Кто принадлежит к субъектам авторского права

Субъекты авторского права

Авторские права на те или иные объекты творчества принадлежат определенному кругу лиц, которые обладают возможностью распоряжаться ими по своему усмотрению.

Указанные лица могут прибегнуть к применению установленных законом способов для защиты своих интеллектуальных прав от незаконных действий с чьей-либо стороны.

Вопросы о том, кто входит в круг таких субъектов и как именно автор может распорядиться принадлежащими ему правами, рассмотрены в данной статье.

Основные употребляемые понятия

Авторское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с вопросами авторства (создание и дальнейшее использование результатов творчества).

Это могут быть литературные, музыкальные труды, различные достижения в сфере науки и искусства, одним словом все, что так или иначе связано с творческим трудом человека.

Главным принципом, распространяющимся на рассматриваемые отношения, является презумпция авторства.

Он заключается в том, что лицо, указанное на самом произведении, признается его автором.

Презумпция авторства

Если имеются сомнения в принадлежности указанному лицу того или иного объекта, можно оспорить данный факт через суд, приведя свои доказательства.

Под субъектом понимается лицо, которое обладает определенным набором прав и обязанностей в той или иной отрасли отношений.

Всех субъектов авторского права можно разделить на две большие группы: первичные и другие.

К первой группе субъектов относятся непосредственные создатели того или иного творческого объекта, то есть авторы (соавторы). Всех остальных принято причислять ко второй группе.

Нормативный аспект регулирования

В России вопросы авторства урегулированы различными нормативно-правовыми актами.

  1. Во-первых, это Конституция РФ, где четко зафиксирована гарантия свободного творчества в различных сферах: литература, наука, техника, искусство.
  2. Во-вторых, это гражданское законодательство, объединяющее основной массив норм, регулирующих отношения, связанные с авторством. Сюда входит сам Гражданский Кодекс Российской Федерации, а именно ч. 4 ГК РФ, которая непосредственно посвящена вопросам интеллектуальной собственности.
  3. В-третьих, международные принципы и нормы, к которым относятся «Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886, «Всемирная конвенция об авторском праве» от 06.09.1952, Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав» и некоторые другие.

Наряду с вышеперечисленными, сюда входят двусторонние договоры России с отдельными странами по вопросам взаимной охраны авторских полномочий.

Кроме того, вопросы авторства урегулированы рядом подзаконных актов, принятых Правительством РФ и Федеральной службой по интеллектуальной собственности (ФИПС). Они конкретизируют административные процедуры, осуществляемые в данной сфере.

Разновидности прав сочинителя

У каждого лица, сочинившего что-либо, имеется комплекс полномочий по отношению к результатам своего творчества. Сюда входят личные неимущественные и имущественные права.

Чтобы уяснить разницу между этими двумя категориями, необходимо понять, что в первом случае имеются в виду моральные, а во втором — материальные, или так называемые исключительные, права.

Все принадлежащие автору права закреплены в ст. 1255 ГК РФ. Из этого перечня к личным неимущественным относятся право на имя, авторство, обнародование и неприкосновенность. Теперь о каждом из них подробнее.

Право на имя и авторство тесно связаны друг с другом. Здесь предполагается возможность автора использовать свое собственное имя или псевдоним для обозначения принадлежности результата творчества именно ему.

Автор также может разрешить анонимное использование своего творения. Так гарантируется его свобода выбора.

От волеизъявления автора зависит и обнародование творения. Делать результат своего труда достоянием общественности или использовать его сугубо в личных целях — в каждом случае решение принимает он сам.

Неприкосновенность произведения означает невозможность вносить какие-либо изменения без разрешения создавшего его лица.

Личные неимущественные права, согласно российскому законодательству, неотчуждаемы, а значит, всецело принадлежат автору. Этим качеством они принципиально отличаются от имущественных, или исключительных, прав.

Определенным комплексом имущественных прав на произведение вправе обладать, помимо автора, другие лица, с которыми он заключил соответствующий договор.

Право на воспроизведение

Подобные права могут перейти также на основаниях, предусмотренных законом. Эти лица имеют статус правообладателей.

Имущественные права на результат интеллектуальной деятельности подразумевают отождествление созданного автором произведения с предметом, которым он может распорядиться по своему усмотрению.

В этом смысле ему принадлежит возможность использовать свое творение любым законным способом (продажа, публичный показ, исполнение, прокат и др.).

При этом лицо, создавшее то или иное произведение, имеет право определить, как будет использоваться результат его работы — безвозмездно или с непосредственным извлечением дохода.

Виды соавторства

Первичными субъектами в рассматриваемой сфере отношений являются также соавторы. Это физические лица, каждое из которых внесло свой творческий вклад при непосредственном создании произведения.

Основным критерием здесь выступает именно творческая составляющая.

Так, нельзя признавать соавтором того, кто предоставил только технические условия для воплощения того или иного творения в реальность и при этом не внес своего собственного вклада в процесс написания художественного или музыкального труда, создания программного обеспечения или базы данных.

Это очень важный критерий, который определяет объем прав каждого сочинителя на получившийся результат совместного творческого труда.

В теории соавторство классифицируют на два вида: раздельное (по другой терминологии делимое) и нераздельное (неделимое).

Первая группа характеризуется тем, что каждый автор составляет конкретную часть. Совместно эти части образуют единое произведение.

Иными словами, тот объем творческого вклада, который привнес конкретный человек, можно легко вычленить.

Без него произведение не потеряет смысла, равно как и сама вычлененная часть сможет независимо существовать. Ярким примером такого вида соавторства служит песня, которая состоит из музыки и слов.

Неразделимое соавторство

Что касается нераздельного соавторства, то, как следует из самого определения, здесь речь идет о таком совместном творческом труде, при котором личный вклад каждого из авторов в процесс создания произведения вычленить невозможно.

Каждый привносит что-то свое, но конкретный объем проделанной работы определить невозможно.

Литературные детища И. Ильфа и Е. Петрова отражают суть такого вида соавторства.

Такое разделение на виды неслучайно. Оно необходимо при определении объема прав соавторов по отношению к созданному ими творению.

По общему правилу результат творческого труда используется соавторами совместно.

При нераздельном соавторстве никто из лиц, создавших произведение, не может запретить его использование, а раздельное, напротив, дает возможность каждому автору использовать ту или иную часть по своему усмотрению.

Однако соглашением между создателями может быть предусмотрен иной порядок правоотношений.

Права составителей в зависимости от вида составных произведений

От соавторов следует отличать составителей. Термины созвучны, однако разница между ними велика.

Составителями принято считать лиц, которые занимаются подборкой созданных ранее произведений по определенным критериям для дальнейшего объединения их в сборник.

Работа по сбору и систематизации

В этой подборке и систематизации и заключается творческая деятельность составителей.

Авторское право у составителя возникает на результат своей интеллектуальной деятельности, а именно на состав и порядок расположения подобранного им материала.

Он не может вносить какие-либо изменения в упорядоченные им работы других авторов либо иным образом ограничивать или ущемлять их интеллектуальные права.

Таким образом, условием возникновения авторского права у составителя является соблюдение прав лиц, создавших используемые им оригиналы.

Наряду со сборниками, гражданским законодательством выделяются иные составные произведения. К ним относятся антологии, атласы, базы данных, интернет-сайты, энциклопедии, и этот перечень не исчерпывающий.

Примечательно то, что факт создания сборника или иного составного произведения не ограничивает соавторов с точки зрения возможностей использования того же исходного материала для создания своего собственного сборника (при соблюдении вышеназванных условий).

Правопреемники автора

Как уже было сказано выше, личные неимущественные права автора неотчуждаемы и тесно связаны с его личностью. Это значит, что их невозможно передать другому лицу, подарить или продать.

Иным образом обстоят дела с имущественными правами. Так, исключительным правом на произведение, наряду с автором, могут обладать другие лица.

Правопреемников условно можно разделить на две категории: тех, кто получает исключительные права по волеизъявлению автора, и тех, кому они переходят на основании закона.

Первый случай подразумевает заключение договоров, а второй — различные события, из-за которых происходит переход полномочий на результат авторского труда.

По договору

Здесь свобода действий очень широка: закон предусмотрел большое разнообразие способов распоряжаться авторскими полномочиями.

Так, создатель какого-либо творческого объекта может отчуждать принадлежащее ему исключительное право в пользу иного лица, заключив с ним соответствующий договор, который так и называется — об отчуждении исключительного права.

Тогда оно переходит контрагенту, который приобретает статус правообладателя и может впоследствии распоряжаться этим произведением по своему усмотрению.

Такой вид договора не стоит путать с иными видами договорных отношений в сфере авторства.

Например, автор произведения может предоставить другому лицу возможность использовать свое творение на определенных условиях без перехода исключительного права контрагенту, заключив с ним лицензионный договор.

При этом весь комплекс интеллектуальных прав остается непосредственно у автора работы.

Другая сторона, согласно лицензионному договору, не имеет возможности распоряжаться произведением и использовать его на условиях, не обговоренных с автором.

В результате различных событий

Бывают случаи, когда авторы в сфере литературы, искусства и музыки вовсе не заинтересованы заключать договоры с целью передачи принадлежащих им исключительных прав другим лицам.

Они пишут уникальные мелодии или стихотворения для себя, создают шедевры и не задумываются о судьбе своих творческих успехов.

Даже если автор не предпринимает никаких действий по отношению к своим творениям, все равно полный комплекс интеллектуальных прав принадлежит ему с момента их создания и не требует никаких действий с его стороны.

Надо понимать, что исключительное право не исчезает бесследно после смерти лица, создавшего творческий объект. Оно переходит к тем, кто входит в число его наследников (согласно узаконенной очередности).

Наследники автора

Однако если автор обладает своими полномочиями на протяжении всей жизни, то наследники ограничены по сроку, который составляет 70 лет после смерти непосредственного создателя.

Кроме возможности распоряжаться уникальными трудами любым из предусмотренных способов, наследники также имеют право защищать личные неимущественные права умершего автора.

Так как результат творческой деятельности условно отождествляется с материальным объектом, исключительное право на него может перейти к другим лицам в результате судебного взыскания.

Таким образом, не всегда судьба исключительного права зависит от автора произведения или другого лица, уполномоченного распоряжаться результатом творчества.

Способы защиты авторских прав

Как любые права, принадлежащие гражданам, авторские могут быть нарушены или ограничены. Поэтому они также нуждаются в предоставлении защиты со стороны государства.

Законодателем предусмотрен большой комплекс способов защиты интеллектуальных прав на произведение, как личных неимущественных, так и исключительных.

Одним из самых распространенных способов защиты является признание права. Заключается этот способ в том, что автор какого-либо произведения обращается в суд с требованием признать за ним авторство.

При этом необходимо представить доказательства того, что спорное творение создал именно он.

Таковыми могут служить черновики, наброски, свидетельские показания — словом все то, из чего можно определить факт проделанной творческой работы над этим произведением.

Подача искового заявления при защите автоских прав

С момента признания авторства появляется возможность при необходимости прибегнуть к иным способам защиты интеллектуальных прав.

Так, если автору стало известно о том, что его интеллектуальные права нарушаются другим лицом, он вправе требовать пресечения таких действий путем подачи соответствующего искового заявления.

При подобных обстоятельствах нарушитель должен доказать отсутствие своей вины.

Если речь идет о нарушении исключительного права, то предусмотрена также возможность требовать возмещения убытков, выплаты компенсации, изъятия у нарушителя материального носителя, в том числе контрафактного.

Защищая личные неимущественные права, автор может инициировать перед судом вопрос о компенсации причиненного ему морального вреда.

Таким образом, существует большое количество способов защиты авторских прав. Выбирать, как именно защитить себя и свои творения от противозаконных действий, каждое лицо уполномочено самостоятельно.

Во избежание большинства нарушений следует позаботиться о регистрации результата своей интеллектуальной деятельности в соответствующих организациях.

Например, созданные литературные или музыкальные произведения, а равно все то, что имеет материальную форму, подлежит регистрации в РАО (Российском авторском обществе).

Если же речь идет о программном обеспечении, базе данных и тому подобном, то для фиксации авторства на данные объекты необходимо обращаться в Роспатент.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных