Обеспечение режима налоговой тайны на предприятии

Обеспечение сохранности сведенийИнформация, относящаяся к налоговой тайне, может стать известна фискальным, таможенным, следственным или другим органам государственного контроля.

Разглашение этих сведений предполагает применение наказаний в рамках административного и уголовного кодексов. Не все данные относятся к конфиденциальной информации и могут перестать быть таковыми с согласия, поданного физическим или юридическим лицом на имя начальника территориальной налоговой инспекции.

Понятие налоговой тайны в НК РФ

Статья 102 Налогового кодекса РФ раскрывает суть этого понятия методом исключения, то есть объясняет, что такая тайна в себя не включает:

  • общедоступные данные (закрепленные в действующем законодательстве или ставшие таковыми по личному желанию предпринимателя);
  • ИНН плательщика и данные о постановке отдельных субъектов хозяйствования на учет в ФНС, ст. 83 НК РФ;
  • информацию, раскрывающую перед избирательными комиссиями размер собственного ежемесячного дохода кандидатов и их ближайших родственников;
  • сведения о допущенных фискальных нарушениях и примененных наказаниях, суммах уплаченных обязательств и среднесписочной численности организаций;
  • данные о вступлении в состав консолидированной группы или об использовании специальной системы уплаты налогов (ст. 102 НК РФ п. 1 пп. 7);
  • информацию о платежах в Государственную информационную систему, осуществляемых в рамках ФЗ № 210, принятого 27.07.2010 г.;
  • сведения, передаваемые в местную администрацию с целью проверки внесенных сборов и размера недоимки по ним.

Остальные данные о предпринимателе и осуществляемой им деятельности служащие ФНС и других государственных учреждений не имеют право разглашать.

Конфиденциальные и общедоступные сведения

Ориентируясь на признаки из исключительного списка в ст. 102 НК РФ, к конфиденциальным относят данные, полученные из следующих источников:

  • деклараций за текущий период;
  • финансовых документов, не находящиеся в открытом доступе;
  • банковских выписок о производимых перечислениях в фонды социального назначения;
  • первичных документов (актов, накладных, платежек) – пункт не распространяется на государственные бюджетные учреждения, так как действующий федеральный закон № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. предусматривает публикацию информации, свидетельствующей об исполнении этапа контракта;
  • баз персональных данных;
  • хранилищ разработок, произведенных силами компании, и тому подобное.

Общедоступные сведения представлены в таблице:

Физические лица

Организации

ФИО

Полное и сокращенное название

Дата и территория рождения

Применяемая организационно-правовая форма – ООО, АО и т.д.

Контактные данные

Юридическое и фактическое место ведения деятельности, направленной на получение дохода

Выполняемая трудовая функция

ФИО директора

ИНН

Сведения, закрепленные в ст. 102 НК РФ:

·        налоговые нарушения;

·        применяемый режим налогообложения;

·        результаты проведенных проверок и т.д.

Порядок получения доступа

Конфиденциальная информация может быть предоставлена на основании письменного постановления (запроса) начальника соответствующего органа. Передача предполагает использование: фельдсвязи, курьера, почты, нарочного, а также электронного отправления при помощи телекоммуникационного канала. В последнем случае серьезность намерений подтверждается электронным сертификатом, законная сила которого равноценна натуральной подписи руководителя.

Запрос должен отражать основную суть проблемы, ссылаться на действующее законодательство в части права на использование налоговой тайны, отражать информацию о дате направлении и подтверждаться подписью руководителя.

Информация, относящаяся к налоговой тайне, перестает быть таковой после подписания документа, позволяющего распоряжаться ею.

Кому нельзя отказать в информации

Граждане и субъекты предпринимательства обязаны предоставлять конфиденциальную информацию по письменному запросу от:

  • подразделений Министерства внутренних дел;
  • ФСБ;
  • пограничников;
  • органов, отвечающих за внешнюю разведку;
  • таможенных служб.

Основанием может служить конкретная цель получения сведений, например: судебное производство, оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые правоохранительными структурами, проверка поступившей информации. Запрос, оформление которого не отвечает установленным требованиям, может обернуться отказом в предоставлении засекреченных сведений.

Обеспечение сохранности на предприятииРежим защиты налоговой тайны

В соответствии с п. 1 ст.102 НК РФ налоговая тайна – это информация о субъекте хозяйствования, полученная инспекцией, полицией, внебюджетным фондом, таможней и т.д. Юридическая природа и назначение данного института имеют публично-правовой характер и гласят о защите сведений.

Предоставление конфиденциальных данных сторонним лицам грозит обвинением в нарушении прав физических и юридических лиц, закрепленных в действующем законодательстве.

