Нюансы составления заявления о приеме на работу

Заявление о приёме на работу — это документ, который может составляться при оформлении сотрудника на предприятии наряду с трудовым договором. В статье идёт речь об особенностях этого заявления.

прием на работу

Обязательно ли писать заявление

Заявление о приёме на работу в соответствии с Трудовым кодексом РФ оформлять не обязательно. В статье 65 ТК РФ приведён перечень документов, которые сотруднику требуется предоставить организации перед трудоустройством. В этот список входит ряд документов, в том числе:

  • документ, удостоверяющий личность, в частности, паспорт;
  • трудовая книжка (за исключением случаев, когда сотрудник устраивается на работу впервые либо по совместительству);
  • СНИЛС;
  • документ воинского учёта, если речь о лицах, которые на нём состоят;
  • возможно документ об образовании, если для данной работы требуется квалификация, которую подобный документ должен подтвердить;
  • лицензия
  • справка о том, что у соискателя не было судимости, если на соответствующую должность не могут претендовать осуждённые (в большинстве случаев — за дела, связанные с наркотиками)
  • санитарная книжка.

начало трудовых отношенийТрудовые отношения между нанимателем и наёмным работником возникают на основании трудового договора. Данный документ необходимо составить обязательно.

В то же время заявление представляет собой весьма удобный документ. Эта бумага подтверждает желание сотрудника работать на данном предприятии. Также в нём указывается должность, которую будет замещать составитель и размер оплаты его труда. Наконец, на заявление можно поставить резолюцию нанимателя.

Особый случай — поступление лица на службу в орган государственной власти или местного самоуправления. В подобной ситуации сотрудник обязан написать заявление. В этом документе составитель удостоверяет, что ему известно об ограничениях, установленных для должности, на которую он претендует, а также о запретах. Кроме того, он указывает, что ему знаком служебный распорядок в учреждении, должностной регламент, действующий для нег и условия, в которых он будет работать. Такое заявление требуется написать согласно установленному образцу такого документа и при этом обязательно от руки.

Во всех прочих компаниях, для которых данной обязанности не предусмотрено, сотрудник, который пишет заявление, составляет его в свободной форме (при том, что в любом случае текст должен содержать его волеизъявление об устройстве на работу в данную организацию). Со своей стороны организация имеет право создать бланк заявления, в этом случае соискателям требуется заполнить именно его.

При этом сотрудник не может отказаться писать заявление, если со стороны организации выдвинута такая просьба.

В статье 65 ТК РФ в исчерпывающем перечне не указывается заявление, означает, что этот документ в целом не носит обязательного характера и в принципе работника можно принять на должность без него.

В то же время если в организации предусмотрена необходимость написания подобной бумаги, то она становится документом, относящимся к внутреннему кадровому документообороту. Оформление таких документов необходимо, поскольку таковы правила в данной организации.

Обратите внимание, что факт составления заявления также не предполагает обязанностей организации по трудоустройству сотрудника.

Этот документ оказывает определённое психологическое воздействие на составителя, однако если ему поручили написать этот документ, то в дальнейшем ему по-прежнему могут отказать в занятии определённой должности. Принятым на работу может считать себя лишь сотрудник, с которым был оформлен договор.

Общие правила составления

правила составленияКак уже указывалось, заявление составлять вовсе не обязательно. Однако существует ряд рекомендательных правил, которые следует соблюдать, если этот документ всё же оформляется. Прежде всего, документ следует направлять исключительно на имя руководителя компании. Требование действует и в том случае, если этот руководитель своим приказом поручил оформлять отношения с нанимаемыми сотрудниками иному лицу.

 В заявление необходимо внести:

  • основные сведения о сотруднике, в том числе его ФИО, дату рождения, место проживания и паспортные данные;
  • сведения о нанимателе, в частности, название предприятия, информацию о её руководителе, в том числе паспортные данные и наименование должности;
  • первый день работы;
  • обозначение должности, на которую заступает сотрудник по номенклатуре, установленной штатным расписанием;
  • название подразделения компании, в котором будет трудиться принятый сотрудник, обозначение должности непосредственного руководителя и его фамилия, имя и отчество;
  • режим работы и условия, на которых он устраивается, в частности, требуется оговорить, если речь идёт о временном трудоустройстве, работе в режиме совместительства, в разъездном режиме, в порядке перевода;
  • также сведения о лице, возглавляющем паспортную службу, а именно его должность и паспортные данные.
Документы для скачивания (бесплатно)

Далее заявление подписывает исключительно генеральный директор компании, при этом варианты текста могут быть различными, поскольку и для этого нюанса не существует точной нормы, он может написать:

  • в работу;
  • в приказ.

Если на предприятии существует собственная форма данного заявления, рекомендуется предоставить соискателю уже заполненный образец. В этом случае он сможет написать этот документ, ориентируясь на пример, что облегчит его задачу.

Особенности написания для несовершеннолетнего

заявление для несоврешеннолетнегоДля соискателей, которым ещё не исполнилось восемнадцати лет, не предусмотрены особые требования относительно обязательности написания данного требования. И в этом случае оно пишется исключительно по желанию. Существует ряд ограничений в отношении различных категорий несовершеннолетних, однако с данным документом они не связаны.

Указывается, что для сотрудника, которому не исполнилось 14 лет, такое заявление должны писать родители, поскольку дети в таком возрасте не могут руководить своими действиями и нести за них ответственность.

Согласно закону до 14 лет могут работать дети, которые заняты в сфере искусства и участвуют в воспроизведении произведений искусства (к примеру, в театре либо в кино- или телесъёмке).

Сотрудник от 14 до 15 лет пишет заявление самостоятельно, однако один из родителей должен приложить к этому документу своё согласие, также требуется предоставить разрешение на такое устройство от имени органа опеки и попечительства.

Срок хранения заявления

Заявления о приёме на работу хранятся наиболее долгое время в организациях, в которых организовано ведение личных дел. В таких компаниях заявления о приёме на работу следует хранить в продолжение 75 лет. Также существует целый ряд категорий сотрудников, для которых установлено постоянное хранение дел:

  • срок хранениялицах, которые возглавляют эту организацию;
  • сотрудников, которых входят в руководящие органы предприятия, в том числе исполнительные и контрольные;
  • работниках, которым было присвоено государственное или иное звание;
  • лицах, получивших награды или премии;
  • обладателях учёных званий и степеней.

Если же в организации не существует системы ведения личных дел, то заявления на приём на работу требуется сохранять в течение пяти лет.

Выше шла речь исключительно о заявлениях лиц, которые в дальнейшем были трудоустроены в данной компании.

Если же соискатель подал заявление, но после этого на работу принят не было, то для него действует срок в один год.

В данном видео вы узнаете дополнительную информация про данный документ.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных