Как правильно зарегистрировать торговую марку

Как правильно зарегистрировать торговую маркуЛюбой успешно работающий предприниматель хочет, чтобы его фирма и продукция были узнаваемы из множества других, и со временем он обзаводится своей символикой. Чтобы защитить ее от плагиата и получения прибыли посторонними лицами, необходимо зарегистрировать товарную марку в патентном бюро.

Что это такое

Как правильно зарегистрировать торговую маркуТорговая марка – это официально утвержденный, отличительный знак предприятия, который они имеют право размещать на своей продукции или товарах, изготовленных по их заказу. Если посторонние фирмы используют чужой товарный знак, к ним будут применены штрафные санкции.

Торговые марки бывают нескольких видов:

  • изобразительные – выполнены в виде картинки без каких-либо букв. К ним относятся знаменитый крокодил Lacoste , росчерк Nike, трехконечная звезда Mersedes;
  • словесные – слово или фраза, выполненная индивидуальным шрифтом. Доля словесных марок составляет более 80% от всего количества. «Аленка», «Тинькофф», «ТНТ», «СТС» — яркие примеры;
  • комбинированные – сочетание слов и картинок. MasterCard – знак, который состоит из 2-х кругов разного цвета с вписанным в них словом.

Процесс создания и регистрации бренда

Создание и регистрация товарного знака проходит в несколько этапов.

Этап 1. Разработка

Разработка фирменного стиля состоит из следующих шагов:

  • понять, для чего нужен товар на рынке;
  • поиск символики, которая будет отражать ценности и философию предприятия;
  • разработка эскиза, звучного названия для знака.

Этап 2. Проверка

На этой стадии проверяют, соответствует ли товарный знак требованиям уникальности. Для этого его проверяют через реестры Роспатента.

Данный этап очень ответственный, на нем многих отсеивают по той простой причине, что какой-либо элемент, не являющийся уникальным,  повлечет отказ в регистрации и потерю финансовых средств. Найденные сходства позволяют заранее подкорректировать знак и сэкономить время и деньги.

Отсутствие схожих элементов в базах не дает гарантии прохождения проверки. Часто чиновники могут найти в своих реестрах похожие символы и тогда придется отстаивать уникальность своего символа.

Этап 3. Выбор классов товаров и услуг

Как правильно зарегистрировать торговую маркуЗапатентованный знак должен использоваться в неизменном виде, поэтому важно правильно выбрать те коды товаров и услуг, к которым он будет относиться. Класс выбирается по международному классификатору. При выборе нужно быть предельно осторожным, так как одни и те же наименования могут содержаться в разных классах.

При поиске необходимого кода следует дополнительно опираться на прочие свойства, например, материал изготовления.

Этап 4. Сбор документов

Для подачи заявки необходим следующий пакет документов:

  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • заявление о регистрации;
  • данные лиц, регистрирующие торговую марку;
  • 8 экземпляров изображения логотипа с приложением его описания и список товаров по МКТУ;
  • свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя;
  • устав, заверенная копия свидетельства с ОКПО, если происходит регистрация на юридическое лицо.

Этап 5. Подача заявки

Подготовленный пакет документов подают в Роспатент любым из нижеперечисленных способов:

  • лично в Роспатент;
  • отправлением по почте;
  • факсом, но потом обязательно донести оригиналы;
  • через посредническое предприятие.

Ведомство регистрирует заявку, присваивает ей входящий номер и сообщает его заявителю.

 Этап 6. Отслеживание статуса заявки

Как правильно зарегистрировать торговую маркуДокументы подвергаются формальной проверке. Будет проверяться, верно ли все составлено, правильно ли написано заявление, все ли бумаги приложены. Данная проверка продолжается примерно 2 месяца, если все в порядке, то ее принимают в работу.

Проверка торговой марки – очень долгий процесс, он может достигать 1,5 года. За это время эксперты досконально анализируют торговую марку, проверяют нет ли совпадений с другими знаками. Ведется переписка с заявителем, запрашиваются дополнительные сведения и документы.

На этом этапе очень многие отсеиваются из-за неправильного поведения заявителя: долгий ответ на дополнительные вопросы, неумение защищать свой логотип. Если все возражения отработаны и никаких оснований для отказа нет, Роспатент дает согласие на регистрацию торговой марки.

Этап 7. Получение сертификата

После получения положительного решения предприятию нужно оплатить пошлину за выдачу свидетельства и принести квитанцию в ведомство. На выдачу сертификата дается 2 месяца с момента оплаты пошлины. Свидетельство нужно продлевать один раз в 10 лет.

Как только регистрация пройдена, правообладатель получает исключительные права на его использование. Если будет обнаружено, что торговый знак применяется кем-то другим, то владелец может подать в суд и возместить ущерб.

Марка является интеллектуальной собственностью. Она стоит на балансе фирмы. Права на логотип можно передавать или продавать, как и любой другой товар.

Проверка логотипа на уникальность

Как правильно зарегистрировать торговую маркуПеред тем, как подать документы в Роспатент, необходимо проверить логотип на совпадение и схожесть с другими товарными знаками. Сделать это можно несколькими способами:

  • провести самостоятельно;
  • заказать в патентном бюро;
  • заказать в патентном ведомстве.

Самостоятельная проверка через онлайн-сервисы имеет существенный минус. Эти сайты имеют базы только зарегистрированных логотипов и то чаще всего не в полном объеме. А ведь множество лейблов, в данный момент, находятся на регистрации и они могут быть похожими на ваш. По приоритету они выше, поэтому в регистрации скорее всего будет отказано.

Патентное ведомство будет вести проверку несколько месяцев и, в случае отказа, рекомендаций никаких не даст. А предприниматель только потратит время и деньги, уплаченные за госпошлину.

Патентное бюро проверяет товарную марку в течение нескольких дней и дает несколько вариантов корректировки, чтобы можно было без проблем зарегистрировать знак.

Нормативная регламентация, по которой проходит регистрация

Как правильно зарегистрировать торговую маркуПроверка регистрируемой марки на соответствие требованиям законодательства, а также поиск по базам, осуществляется по статье 1483 ГК РФ.

При этом используются Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (Утверждены Приказом Роспатента от 31.12.09 № 198) и Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство (Утверждены Приказом Роспатента от 31.12.09 № 197).

Торговая марка на примере AUDI

AUDI – автомобильная компания из Германии, входящая в концерн Volkswagen Group. Концерн AUDI образовался после слияния четырех фирм DKW, Horch, Audi и Wanderer. Все они выпускали авто- и мототехнику. Объединение произошло 29 июня 1932 года. Новым логотипом стали всемирно известные 4 кольца.

Фирмы между собой не конкурировали, потому что каждая из них работала в своем рыночном сегменте: производство спорткаров лежало на AUDI, в DKW занимались мотоциклами, Horch выпускала автомобили премиум-класса, а Wanderer  была в среднем сегменте класса люкс.

С началом Второй мировой войны выпуск гражданских автомобилей прекратился, концерн перешел на производство вездеходов Horch 901.

После окончания войны руководство и многие сотрудники бежали из зоны оккупации, заводы были в разрушенном состоянии. Все оборудование, которое уцелело, было снято и вывезено. Фирма несколько лет оправлялась от военных ударов, лишь осенью 1949 года вновь стали выпускаться мотоциклы и грузовики. После новой регистрации появилась компания Auto Union GmbH. Спустя год был выпущен первая послевоенная легковая машина DKW F89 P Master Class.

В 1959 году акции компании полностью выкупила Daimler-Benz AG. Из-за низких объемов продаж Auto Union был вынужден войти в состав Volkswagen в 1964 году. По началу завод не хотел, чтобы AUDI занимались автомобилями собственного производства, так как в то время планировался выпуск «Жука» от Фольксваген. Но глава конструкторского отдела Audi занялся разработкой тайно от всех. В последствии об этом все узнали, но решили не препятствовать работе. Так и появилась знаменитая Audi 100.

В 1969 году произошло очередное объединение, на этот раз с фирмой NSU Motorenwerke AG из Некарсульма. Концерн получил название Audi NSU Auto Union AG.

В 1974 году в конструкторский цех пришел Фердинанд Пёрх. За время его работы компания достигла небывалой высоты.

В 1993 году образована ныне сущуствующая Audi Group, сейчас она активно развивается по многим автонаправлениям. В их модельном ряду можно встретить машины бизнес-класса, кроссоверы.

Ауди захотела получить в качестве торговой марки аббревиатуру широкого потребления TDI, за этим компания обратилась в суд. Но иск не мог быть изначально удовлетворен по той причине, что сокращение TDI – это название технологии. Он расшифровывается как Turbo Diesel Injection. Этим сокращением называют дизельные двигатели с прямым впрыском топлива.

Для усиления позиционирования и влияния на рынке концерн обратился в Европейский суд с намерением оставить за собой исключительное право использовать буквы TDI. Audi хотела, чтобы трехбуквенный термин для автомобилей могла использовать только она.

Суд решил, что аббревиатура не может принадлежать только концерну.  По решению суда, любая автомобильная компания может использовать шильдик с надписью TDI на своих машинах.

Видео, на котором рассказывается о том, почему нужно зарегистрировать торговую марку.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных