Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Образец акта о браке товара на производстве

Акт о браке продукции необходимо подготовить в случае, если была произведена некачественная продукция. Явление это нередкое, так что данный документ издаётся довольно часто. В него заносят сведения о лицах, выявивших факт дефектов, и тех, чьи действия привели к повреждению.

Акт о браке товара

Документ важен не только для внутреннего учёта предприятия, но и необходим налоговикам для пересчёта конечной налоговой нагрузки.

Когда составляется

Все дефекты можно соотнести к двум группам:

  1. Видны невооружённым глазом. Их можно обнаружить сразу, без попытки использования товара по назначению.
  2. Скрытые дефекты, выявить которые можно только при проверке рабочего состояния или подробного осмотра.

Всего есть три ситуации, при которых субъекту необходимо подготовить данный документ:

  1. В момент производства товара. Технологический брак может произойти из-за некачественных материалов или несоблюдения условий производства.
  2. При покупке продукции – в таком случае бракованное изделие заменяют на другое, либо возвращают покупателю деньги.
  3. На стадии приёма товара конечным потребителем – либо в день передачи имущества поставщиком покупателю, либо же в момент непосредственного использования товара по назначению. В данном случае изделие возвращается продавцу, а покупатель затребует возврат потраченных средств.

Изданный акт подтверждает, что по результатам проведённой проверки данный товар использовать по назначению нельзя, т.е. он утратил основные качества и свойства или имеет испорченный внешний вид.

Независимо от того, на каком этапе были обнаружены повреждения, подготавливают акт в едином порядке.

Браком также считается производство изделия, которое не соответствует изначально затребованным качествам. Однако, если требования к качеству продукции предъявлены выше тех, что установлены законом, продукция не считается дефектной.

Форма и содержание документа и инструкция по составлению

Процедура создания акта предусматривает коллегиальные действия, для чего на предприятии собирают специальную комиссию. Её численность должна составлять не меньше 2 человек, а конечная цель – определить и утвердить факт дефектности изделия.

Назначает её руководитель, утверждая факт создания и состава комиссии в изданном приказе. Стать участником комиссии могут только:

  • работники, которые имеют необходимые знания и квалификации для выявления брака в товаре;
  • должностные лица, отвечающие за целостность продукции (например, менеджер поставки товара);
  • сторонние эксперты, которых привлекают к оценке состояния товара и утверждению факта брака.

Следует рационально разделить ответственность между всеми участниками и выделить из состава комиссии главу (председателя) и рядовых членов. Полномочия между всей коллегией также распределяются решением руководителя.

Форма и содержание документа

Строгой формы акта в законодательстве не установлено. Все хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно документально определить способ документальной фиксации факта дефектности продукции. Обычно действуют одним из двух путей:

  1. Акт готовят в свободной форме каждый раз, когда установлен брак. Это менее удобно, если через компанию проходит большой объём товара.
  2. Подготовить шаблон данного документа, который будет использоваться во всех случаях обнаружения брака, и утвердить его в учётной политике организации.

Можно воспользоваться одним из бланков, подготовленных Госкомстатом РФ. Однако независимо от избранного способа, в акте обязательно указывают следующие данные:

  • о предприятии;
  • наименование документа;
  • номер и дата составления;
  • подразделение и лица, которые составляют данную бумагу;
  • номер и дата приказа, на основе которого создали и утвердили состав комиссии;
  • обстоятельства, при которых были обнаружены повреждения (кто первым выявил, в какой ситуации и т.п.);
  • дата составления акта и должности лиц, утвердивших документ (руководитель организации);
  • состав комиссии с указанием должности и квалификации всех лиц;
  • люди, задействованные при фиксации брака;
  • информация о дефектном товаре (количество единиц, общая стоимость и пр.);
  • количество подготовленных экземпляров документа и стороны, которые получат их.
Акт сопровождается фото или видео, наглядно подтверждающие факт дефектности изделий. Все сведения о бракованных изделиях в документе обычно отражают в виде таблицы. Общая сумма списанного товара указывается цифрами и прописью.

В конце документа расположена часть с выводами, где указывают:

  • лица, виновные в дефектности продукции;
  • сумма, подлежащая списанию с виновников в качестве оплаты материального ущерба.

В законодательстве РФ не установлено, что нужно в обязательном порядке взыскивать ущерб с провинившихся работников компании. Вместо этого руководитель может применить по отношению к ним иной вид наказания – выговор, замечание и т.п.

Читайте также:   Как составить предварительный договор аренды нежилого помещения

На документе проставляются подписи всех членов комиссии. Печать ставится по желанию самой организации. Подготовлен акт может быть на обычном листе A4 или на фирменном бланке предприятия (второй вариант практичнее, поскольку на бумаге уже будут указаны её реквизиты).

Если дефектные изделия были обнаружены в разных партиях товара, подготовленных производителем или уже поступивших к поставщику, на каждую партию и всех поставщиков составляются отдельные акты. Причём продукцию с требуемым качеством указывать отдельно не потребуется – необходимо лишь в конце акта приписать, что к остальному товару в партии претензий не установлено.

Несмотря на наличие подписей всей участников комиссии, именно подпись руководителя организация подтверждает факт, что акт был утверждён.

[docs]

Последствия выявления брака и создание акта выбраковки

При появлении «некондиции» данную проблему можно разрешить следующими способами:

  1. Выставить определённый процент списания от товарооборота и определить, куда отправятся бракованные изделия – назад поставщику или в утилизацию.
  2. Оформляют полное списание брака.
  3. Проводят замену повреждённых изделий на те, что обладают надлежащим качеством (тогда поставщик с собственных средств заберёт бракованный товар и поставит вместо него новый).

Если брак был обнаружен уже после доставки получателю, составляют 3 экземпляра акта. Но если поставка бракованного товара привела к появлению убытков у одной из сторон сделки, то этот факт необходимо отразить в документе.

По одному бланку получают:

  1. Получатель бракованного товара.
  2. Компания, осуществлявшая транспортировку изделия.
  3. Поставщик продукции.

Готовый товар проходит проверку в момент поступления на склад, причём осматривают поставку в присутствии:

  1. Представителя поставщика имущества.
  2. Работника транспортной компании (происходит, когда в транспортировке задействована третья сторона).

В комиссию привлекают представителей всех сторон процесса поставки, чтобы не допустить дальнейших разногласий между партнёрами. Позже, если спор не будет улажен, данный документ будет рассматриваться в суде.

Если дефектные изделия было решено вернуть поставщику, для этого составляется отдельный акт о возврате бракованного товара.

Заполнять документ нужно внимательно, поскольку за допущенные ошибки и указание заведомо ложной информации уполномоченные лица могут привлечь к оплате штрафа.

Акт необходим по следующим причинам:

  1. На его основе получатель товара вправе направить претензию к поставщику. Благодаря ей он в дальнейшем получит назад уплаченные средства за «некондицию».
  2. Акт задействован при проведении бухгалтерских операций – продавец сможет получить бракованное изделие назад (списав его во внутренней документации, направив на восстановление или изъятие неповреждённых элементов), а покупатель уберёт доставленный товар из списка учёта поступившей продукции.
  3. Брак, выявленный непосредственно при использовании товара, конечный потребитель сможет на основе акта списать его с учёта.
В дальнейшем на основе акта используют бухгалтерские проводки для отражения брака. Как только акт примут на учёт и зарегистрируют, пришивают к нему все свидетельства, подтверждающие факт производства, поставки и пр. Затем его передадут на хранение в архив компании, где он пролежит не меньше 3 лет.

Подтверждающий документ необходим для закрепления факта обнаружения бракованного изделия и регулирования возможных противоречий между поставщиком и транспортной компанией. В данном случае оба участника, ответственные за поставку товара в надлежащем состоянии, могут обвинять в повреждении друг друга.

Итак, для фиксации бракованной продукции нужно создать комиссию с лицами, которые могут установить факт дефектности товара. Далее подготавливают экспертное заключение, после чего и составляется соответствующий акт. Далее изделия списывают, а сам документ остаётся в архиве.

О том, как списать испорченные товары и материалы, можно узнать из видео ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector