Обжалование решения налогового органа

Обжалование решения налогового органаНалоговое администрирование — комплекс мер, призванных обеспечить поступление в бюджеты разных уровней налоговых доходов.

Для привлечения налоговых агентов и налогоплательщиков, нарушающих свои обязанности по уплате налогов, к ответственности, инспекторы наделены соответствующими полномочиями.

Вместе с тем, решения налоговиков могут носить спорный характер. В случае превышения сотрудниками ФНС своих полномочий или несоблюдении ими процессуальных процедур, решение ведомства можно оспорить.

Основания обжалования

Закон предоставляет право обжалования решения налогового органа. Апелляцию в инспекцию можно подать по следующим доводам:

  1. Лишение субъекта налоговой проверки права принимать участие в рассмотрении дела;
  2. Лишение субъекта возможности представить возражения;
  3. Отсутствие в акте/решении приложенных документов, подтверждающих факт правонарушения (при условии, что в тексте решения есть ссылки на такие документы);
  4. Игнорирование доводов субъекта проверки;
  5. Допущенные инспектором ошибки в расчетах;
  6. Неточности и взаимоисключающие факты в тексте вынесенных актов (к примеру, несоответствие описательной части решения его резолютивной части);
  7. Получение документов, послуживших основанием для вынесения решения, за рамками проведенной проверки;
  8. Ошибки и противоречия в акте проверки.

Следует помнить, что согласно части 1 статьи 21 НК РФ, плательщик вправе не исполнять незаконно принятое решение налогового ведомства. Когда гражданину приходит требование об оплате налога с неверным расчетом, последний вправе не производить оплату. Законодательство предоставляет инспекции бремя доказывания правоты своих решений и предписаний.

Оспорить можно конкретные действия сотрудников ФНС при проведении проверки или вынесении предписания. Наравне с действием, оспорено может быть бездействие инспектора, отсутствие реагирования там, где этого требует ситуация. Кроме того, оспорить можно положения решений, вынесенных ведомством.

Основные группы споров:

  • признание не имеющими силы принятых ФНС решений в связи с их несоответствием закону;
  • о возврате ошибочно взысканных ФНС денег в безусловном порядке;
  • о перерасчете и возврате излишне оплаченных налоговых платежей;
  • о возможности использовать излишне оплаченные средства в будущих платежных периодах;
  • об обжаловании действий (бездействия) инспекторов и иных сотрудников ФНС, наделенных полномочиями по вынесению актов;
  • о возмещении ущерба, причиненного лицу или организации из-за вынесения неправомерного акта;
  • о неверном начислении платежей;
  • о направлении ФНС в банк инкассовых поручений о списании с банковского счета должника денежных средств в счет оплаты задолженности.

Обязательным критерием успеха в оспаривании любого из перечисленных пунктов является несоответствие вынесенных актов закону.

Кто и какие акты может оспаривать

Кто и какие акты может оспаривать

Принципиально важна причастность лица, подающего жалобу, к рассматриваемому делу: необходимо доказать, какие именно права и интересы лица нарушены принятым актом. Своевременность подачи жалобы – еще один обязательный критерий.

На жалобе или заявлении должна стоять подпись обратившегося лица. Если интересы заявителя представляет по доверенности юрист, то жалобу подписывает он и прикладывает к ней свою доверенность.

Глава 4 НК РФ предписывает возможность представлять интересы без предъявления доверенности только опекунам, попечителям и родителям (когда заявитель по закону не может представлять интересы самостоятельно).

Когда обращение подает организация, то представлять ее интересы без доверенности может директор или другой сотрудник, уполномоченный приказом. Такое назначение должно быть правомочным с юридической точки зрения.

Когда жалоба подписана уполномоченным по доверенности лицом, к тексту обращения прилагается доверенность или ее копия, заверенная правильным образом.

Жалоба, подписанная ненадлежащим лицом, не будет даже рассматриваться.

Другие причины отклонения:

  • пропуск срока подачи жалобы;
  • наличие решения суда по рассматриваемому вопросу;
  • отсутствие подписи на бланке обращения;
  • представлена копия или факс документа;
  • если данный вопрос уже был рассмотрен в налоговом органе.

Следует помнить, что грамотно составленное обращение – половина успеха. Жалоба должна быть зарегистрирована в канцелярии налоговой либо направлена письмом с описью вложения, заказным письмом.

Закон предполагает обязательное предоставление возможности налоговому ведомству разрешить возникший спор без суда. В отличие от исковых заявлений в суд, при досудебных спорах не требуется подтверждать наличие юридического образования у заявителя.

Особенности подачи обращения в вышестоящий налоговый орган (ВНО)

Важно помнить, что жалоба в ВНО подается через инспекцию, действия руководителя или сотрудников которой оспариваются. Это значит, что бланк обращения с приложенными документами регистрируется в налоговой, которая вынесла спорное решение, после чего обращение будет передано в вышестоящий налоговый орган.

Тонкости досудебного урегулирования изложены в гл. 19 НК РФ и гл. 20 НК РФ. А в статье 139 НК РФ указано на необходимость обжалования решения в ВНО до обращения в суд. При нарушении этого порядка исковое заявление не будет принято к рассмотрению.

Из системного толкования положений НК РФ, досудебный порядок имеет две основные разновидности:

  1. Апелляционный – действует в отношении решений налогового ведомства, которые еще не вступили в законную силу. Подать жалобу в рамках этого порядка можно не позднее 30-ти дней с даты вручения должнику решения ФНС;
  2. Общий порядок – применяется, когда решение фискального орган вступило в законную силу. Срок подачи обращения – один год.

Судебное урегулирование налоговых споров

Судебное урегулирование налоговых споровУрегулировать вопрос без обращения в суд не всегда получается. Но если заявитель уверен, что решение фискального органа незаконно и готов отстаивать свою позицию в суде, ему нужно составить исковое заявление. В этом документе должно быть отражено несоответствие принятых ФНС актов закону, а также указано, какие именно положения актов или действия сотрудников ФНС нарушили законное право заявителя.

Индивидуальные предприниматели и организации имеют право предъявлять в ходе судебного разбирательства собственные доказательства.

Вместе с исковым заявлением можно подать ходатайство об обеспечительных мерах. Это делается для того, чтобы ФНС не могла списать деньги со счета до вынесения решения судом. Обеспечительные меры должны быть обоснованы и должны согласовываться с предметом иска.

Примером таких мер может быть просьба о снятии ареста со счетов организации или запрет на исполнение банком инкассового поручения.

Фискальный орган имеет право обратиться со встречными требованиями к должнику. Судья может потребовать от организации положить на депозит определенную сумму денег, которая будет списана в безакцептном порядке в случае вынесения решения не в пользу истца.

Рассмотрение обращений физических лиц

Для заявителей – физический лиц порядок обжалования не отличается от общей процедуры, более подробно рассмотренной выше.

Для оспаривания вынесенного в отношении него решения налогового органа физическое лицо должно придерживаться следующего простого алгоритма:

  1. Ознакомиться в вынесенным актом и выявить основания для обжалования. К примеру: неверно исчисленный налог, неучтенная льгота или отказ в предоставлении налогового вычета;
  2. Обратиться в ФНС в порядке досудебного урегулирования;
  3. В случае получения отрицательного решения налоговой на свое обращение, составить иск в суд.

В случае если гражданину начислен налог на имущество или землю, а с расчетом он не согласен, то не стоит тянуть с написанием обращения в налоговый орган. За неуплату налога предусмотрен штраф, который составит 40 % от суммы долга.

В заявлении нужно будет изложить свои доводы неправомерности произведенного расчета, подкрепив их положениями нормативных актов. В качестве приложения к жалобе необходимо приложить собственный расчет.

Форма и содержание апелляции в вышестоящий орган

Жалоба должна содержать:

  1. Паспортные данные лица, обратившегося в ФНС;
  2. Номер и наименование решения, которое предполагается необоснованным;
  3. Наименование налогового ведомства, вынесшего спорный документ;
  4. Основания, доказывающие неправомерность принятого решения (действия сотрудников инспекции необоснованны), с указанием норм закона;
  5. Требования обратившегося лица (отменить решение полностью или в части);
  6. Желаемый способ уведомления заявителя об итогах рассмотрения ФНС его жалобы (почтовый или электронный адрес либо уведомление в личном кабинете плательщика).
Срок рассмотрения жалобы по решениям, принятым согласно статье 101 НК РФ, составляет 30 календарных дней. По иным жалобам – 15 дней.

Жалобу можно отозвать полностью или в части отдельных требований до окончания срока ее рассмотрения. Как у любого действия, у отзывы жалобы есть последствия: отсутствие возможности подать повторное обращение по одному и тому же поводу.

Жалоба в суд

Форма и содержание жалобы в суд

Правильно составленное исковое заявление должно содержать следующие тезисы:

  1. Реквизиты судебной инстанции, в которую подается заявление;
  2. Номер и адрес налоговой инспекции, вынесшей спорное решение;
  3. Номер и дата нормативного или ненормативного акта, принятого незаконно по мнению заявителя;
  4. Доказательства того, что заявитель имеет непосредственное отношение к оспариваемому решению;
  5. Доводы о том, какие законные права заявителя нарушены оспариваемым актом;
  6. Наименование, статья и пункт вышестоящего нормативного акта, на несоответствие решения которому ссылается истец;
  7. Ходатайство о приобщении к заявлению документов или справок (при необходимости);
  8. Требование истца – как правило, имеется в виду просьба о признании решения ФНС недействительным полностью или в определенной части.

Судебные органы рассматривают заявления в течение двух месяцев с даты их регистрации.

Следует помнить, что суды принимают к рассмотрению только те доводы, которые были заявлены истцом в рамках оспаривания решения в ВНО.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что нарушения процессуальных процедур допускаются налоговыми органами достаточно часто. Знание о своем праве на обжалование и соблюдение порядка и сроков подачи жалобы в соответствующую инстанцию дает заявителю реальный шанс отстоять свои законные интересы.

Право на обжалование решений фискальных органов является гарантией соблюдения ими интересов граждан и организаций.

Дополнительно об обжаловании решения налогового органа — смотрите в видео:

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных