данного пункта в ДКК.

Пользователь не вправе использовать товарный знак после расторжения ДКК. Из этого следует, что срок действия разрешения на применение ТЗ совпадает с длительностью основной сделки концессии.

Эксклюзивные права на локацию

Нередко получатели прав желают оставаться единственными представителями марки на определенной территории и не конкурировать с франчайзером или потенциальными франчайзи.

Тогда уместно дополнить текст договора пунктом об эксклюзивном праве на местность.

Такое условие обезопасит от конкуренции пользователя, но не даст гарантии правообладателю, что его партнер надлежащим образом будет выполнять свои обязательства.

При наличии таких опасений стороны могут включить в ДКК пункт о предоставлении эксклюзивных прав на определенных условиях (например, при добросовестном выполнении пользователем обязательств).

Ограничение конкуренции

Франчайзеру нет смысла предоставлять франшизу, если он желает использовать право самостоятельно.

Но в договоренности все же следует уточнить, по каким пунктам стороны не должны конкурировать:

  1. Объект. Пользователю запрещается вступать в правоотношения с конкурентами. Это условие может устанавливаться как на время действия сделки, так и после ее завершения.
  2. Локация. Стороны должны прописать в договоре местность распространения действия пункта.
  3. Временной промежуток. Сроки, когда пользователь сможет работать с конкурентами, ограничиваются периодом действием договора, иногда – несколькими годами после его расторжения, редко – навсегда.
  4. Субъект. Считается, что участник сделки и связанные с ним лица не могут работать с конкурентами. Но на практике этот пункт сложно проверить, так как можно зарегистрировать конкурирующий бизнес на другое доверенное лицо.

Работа с поставщиками

Для того чтобы поставщики правообладателя не отказывались от работы с новым партнером, следует прописать этот пункт в ДКК.

Работа с одними же поставщиками обеспечит франчайзи такими преимуществами, как:

  • соответствующее качество товаров;
  • скидки и накопительные бонусы.

Ремонт и перепланировка точки

Нередко правообладатели решают усовершенствовать бизнес и произвести перепланировку точки.

Не каждый пользователь обрадуется подобным изменениям, поскольку это неизбежно влечет за собой дополнительные затраты, особенно если франшиза была приобретена недавно.

Во избежание таких ситуаций следует описать в документе предположительные сроки ремонта и порядок компенсации.

Обучение франчайзи

Обучение преемника входит в обязанности правообладателя.

Оплата за эту услугу может включаться в стоимость франшизы либо идти отдельным предложением за дополнительную плату.

Франчайзи вправе отказаться от услуги, но в случае согласия порядок расчета и обучения должен быть отражен в документе.

Взносы на маркетинг

Как и обучение, реклама оплачивается двумя способами – через паушальный взнос или путем отдельных выплат.

Однако в первом случае нередко реклама осуществляется на государственном, а не на местном уровне, что может вызвать разочарование у франчайзи.

Чтобы не было разногласий, порядок выплат и проведения маркетинговых операций на разных уровнях должен прописываться в ДКК.

Начисление вознаграждения

ДКК является оплачиваемой сделкой. Условие о вознаграждении франчайзера относится к существенным, поэтому неуказание данного пункта свидетельствует об отсутствии заключенной сделки.

ГК РФ не ограничивает стороны в выборе формы вознаграждения. Так, в ст. 1030 ГК РФ указывается, что оплата производится в виде:

  • фиксированного разового или периодического платежа;
  • части от прибыли;
  • наценки и др.
Нередко устанавливаются периодические платежи правообладателю, а также разовое отчисление пользователю средств для старта бизнеса, приобретения товара и оборудования для начала концессионного бизнеса.

Используют несколько систем вознаграждения франчайзера:

  • паушальный взнос (единоразовая фиксированная сумма на получение права);
  • роялти (последующие платежи, зависящие от доходов франчайзи).

На практике могут использоваться одновременно две системы вознаграждения, хотя некоторые франчайзеры устанавливают только вступительную плату или регулярные платежи без первоначального взноса.

Проверка и отчетность

Правообладатель вправе проверять преемника на соблюдение условий сделки – качества предоставления услуг или поставки товаров. Когда пользователь грубо нарушает правила, то его могут лишить франшизы.

Правообладатели лояльно относятся к мелким нарушениям, обращая внимание лишь на существенные недостатки.

Для большей вероятности благополучного исхода проверки пользователь должен позаботиться о своевременной выплате вознаграждения.

Срок действия, право уступки и возможность расторжения

Как уже было сказано, период действия договора прописывается сторонами, однако любая из сторон может прекратить правоотношения раньше положенного срока.

Чтобы обойтись без судебных тяжб, стороны должны четко прописать порядок отказа от сделки, условия передачи бизнеса франчайзи другому субъекту и требования к нему самому.

На практике право отказа от сделки в одностороннем порядке остается за правообладателем, в то время как пользователь обязывается предупредить о выходе из бизнеса (за 6 месяцев для постоянных договоренностей и за 2 недели – для срочных).

Сторонам следует прописать не только условия для разрыва ДКК, но и последствия расторжения соглашения.

[docs]

Стоит ли приобретать франшизу

Приобретая франшизу, лицо получает возможность вести уже сложившийся бизнес по готовому примеру, что значительно облегчает задачу бизнесмена и минимизирует риски провала затеи.

Однако для того чтобы не попасть в ловушку, следует подробно изучить условия договора, выявить невыгодные пункты и обязательно подумать о последствиях расторжения сделки.

Также не следует упускать из внимания обязательство по регистрации договоренности, иначе есть риск быть осужденным за незаконное использование объектов ИС.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector