Содержание статьи
Франчайзинг служит верным средством начать и развивать свое дело как для начинающего бизнесмена, так и для опытного обладателя права.
Однако в силу отсутствия единого международного подхода по урегулированию в этой сфере между партнерами могут появиться разногласия.
Поэтому обеим сторонам необходимо ознакомиться с порядком вступления в данные правоотношения.
Российский аналог западной франшизе
Под франчайзинговой договоренностью в классическом понимании подразумевается предоставление владельцем франшизы целого комплекса исключительных прав на бизнес.
Сделка франчайзинга не одинаково используется в законодательстве всех стран.
Так, покупателю дается в пользование:
- репутация компании;
- реклама товаров;
- производственные технологии, оборудование;
- товарный знак и др.
Термин франчайзинг не применяется в российском законодательстве, точно так же как и дистрибуция.
Однако эти модели выстраивания отношения позволяют создавать и развивать бизнес, имея при этом множество преимуществ, таких как обеспечение окружающих информацией, дополнительные способы продвижения услуг и товаров и т. п.
В российском гражданском праве используется понятие коммерческой концессии.
Данный договор регулируется гл. 54 Гражданского кодекса РФ и используется контрагентами как аналог зарубежному франчайзингу.
Ст. 1027 ГК РФ содержит определение договора коммерческой концессии (далее – ДКК), которое практически полностью совпадает с принципами франчайзинга.
Таким образом, совместное использование данных слов означает разрешение на право или привилегию.
Франшиза используется для определения сущности сделки, а концессия – это способ заключения правоотношений по предмету франшизы.
Поэтому и нормативное регулирование ДКК в каждой стране имеет свои особенности, а привилегии по нему несут тождественный характер.
Нормативно-правовое регулирование
На отношения, формируемые в рамках ДКК, распространяются общие правила о договорных отношениях.
Согласно ДКК, правообладатель разрешает получателю использовать исключительные права.
Исходя из этих признаков, можно выделить несколько групп норм, которые регулируют данный тип правоотношений:
- общие нормы о сделках, предусмотренные ч. 1 гл. 9 ГК РФ;
- специальные нормы, детализирующие концессию (ч. 2 гл. 54 ГК РФ).
В п. 4 ст. 1027 ГК РФ также указано, что к такому договору применяются нормы о лицензировании, регламентированные разделом VII ГК РФ.
Поскольку в гл. 9 ГК РФ изложены правила, применяемые ко всем сделкам, более подробно стоит остановиться на гл. 54 ГК РФ, посвященной ДКК.
Законодатель устанавливает следующие нормы:
- Общие требования к сделке (ст. 1027, 1028 ГК РФ): предмет договора, участники, требование о письменной форме соглашения и обязательной государственной регистрации. Несоблюдение одного из требований влечет за собой несостоятельность сделки.
- Нормы о правах и обязанностях сторон, возможность субконцессии, пункт о преимущественном праве (ст. 1029-1035 ГК РФ).
- Порядок изменения соглашения и расторжение правоотношений, последствия данных действий (ст. 1036-1040 ГК РФ).
Главные моменты при заключении договора
Договоренность по коммерческой концессии оформляется в письменной форме и регистрируется в Роспатенте.
Для того чтобы убедиться в благонадежности продавца, пользователь должен проверить действительность приобретаемого разрешения в следующих источниках:
- налоговые базы;
- реестры арбитражных решений и практика по вопросу приобретения и пользования франшизой другими контрагентами организации;
- реестры службы судебных приставов на предмет взысканий.
Кроме того, необходимо будет проверить правообладателя на факт возбуждения в отношении него дела о банкротстве. Когда информация проверена, можно приступать к переговорам.
Список участников
Исходя из ГК РФ, сторону, которая обладает правом, называют правообладателем, а получателя этого права – пользователем.
Во франчайзинге же стороны именуются франчайзер и франчайзи соответственно.
Итак, сторонами ДКК могут быть:
- коммерческие предприятия;
- лица, зарегистрированные частными предпринимателями.
Это требование относится как к франчайзеру, так и к франчайзи (см. ч.3 ст. 1027 ГК РФ).
Обязанность регистрировать соглашение
Исходя из ст. 1028 ГК РФ, ДКК регистрируется в Роспатенте. Если соглашение не зарегистрировано, то сделка считается несостоявшейся.
Процедура регистрации проводится согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 №1416 «О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на…».
Согласно ст. 1031 ГК РФ, задача регистрировать сделку ложится на франчайзера, однако пользователь может взять ответственность на себя, о чем нужно прописать в договоре во избежание проблем с налоговой.
Если договоренность изменяется или расторгается, то эти данные также регистрируются в Роспатенте.
Существенные условия договоренности
Текст сделки должен быть грамотным и содержать все необходимые условия.
Пункты, без которых соглашение считается незаключенным, называются существенными и состоят из:
- предмета договора;
- вознаграждения правообладателя (сроки и периодичность выплаты средств за пользование исключительными правами);
- порядка использования объектов ИС;
- пункта о неразглашении торговых секретов правообладателя;
- требований к пользователю поддерживать авторитет франчайзера (качественное исполнение требований сделки).
К прочим условиям ДКК относят:
- территориальные ограничения на использование объектов ИС;
- продолжительность заключения соглашения;
- право вступления в субконцессию;
- запрет конкурировать с франчайзером на определенной территории;
- ограничение на ведение общих дел с конкурентами франчайзера;
- требование о согласовании с правообладателем локации размещения организации;
- политика ценообразования.
Если стороны обратят внимание как на существенные, так и на дополнительные условия, им удастся в дальнейшем избежать недопонимания и споров.
Использование товарного знака
Товарный знак (далее – ТЗ) используется практически во всех видах бизнеса – от продаж до сферы услуг.
Существует несколько способов использовать ТЗ:
- маркировать товары;
- использовать на документах;
- делать вывески;
- использовать в объявлениях или других рекламных материалах;
- указывать на сайте.
ТЗ используется пользователем на оговоренной с правообладателем территории. Передача пользователем прав на ТЗ другим субъектам возможна при включении правообладателем данного пункта в ДКК.
Пользователь не вправе использовать товарный знак после расторжения ДКК. Из этого следует, что срок действия разрешения на применение ТЗ совпадает с длительностью основной сделки концессии.
Эксклюзивные права на локацию
Нередко получатели прав желают оставаться единственными представителями марки на определенной территории и не конкурировать с франчайзером или потенциальными франчайзи.
Тогда уместно дополнить текст договора пунктом об эксклюзивном праве на местность.
При наличии таких опасений стороны могут включить в ДКК пункт о предоставлении эксклюзивных прав на определенных условиях (например, при добросовестном выполнении пользователем обязательств).
Ограничение конкуренции
Франчайзеру нет смысла предоставлять франшизу, если он желает использовать право самостоятельно.
Но в договоренности все же следует уточнить, по каким пунктам стороны не должны конкурировать:
- Объект. Пользователю запрещается вступать в правоотношения с конкурентами. Это условие может устанавливаться как на время действия сделки, так и после ее завершения.
- Локация. Стороны должны прописать в договоре местность распространения действия пункта.
- Временной промежуток. Сроки, когда пользователь сможет работать с конкурентами, ограничиваются периодом действием договора, иногда – несколькими годами после его расторжения, редко – навсегда.
- Субъект. Считается, что участник сделки и связанные с ним лица не могут работать с конкурентами. Но на практике этот пункт сложно проверить, так как можно зарегистрировать конкурирующий бизнес на другое доверенное лицо.
Работа с поставщиками
Для того чтобы поставщики правообладателя не отказывались от работы с новым партнером, следует прописать этот пункт в ДКК.
Работа с одними же поставщиками обеспечит франчайзи такими преимуществами, как:
- соответствующее качество товаров;
- скидки и накопительные бонусы.
Ремонт и перепланировка точки
Нередко правообладатели решают усовершенствовать бизнес и произвести перепланировку точки.
Во избежание таких ситуаций следует описать в документе предположительные сроки ремонта и порядок компенсации.
Обучение франчайзи
Обучение преемника входит в обязанности правообладателя.
Оплата за эту услугу может включаться в стоимость франшизы либо идти отдельным предложением за дополнительную плату.
Франчайзи вправе отказаться от услуги, но в случае согласия порядок расчета и обучения должен быть отражен в документе.
Взносы на маркетинг
Как и обучение, реклама оплачивается двумя способами – через паушальный взнос или путем отдельных выплат.
Чтобы не было разногласий, порядок выплат и проведения маркетинговых операций на разных уровнях должен прописываться в ДКК.
Начисление вознаграждения
ДКК является оплачиваемой сделкой. Условие о вознаграждении франчайзера относится к существенным, поэтому неуказание данного пункта свидетельствует об отсутствии заключенной сделки.
ГК РФ не ограничивает стороны в выборе формы вознаграждения. Так, в ст. 1030 ГК РФ указывается, что оплата производится в виде:
- фиксированного разового или периодического платежа;
- части от прибыли;
- наценки и др.
Используют несколько систем вознаграждения франчайзера:
- паушальный взнос (единоразовая фиксированная сумма на получение права);
- роялти (последующие платежи, зависящие от доходов франчайзи).
На практике могут использоваться одновременно две системы вознаграждения, хотя некоторые франчайзеры устанавливают только вступительную плату или регулярные платежи без первоначального взноса.
Проверка и отчетность
Правообладатель вправе проверять преемника на соблюдение условий сделки – качества предоставления услуг или поставки товаров. Когда пользователь грубо нарушает правила, то его могут лишить франшизы.
Для большей вероятности благополучного исхода проверки пользователь должен позаботиться о своевременной выплате вознаграждения.
Срок действия, право уступки и возможность расторжения
Как уже было сказано, период действия договора прописывается сторонами, однако любая из сторон может прекратить правоотношения раньше положенного срока.
На практике право отказа от сделки в одностороннем порядке остается за правообладателем, в то время как пользователь обязывается предупредить о выходе из бизнеса (за 6 месяцев для постоянных договоренностей и за 2 недели – для срочных).
Сторонам следует прописать не только условия для разрыва ДКК, но и последствия расторжения соглашения.
[docs]
Стоит ли приобретать франшизу
Приобретая франшизу, лицо получает возможность вести уже сложившийся бизнес по готовому примеру, что значительно облегчает задачу бизнесмена и минимизирует риски провала затеи.
Однако для того чтобы не попасть в ловушку, следует подробно изучить условия договора, выявить невыгодные пункты и обязательно подумать о последствиях расторжения сделки.
Также не следует упускать из внимания обязательство по регистрации договоренности, иначе есть риск быть осужденным за незаконное использование объектов ИС.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2018.12.04НДФЛПравила проставления печати на 2-НДФЛ в 2020 году
- 2018.12.04Уставные документыЧто означает ОГРН и как его узнать по ИНН
- 2018.11.13Получить или проверить лицензиюПолучение лицензии для медкабинета: какое требуется оснащение
- 2018.11.13Общие вопросыКакие права есть у акционеров: основания для классификации