Статья 21 Налогового Кодекса (пп. 13, п. 1) закрепляет за предпринимателем право на ограничение доступа к некоторым сведениям. Статья 32 того же нормативного акта обязывает инспекторов и других специалистов инспекции соблюдать порядок хранения и использования конфиденциальных данных.

К тайной информации относятся сведения, полученные налоговой службой, за исключением тех, которые были разглашены с согласия предпринимателя или описаны в действующем законодательстве.

С целью защиты данных на предприятии могут создавать специальные локальные акты, с которыми сотрудники должны быть ознакомлены под роспись.

Организация или структура, в силу каких-либо обстоятельств получившая информацию, составляющую государственную тайну, обязана придерживаться установленного порядка хранения. Например, сведения, представленные в бумажном или электронном виде должны рассматриваться специалистом финансовой инспекции (другого учреждения) в специальном помещении, предотвращающем доступ посторонних лиц.

Виды ответственности за разглашение конфиденциальных налоговых сведений и порядок их применения

Разглашение конфиденциальных сведений подразумевает несколько видов ответственности:

  • материальную – в соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, нанесенный государственным органом, возмещается из средств госбюджета;
  • административную – размер штрафа начинается с 4-5 тыс. рублей (ст. 13.14 КоАП);
  • уголовную – ограничение свободы до 3 лет за незаконное предоставление конфиденциальных сведений сторонним лицам (срок наказания может увеличиться до 5 лет, если речь идет о крупном ущербе).

Для членов коллектива

Человек, получивший закрытую информацию в силу своих должностных обязанностей и раскрывший ее перед неопределенным кругом лиц, несет дисциплинарную (ст. 192 ТК РФ) и/или административную ответственность ( ст. 13.14 КоАП).

За действия контролирующих органов

Разглашение информации о субъектеО более серьезных проступках расскажет уже Уголовный Кодекс. Наказание применяется, если лицо разгласило или использовало тайну незаконно, то есть без согласия плательщика. Обязательное условие: информация была предоставлена обвиняемому в связи с занимаемой должностью, например, финансовому инспектору для проверки или осуществления других действий.

Допущение подобного нарушения может обернуться штрафом от 10 до 20 тыс. руб., запретом исполнять трудовую функцию до 3 лет или ограничением свободы на аналогичный период (ст. 183 ч. 2 УК РФ). Если события отягощены причинением крупного ущерба, то сумма штрафа возрастает до 20-50 тыс. рублей, а срок тюремного заключения — до 10 лет.

Для контрагентов

Пункт 9 ст. 84 НК РФ устанавливает, что, как только человек завершил регистрацию деятельности, направленной на получение дохода, фискальные сведения о нем становятся конфиденциальными. Это не распространяется на те данные, которые предприниматель раскрыл определенному кругу лиц по собственной воле, например, своим поставщикам с целью подтверждения конкурентоспособности и добросовестности или кредитному учреждению в качестве гарантии платежеспособности. Решать споры о размере и способе возмещения ущерба от общительности собственного поставщика или клиента организация будет в суде.

Ситуации, когда ответственность за разглашение не наступает

Сведениями, составляющими тайну, в силу своей должностной инструкции, располагают сотрудники налоговых инспекций. Государственные органы могут получить информацию с соблюдением установленного порядка – предоставления письменного запроса начальника со ссылкой на нормативную базу, позволяющую или предполагающую открытие конфиденциальны сведений.

Информацией подобного рода часто интересуются контрагенты, чтобы убедиться в добросовестности, платежеспособности и надежности партнера. Если информация, относящаяся к конфиденциальной, предоставляется по доброй воле предпринимателя, то нарушение законодательства отсутствует.

Закон № 44-ФЗ, принятый в 2013 году, предполагает обмен некоторыми конфиденциальными фискальными данными, в рамках проведения конкурентных способов закупки продукции, необходимой для обеспечения нужд учреждения-заказчика (электронный аукцион, открытый конкурс и т.д.).

Вынести наказание за разглашение налоговой тайны невозможно, если документы были предоставлены с согласия предпринимателя или по запросу государственных структур (для проведения проверки, рассмотрению поданного иска и прочее).

Если в результате незаконного распространения информации о налогоплательщике или утраты документов владелец данных не намерен останавливаться на дисциплинарных мерах взыскания, то решать вопрос о форме наказания виновных будет суд.

В 2017 году ФНС решила опубликовать на своем официальном сайте данные о налогоплательщиках, которые не относятся к конфиденциальным согласно требованиям ст. 102 Налогового Кодекса РФ. Какие сведения окажутся в открытом доступе, рассказано в следующем видеоролике.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных