Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Условия поставки Инкотермс

Условия поставки ИнкотермсВнешнеэкономическая деятельность – довольно сложный процесс, который подразумевает заключение договоров и определение условий поставок продукции между субъектами хозяйствования различных государств.

С целью определения правил взаимоотношений сторон внешнеэкономических операций Международная Торговая Палата установила основной перечень условий, которые применяются во время заключения сделок ВЭД.

Впервые подобный перечень правил был утвержден и применен на практике еще в 1936 году, и получил название Инкотермс.

Что такое Инкотермс

Это правила, определяющие детали поставки продукции при заключении ВЭД-сделки, а также ответственность сторон за организацию перевозки товара.

Зачастую стороны, которые только начинают свою хозяйственную деятельность в сфере внешнеэкономических операций, не имеют представления о том, каким образом согласовать условия поставки, кто будет проводить затаможку и растаможку груза, какой тип транспортного средства лучше применять и кто будет нести ответственность за сам процесс доставки. Ответ на эти вопросы можно найти в своде правил Инкотермс.

Основное внимание в этом сборнике уделяется понятию «франко», которое указывает, в какой момент произойдет смена ответственной стороны за отгруженный товар.

На данный свод правил опираются юридические лица, различные корпорации и государства, осуществляя хозяйственную деятельность в международных рамках.

Варианты поставки, предусмотренные Инкотермс

Базисы ИнкотермсВсе варианты отгрузки, прописанные в Инкотермс, обозначаются в виде латинских символов. Первая буква в каждом из этих условий означает обстоятельства, при наступлении которых вся ответственность и риски за поставляемую продукцию переходит от грузоотправителя продукции к покупателю.

Именно на основании подобных обстоятельств передачи ответственности, весь базис Инкотермс классифицируется в виде 4-х основных групп:

  • категория Е – в данную группу включены все варианты поставки, при которых заказчик получает товар непосредственно на складе продавца;
  • категория F – продавец передает заказ в том месте, которое предполагают условия контракта, грузоперевозчику, определенному покупателем;
  • категория С – практически аналогичные условия передачи товара с предыдущей группой, главное отличие – логистические услуги перевозчика товара оплачиваются продавцом, однако сами риски по перевозке продукции лежат на покупателе;
  • категория D – означает такие варианты поставки, при которых поставщик доставляет груз до склада покупателя и несет полную ответственность, за поставляемый груз, до самого момента выгрузки товара.

Всего существует 11 вариантов отгрузки с разными периодами перехода ответственности за сохранность продукции от производителя к заказчику, которые входят в перечисленные выше группы. Какой из них применять при подписании контракта, зависит от договоренностей между производителем и заказчиком, а также вида транспорта, которым будет осуществляться доставка.

Ниже приведена подробная характеристика каждого варианта поставки.

EXW (Ex Works)

Это условие поставки предполагает самовывоз, т.е. ситуацию, когда продукция продана и покупателю нужно ее забрать на складе продавца. Соответственно никаких рисков, которые могут возникнуть при погрузке, а также страховке и транспортировке продукции, производитель не несет.

Более того, покупатель товара осуществляет своими силами и за свой счет затаможку груза в стране, из которой товар будет вывозиться. Именно поэтому условия поставки EXW на практике фактически не используются.

Продавец должен иметь собственное подразделение в стране, где производит закупку товара, поскольку оформить затаможку груза может лишь резидент.

FCA (Free Carier)

Данный вариант предусматривает передачу продукции покупателю либо перевозчику в заранее определенной точке. Все оформление, связанное с затаможкой, проводится производителем.

В случае, когда перевозчик забирает товар со склада продавца, вся ответственность за погрузку лежит на продавце. Если передача груза покупателю происходит в каком-либо другом месте, то ответственность за сохранность продукции лежит на покупателе.

Место передачи груза оговаривается сторонами и прописывается во внешнеэкономическом контракте.

FAS (free alongside ship)

Варианты ИнкотермсБазис предусматривает, что приобретенный груз производитель доставляет на причал порта и размещает вдоль судна, которое указывается покупателем.

После доставки груза вся ответственность по его надлежащей перевозке переходит к заказчику.

Затаможка товара, согласно положению FAS, находится на стороне производителя. В случае, когда стороны согласовали, что затраты по затаможке возьмет на себя закупщик продукции, это указывается в дополнительном соглашении к внешнеэкономическому контракту на поставку товара.

FOB (free on board)

Это условие подразумевает не только доставку товара производителем в морской порт, но и его непосредственную выгрузку на борт. Платежи за экспортное оформление груза – зона ответственности продавца.

После того, как продукция выгружена на борт судна, всю ответственность за нее, а также расходы, связанные с дальнейшей перевозкой, несет заказчик.

FCR (freight and cost)

Согласно базису FCR, продавец обязуется доставить и разгрузить товар на судне, которое указано продавцом. Также он принимает на себя все расходы, которые связаны с затаможкой груза и его фрахтом к месту разгрузки.

При этом все риски, связанные с повреждением груза, переходят на сторону покупателя в момент разгрузки товара на борту судна.

CIF (Cost, Insurance and Freight)

Это условие применяют, когда производитель товара доставляет и разгружает его на корабле, а также затамаживает груз. Помимо этого, продавцом осуществляется страховка рисков, связанных с доставкой груза к месту выгрузки, но покрытие может быть выбрано продавцом минимальное.

В случае, если покупатель желает увеличить размер страхового покрытия, он может самостоятельно приобрести дополнительное страхование груза либо подписать дополнительное соглашение с продавцом, в котором будет указан размер страхового покрытия.

DAT (delivered at terminal)

Условия поставки, которые предусматривают затаможку груза, а также его страховку и доставку до таможенного терминала продавцом.

Расходы, связанные с растаможкой груза, его транспортировкой до места разгрузки несет покупатель товара.

DAP (delivered at point)

Продавец доставляет продукцию в необходимую точку за свой счет. Также он проводит все мероприятия по погрузке товара в транспортное средство и его затаможке. Растаможка товара осуществляется покупателем.

В течение всего периода поставки продукции до покупателя, ответственность за ее сохранность лежит на продавце.

CPT (Carriage paid to)

Данный базис применяется, когда производитель обязуется затаможить продукцию, а также передать ее оператору логистики, которого определит сам.

В этот момент, риски, связанные с доставкой груза, перейдут на сторону покупателя.

Читайте также:   Базис поставки CPT Инкотермс

Если доставка производится не одним перевозчиком, то все риски по сохранности продукции в период ее транспортировки перекладываются на покупателя при передаче товара производителем самому первому из перевозчиков.

CIP (Carriage and Insurance Paid to)

Правило, практически полное дублирующее CPT.

Главным отличием варианта CIP, является то, что производитель груза, помимо таможенного оформления и расходов на перевозку продукции в нужное место, осуществляет еще и страхование груза от всевозможных происшествий, которые могут случиться во время транспортировки.

Страховой тариф – минимальный. В случае необходимости увеличения размера страхового покрытия, покупатель может заключить отдельный договор со страховой компанией.

Delivered duty paid (DDP)

Производитель поставляет заказчику продукцию, полностью прошедшую процедуры экспортного оформления и растаможки.

В дополнении ко всему именно производитель несет ответственность за доставку груза, его стандартизацию и сертификацию.

Этот вариант поставки является чрезвычайно тяжелым для продавца и, как правило, на практике не применяется.

Применение условий в зависимости от вида транспорта перевозки

Таблица базисов ИнкотермсРассмотренные выше условия поставки груза делятся на 2 группы, в зависимости от вида транспорта, который участвует в перевозке:

  1. EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DAT, DDP – данные варианты поставки можно применить в любом внешнеэкономическом контракте, независимо от типа транспортного средства, которое участвует в перевозке. Их можно использовать, когда в перевозке участвует как один перевозчик, так и несколько, даже если тип транспортного средства у каждого перевозчика разный;
  2. FAS, FOB, FCR, CIF – специальные условия поставки, которые принято использовать, если перевозка груза осуществляется с помощью морского судна или транспорта, передвигающегося через территориальные воды разных государств.

В каких случаях не применяется

Помимо стандартных ситуаций, когда существует сторона, продающая продукцию, и сторона, ее приобретающая, иногда возникает необходимость временно ввезти специфическое оборудование или товар из одной страны в другую, необходимый для участия в различных выставках, конкурсах, ярмарках.

Порой возникают ситуации, когда во время разработки какого-либо оборудования его необходимо перевести из одной страны в другую для дополнительной отладки и тестирования. Это оборудование либо товар, в дальнейшем, будут вывезены в обратном направлении, но возникает вопрос с порядком таможенного оформления подобного оборудования. Ведь в такой ситуации право собственности на товар не переходит от одного субъекта хозяйствования к другому.

Решение подобных ситуаций можно найти, если воспользоваться специальным упрощенным вариантом таможенного оформления, который называется Carnet ATA.

Суть данного документа, который заменяет стандартную таможенную декларацию, состоит в упрощенном оформлении временного ввоза определенной группы товаров либо оборудования, которые необходимы для проведения различных культурных и экономических мероприятий.

При помощи Carnet ATA с территории одного государства на территорию другого могут быть временно ввезены следующие виды продукции:

  • оборудование, при помощи которого возможно проведение презентаций;
  • устройства, необходимые для проведения фото и видеосъемки;
  • декоративное, рекламное оборудование и театрально-цирковой реквизит;
  • образцы продукции, которая будет представлена на выставочных стендах либо оборудование, которое нуждается в определенной наладке на территории другого государства.

Весь перечень оборудования, ввезенного на территорию государства по оформленному Carnet ATA, не может быть реализован или перемещен в место, отличное от того, которое указано в самом карнете. В качестве исключения возможна бесплатная раздача образцов продукции, которая была завезена в режиме временного ввоза и имеет незначительную цену. Не может быть роздана продукция, относящаяся к подакцизной группе товаров или товаров, входящих в группу горюче-смазочных материалов.

Наличие данного Carnet ATA имеет ряд плюсов:

  • нет необходимости оформлять таможенные документы, которые предусмотрены на территории стран, куда осуществляется временный ввоз оборудования;
  • наличие данного карнета освобождает декларанта от уплаты таможенных пошлин и внесения залоговой стоимости ввозимого оборудования;
  • оформленный Carnet ATA позволяет в течение года посещать страны-участницы Конвенции, определяющий регламент временного ввоза подобного оборудования, без уплаты пошлин и оформления разрешительных документов;
  • при оформлении Carnet ATA процедура таможенного досмотра занимает минимально возможное время.

Карнет ATAЕще одним случаем, когда правила Инкотермс не нужны и таможенное оформление используется в виде упрощенной формы, является временный ввоз транспортного средства на территорию иностранного государства без уплаты таможенных пошлин или внесения залоговой стоимости на автомобиль. Данный вид таможенного оформления возможен при наличии у автовладельца специального документа – карнет CPD.

Такой документ выдается Международной автомобильной ассоциацией либо автомобильной федерацией страны-участницы Стамбульской конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 года.

Карнет CPD оформляется при перевозке грузов между границами разных государств, где существуют строгие ограничения на ввоз машиностроительной продукции или оборудования.

Наличие данного карнета дает гарантию, что транспортное средство не подлежит отчуждению на территории страны, куда был осуществлен временный ввоз автомобиля.

Данный документ имеет ряд преимущества как для автовладельцев, так и для государственных органов надзора стран, на территорию которых ввозится автомобиль:

  • таможенная служба не нуждается в дополнительных проверках автомобиля, имеющего карнет CPD;
  • в случае невыполнения обязательств по своевременному вывозу авто за пределы государства, таможенные органы имеют возможность запросить подробную информацию о самом транспортном средстве и его автовладельце у Международной автомобильной ассоциации;
  • таможенное оформление и досмотр для держателя CPD карнета проводится гораздо быстрее, а также исключает необходимость внесения залоговой стоимости автомобиля во время пересечения границы;
  • срок обязательства по вывозу транспортного средства с таможенной территории иностранного государства строго фиксирован и составляет один год.

В заключение стоит отметить, что внешнеэкономическая деятельность во всех ее проявлениях требует четкого знания и соблюдения нормативных документов и правил, которые регламентируют ее ведение. В случае недостаточной осведомленности участника ВЭД можно допустить ряд ошибок при заключении контрактов и оформлении разрешительной документации на ввоз продукции, устранение которых займет немалое количество времени, а также заберет силы и, что немаловажно, денежные средства.

Поэтому, занимаясь ВЭДом, очень важно изучать все изменения, связанные с законодательной базой в данной сфере.

Дополнительная информация о правилах Инкотермс – в видео:

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector