Содержание статьи
Несмотря на негативное отношение к органам системы ФНС и сотрудникам этих учреждений, налоговые инспекции и инспекторы имеют не только права, которые и вызывают столь отрицательное восприятие, но и обязанности.
Полномочия и вмененные функции органов ФНС четко резонируют с правами и обязанностями налогоплательщиков, чьи стереотипы связаны с малыми знаниями и вовсе незнанием собственного статуса в налоговых правоотношениях.
За последние годы ФНС во главе Минфина проделала мощную работу по оптимизации законодательства, ориентируясь на интересы налогоплательщиков, которым предоставлялось и предоставляется все больше удобств для реализации общественного фискального договора с государством.
Вместе с тем в сфере налогового управления — администрирования и контроля — произошло расширение и углубление полномочий инспекций и их сотрудников, целью чего является повышение эффективности наполнения бюджетов и экономической среды.
Налоговые органы
В 30-ой статье кодекса о налогах и сборах обозначено понятие налоговых органов:
Централизованным руководством системы является ФНС, подотчетная Министерству финансов, подотчетному Правительству России.
Звенья системы функционируют в рамках своих полномочий и законодательной базы о налогах и сборах. Разрешено взаимодействие между инспекциями ФНС и другими учреждениями налоговой службы, а также иными ведомствами исполнительной ветви власти на трех уровнях, внебюджетными фондами России.
Права
Дальнейшая статья — 31-ая — раскрывает компетенцию и полномочия органов ФНС:
- осуществлять налоговый контроль в виде проверок в соответствии с положениями кодекса;
- проверять выполнение банковскими учреждениями возложенных обязанностей; нормы такого контроля изложены в кодексе, а также формируются при взаимодействии ФНС и Банка России;
- запрашивать в рамках фискального законодательства от плательщиков и налоговых агентов документацию, утвержденную в формах и форматах и обосновывающую правомерность расчета и перечисления платежей, точность исчисления и соблюдение сроков;
- осуществлять выемку документации у плательщиков и налоговых агентов в процессе налоговой проверке согласно установленному порядку, если существует обоснованная вероятность утаивания, уничтожения, искажения или замены данной документации;
- приглашать на территорию налоговой инспекции плательщиков и налоговых агентов путем направления письменного уведомления — для представления разъяснений по вопросам расчета, взимания, перечисления платежей, по вопросам проводимой проверки и в других случаях, требующих объяснений субъекта;
- блокировать движение расходных операций на банковских счетах и электронных кошельках плательщиков и агентов;
- арестовывать имущество;
- проводить осмотр помещений, используемых плательщиками для получения доходов или хранения облагаемых объектов, торгового, складского, подсобно-бытового, промышленного и другого назначения по любому местонахождению; при этом допускается инвентаризация имущества согласно установленному Минфином алгоритму;
- рассчитывать размеры налогов, сборов, взносов и иных связанных платежей автономно — опираясь на сведения, которыми располагают органы ФНС и других ведомств, если плательщик или агент не позволяет инспекторам выполнить осмотр надлежащий территорий и помещений, не сдает установленную документацию, не ведет бухгалтерский и налоговый учет и простой учет доходов и расходов либо ведет с отклонениями от норм и порядка, или плательщик в лице заграничной компании, не занимающейся хозяйствованием в пределах России через статичное представительство, не декларирует объекты по имущественному налогу;
- выполнять принудительное взыскание недоимки и неустойки из банковских счетов или интернет-кошельков, имущества плательщика;
- запрашивать от банковских учреждений платежную документацию, удостоверяющую перечисление налоговых платежей в бюджеты России на счета Казначейства;
- выдвигать требования к плательщикам и агентам исправить выявленные в процессе налогового контроля ошибки и нарушения порядка и отслеживать динамику исполнения требований;
- приглашать для полноценности налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков;
- приглашать свидетелей, способных дать информацию, полезную для эффективности налогового контроля;
- вернуть юридическую силу суммам недоимки и неустойки, прежде отнесенным к безнадежным и невзыскиваемым;
- представлять заявление об упразднении или приостановлении юридической силы лицензий, имеющихся у физических лиц и предприятий для выполнения лицензируемых видов хозяйствования;
А также обращаться в суды арбитражного и общего порядка, в том числе Верховный и Высшие суды, с исками:
- для прекращения инвестиционного кредитного договора до окончания его срока;
- для взимания сумм неустойки в виде пеней и штрафов и задолженностей по налогам, сборам и взносам в законном порядке;
- для компенсация вреда, нанесенного России и ее муниципалитетам в силу незаконных деяний банка по проведения расходным операций с банковскими счетами субъекта, что повлекло невозможность взимания с этих счетов сумм неустойки и недоимки;
- в других ситуациях.
Помимо перечисленных прав, органы ФНС имеют и другие полномочия, которые излагаются в кодексе, федеральных законах, НПА, уточняются в письма Минфина и ФНС.
Как видно, компетенция налоговых органов связана с обеспечением поступления причитающихся налогов, сборов и взносов.
Иерархия
Статья 31 оговаривает принцип верховенства: органы, находящиеся в более высокой ступени иерархии налоговой системы, могут упразднять и менять действия и решения более низких ступеней.
Порядок приоритета решения по возрастанию:
- на местном уровне — межрайонные и территориальные инспекции ФНС, занимающиеся непосредственными задачи по главным направлениям фискальной системы;
- на региональном уровне — управления ФНС, основными функциями которых признаются методическое и организационно-правовое сопровождение нижестоящих органов, аналитика и сведение данных в единую статистику;
- на межрегиональном уровне — межрегиональные инспекции ФНС, выполняющие надзор за крупнейшими налогоплательщиками;
- на федеральном уровне — ФНС, федеральный орган исполнительной власти в сфере контроля за налогами, сборами и взносами, статус службы утвержден в постановлении Правительства России.
ФНС
ФНС обладает функциями и целями не только в сфере контроля, но и смежных и иных областях:
- соблюдение налогового законодательства;
- правомерное исчисление, взимание, перечисление фискальных платежей в сроки;
- надзор за промыслом и реализацией этанола, алкогольных, спиртосодержащих и табачных товаров;
- участие в антикоррупционной политике;
- установление и развитие международных отношений;
- валютное администрирование.
Налоговая служба получила задачи и полномочия по:
- регистрации предприятий, крестьянских хозяйств и ИП и ведение реестров;
- представлению интересов российских бюджетов в виде требований о погашении задолженностей при проведении процедуры банкротства.
Валютный агент
В рамках исполнения администрирования валютного законодательства ФНС России вправе:
- осуществлять проверки на предмет соблюдения валютных НПА резидентами и нерезидентами России;
- на предмет точности и полноценности сведений в учете валютного движения и отчетности;
- требовать документацию и анализировать данные из нее, касающиеся открытия валютных счетов, операций по ним.
Документы
Для реализации функций и прав, которыми налоговые органы наделены для этого, ФНС предусмотрел законный алгоритм направления документов по строгим формам и форматам, адресуемым субъектам налоговых правоотношений. Порядок состоит из нескольких приказов.
Такие документы передаются адресатам несколькими способами:
- вручаются лично;
- передаются законному представителю — доверенному лицу, родителям, опекунам или попечителям недееспособных лиц;
- направляются письмом в заказном режиме;
- посылаются по интернет-каналам.
Те лица, которым вменена обязанность представлять отчетность в налоговые инспекции в цифровом виде, получают налоговые уведомления только в том же формате.
Уведомление, посланное почтовым отправлением, признается врученным лицом на 6-ой день после отправки. Документ, посланный в личный кабинет налогоплательщика, признается доставленным на второй день после отправки.
Уведомления в виде писем посылаются:
- на адрес нахождения российского предприятия, содержащийся в ЕГРН;
- на адрес реализации хозяйственной деятельности заграничной компании;
- на указанный адрес для отправки документов заграничной компанией, не исполняющей в пределах России хозяйствование через представительства, но имеющей недвижимость на территории страны;
- на адрес проживания либо указанный адрес для отправки документов индивидуального предпринимателя и лиц, осуществляющих частную практику.
Заграничной компании, учтенной в инспекции ФНС, документы направляются только удаленным способом. До получения доступа к сервису «Личный кабинет» уведомления посылаются им на иные известные налоговому органу электронные адреса.
Обязанности
Дальнейшая статья — 32-ая — первой части кодекса раскрывает перечень основных обязанностей органов системы ФНС:
- исполнять налоговое законодательство — администратор ветви права должен быть примером соблюдения установленных норм;
- контролировать исполнение налогового законодательства;
- выполнять постановку на учет и ведение в базе «АИС-налог», а также в реестрах учетную информацию о налогоплательщиках;
- проводить устное и письменное осведомление населения о функционирующих в стране налогах, сборах, взносах, о законодательстве в сфере налогообложения как федерального уровня, так и остальных ступеней, о методах правильного расчета и перечисления фискальных платежей, о сроках исполнения обязательств, о правах и обязанностях участников налоговых правоотношений, ответственности и санкциях;
- предоставлять бланки налоговых деклараций и давать пояснения по порядку их заполнения;
- отвечать квитанцией на получение через личный кабинет запрошенных документов от налогоплательщиков;
- основываться в своей компетенции на позицию Минфина России, изложенную в официальных письмах;
- хранить налоговую тайну и блюсти ее соблюдение; понятие налоговой тайны приведено в 102-ой статье кодекса;
- уведомлять плательщиков и налоговых агентов о КБК — реквизитах для перевода налоговых платежей на счета Казначейства, об их изменениях и другую информацию, необходимую для правильного составления платежных поручений;
- возвращать плательщикам и налоговым агентам суммы платежей, уплаченных в избыточном размере либо взысканных излишне, путем отправления отделениям Федерального казначейства поручения о возврате или зачете;
- вручать в установленные сроки и установленными способами плательщикам и налоговым агентам требования об уплате сборов, взносов, налогов, решения и акты по налоговым проверкам, налоговые уведомления о необходимости уплаты;
- формировать и предоставлять субъектам по их запросу справку, содержащую сведения о положении расчетов субъекта по налогам, взносам, сборам, неустойкам, и справку о выполнении налоговых платежных обязательств;
- справку о расчетах необходимо вручить лицу до истечения пяти дней, справку об исполнении — десяти;
- формировать и предоставлять справку о расчетах по налогу на прибыль консолидированной группы плательщиков по запросу такой группы или ее участников;
- проводить с субъектами налоговых взаимоотношений по их запросу единую двустороннюю сверку расчетов; оформить итог сверки актом и послать лицу по ТКС до конца следующего дня после дня оформления заключения, соблюдая порядок приказа ФНС;
- выдавать копии решений, принятых в отношении плательщиков и налоговых агентов по их запросу; обязанность касается и участников консолидированной группы;
- по запросу любых лиц формировать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП и выдавать их заявителям в пять дней со дня запроса; выписки об экономических субъектах предоставляются любому лицу, уплатившему причитающую государственную пошлину и подавшему заявление; обязательно формирование как выписок из «АИС-налог» – предприятий и ИП, учтенных в конкретной инспекции, а также из федеральной базы реестра по всей России;
- в рамках межведомственного взаимодействия передавать в отделения государственных внебюджетных фондов информацию о создании подразделений, изменении или прекращении деятельности подразделений.
Разумеется, это не все обязанности налоговых органов. Более конкретные их вариации приводятся на протяжении всего кодекса, а также содержатся в законах и НПА.
Возбуждение уголовного дела
Помимо налоговой ответственности за нарушение законодательного порядка уплаты фискальных платежей существуют административная и уголовная.
Если плательщик игнорирует требование и не исполнил его в этот срок, а нарушение по размерам, сути и времени содержит все признаки преступления, инспекция обязана по наступлении просрочки требования передать материалы по субъекту в органы Следственного комитета, которые начнут расследование дела и могут привлечь ответственных лиц к уголовным санкциям в виде штрафа, ареста имущества и лишения свободы.
Должностные лица налоговых органов
Сотрудники структур ФНС имеют права и права, идентичные правам и обязанностям, перечисленным в статье 31.
Заключение
Кодекс отдельно выделяет необходимость сохранять достоинство и честь плательщиков, проявляя внимательность и корректность при их обращении к должностным лицам.