Что такое франшиза в бизнесе и как ее открыть

Создание крупного бизнеса с нуля, особенно в насыщенном сегменте рынка, приводит к большим стартовым затратам. Вложенные денежные средства, при этом, могут не принести должного эффекта.

Что такое франшиза в бизнесе

Тем, кто не готов рисковать, открывая новое дело, можно воспользоваться приобретением франшизы известного бренда для осуществления деятельности от лица популярной и раскрученной фирмы. Существует большое количество франшиз во многих областях.

Определение и порядок открытия

Определение франшизыБизнес-франшизой называется вид предпринимательской деятельности, при котором известная торговая марка предоставляет право пользования брендом, авторскими наработками, а также действия от своего имени сторонним лицам и организациям с целью получения дополнительной прибыли.

Для начала нужно выбрать предприятие-франшизу, действующее на отечественном рынке сегодня. Она должна соответствовать требованиям, которые выполняет франчайзи: первоначальный взнос, приобретение торгового оборудования, размер и дизайн помещения, размер периодических выплат. При выборе конкретного варианта необходимо руководствоваться уровнем знаний в выбранной сфере и личными интересами.

Далее просчитывается эффективность бизнеса и его доходность, иногда предъявляемые требования головной компанией выполнить и одновременно получить прибыль не представляется возможным. В расчет эффективности входят:

  • оценка прибыльности при расположении торговой точки;
  • величина стартовых затрат;
  • наем персонала.

После выбора варианта необходимо узнать о франшизе как можно больше информации. Важно уделить внимание истории развития бренда. Это нужно для того, чтобы оценить финансовую устойчивость предприятия. Стоит найти информацию об опыте распространения франшизы в других городах. Здесь нужно изучить как положительный, так и отрицательный опыт.

Необходимо уточнить информацию о правах на интеллектуальную собственность, которая переходит к франчайзи при заключении договора, выяснить точный размер выплат как единовременных, так и постоянных, узнать требования головной компании к помещению, товару и оборудованию.

Основные виды и типы

Виды франшизыСуществует несколько видов франшиз. Самым распространенным является классическая. Она характеризуется обязательным паушальным взносом и роялти. Все участники классического сотрудничества должны соответствовать строгим корпоративным стандартам, разработанным головной компанией.

Участнику договора передается право на товарный знак, ему периодически следует отчитываться о деятельности. Данный вид отлично подходит для начинающих бизнесменов, так как им не нужно тратить много усилий на открытие франчайзингового бизнеса. Он также хорош и для клиентов, так как они могут быть уверены в качестве предоставляемых услуг за счет жесткого контроля «сверху».

Франшиза «под ключ» предполагает, что франчайзер передает заказчику полностью готовый бизнес за определенную плату. В большинстве случаев в дальнейшем головная компания не вмешивается в дела франчайзи по поводу ведения бизнеса, предпочитая получать дивиденды от деятельности.

Свободная франшиза является самой распространенной в России. Вид деятельности предполагает приобретение только товарного знака, обустройством магазина занимается франчайзи самостоятельно. Ему предоставляется возможность бесплатного обучения основам ведения бизнеса в рамках франшизы, а также скидка на закупку производимого товара. Этот вид предполагает самый низкий стартовый взнос, обычно он является одновременно и роялти.

Особым видом является золотая франшиза. По ней участнику предлагается стать эксклюзивным партнером, который получает права на товарный знак, а также осуществление деятельности в определенном регионе или стране, без возможности франчайзера продать права делать это еще кому-либо на оговоренной территории. Иногда предоставляется право субфранчайзинга.

К импортозамещающей франшизе относят вид деятельности, когда производство импортных товаров происходит под отечественным брендом. Покупателю предоставляется технология производства, а также материалы. За это франчайзер получает определенное вознаграждение.

Плюсы и минусы

Франшиза имеет как положительные стороны, так и отрицательные. К положительным относятся:

  1. Хорошее подспорье для развития и расширения бизнеса для владельцев небольших предприятий.
  2. Хороший и раскрученный бренд гарантирует получение стабильного дохода с первых дней открытия торговой точки.
  3. Не нужно тратиться на проведение рекламных кампаний и других способов продвижения на рынке, за исключением тех случаев, когда это предусматривает договор с франчайзером.
  4. Покупателю права пользования предоставляется возможность защиты и поддержки со стороны правообладателя. На начальных этапах поддержка крайне важна, она позволит освоиться на рынке.
  5. Очень часто компания-франчайзер берет обязательство по обучению персонала открывающегося магазина или кафе.
  6. Головная компания предоставляет опыт в сфере анализа торговой деятельности, оценки конкурентов, поиска потенциальных клиентов, что экономит время начинающему предпринимателю.
  7. Нет необходимости тратиться на развитие предприятия. Основные схемы и нововведения разрабатывается франчайзером, после чего распространяются по всем подразделениям.
  8. Иногда директору нового подразделения выдается готовая база клиентов.

Плюсы и минусы

К отрицательным сторонам относят:

  1. Приобретение франшизы является ограничением свободы действия владельца бизнеса, так как в большинстве случаев франчайзеры борются за соблюдение корпоративных стандартов.
  2. Большой стартовый взнос в случаях, когда он не соизмерим с возможностями.
  3. Если головная компания откажется продлевать договор сотрудничества, то хозяину будет запрещено использование торговой марки, а также он лишается всех преимуществ франшизы.
  4. Франчайзинг не позволяет построить собственную бизнес-структуру, это всего лишь стабильный ежегодный доход.
  5. Ограничен выбор поставщиков.
  6. Франчайзи зачастую запрещается открывать и развивать бизнес в подобной сфере.
  7. Компания-франчайзер может в любой момент обанкротиться.

Реальные примеры франшиз

Многие думают, встречая популярные бренды в своем городе, что они имеют централизованное управление, однако, в большинстве случаев компания предоставляет франшизу на осуществление деятельности с использованием товарного знака. Так, популярная сеть кафе быстрого питания KFC продает право на использование товарного знака любому за большую сумму.

Крупная сеть магазинов «Пятерочка» предоставляет право использования фирменной символики, достаточно соблюдать требования и внести стартовый взнос. Он варьируется от 7 до 15 млн рублей.

Кафе «Крошка картошка» также является представителем франчайзинговой сети. Франшизу продают такие крупные и популярные компании:

  • «Fix Price»;
  • «Subway»;
  • «Баскин Роббинс»;
  • «ШашлыкоFF»;
  • «220вольт»;
  • «Шоколадница»;
  • «SELA».

Советы новичку

Советы по открытиюПервым делом начинающему франчайзи необходимо остерегаться неоригинальных компаний, которые копируют оригинальный бренд и продают как настоящий. Пользы от таких сделок никакой. Нужно также остерегаться ненадежных продавцов франшиз, которые под видом успешного бизнеса продают сомнительный продукт. Они хорошо расписывают преимущества, однако на деле — фикция.

Начинающим предпринимателям лучше избегать сотрудничества с компаниями, которые совсем недавно стали предоставлять франшизу. Аргументом против является неотлаженное взаимодействие со своими франчайзи.

Сколько стоит франшиза

Сегодня стоимость франшизы сильно варьируется, в зависимости от популярности бренда, помощи головной компании, предоставления технологий и оборудования. Молодые и малоизвестные предприятия предоставляют возможность пользование товарным знаком на безвозмездной основе. Выгоду они получают от приобретения товара франчайзи, а также в некоторых случаях от регулярных отчислений.

Некоторые бренды предоставляют право пользования торговым знаком за символическую по меркам бизнеса сумму от 10 000 до 100 000 рублей. Встречаются и очень дорогие франшизы, например, компании KFC продает право пользования брендом за 700 000 долларов.

Перед приобретением франшизы нужно качественно проанализировать экономическую составляющую покупки прав, посчитать выгоду и рассмотреть все возможные варианты. Не стоит торопиться и заключать договор с первым попавшимся франчайзером, лучше изучить подробную информацию о нем, чтобы подобный опыт не привел к финансовым потерям.

Плюсы и минусы франшизы можно узнать из видео.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных