Как подготовиться к собеседованию: необходимые документы

Найти работу по душе — задача не из легких, но еще непросто пройти по ней успешно собеседование. Порой волнение настолько зашкаливает, что становится сложно держать себя под контролем: голос дрожит, мысли путаются, а тело не слушается.

Подготовка к собеседованию

Как итог — производите на нанимателя плохое впечатление и работу не получаете. Чтобы этого не случилось, следует заранее тщательно подготовиться к собеседованию.

Телефонный разговор с работодателем

Телефонный разговорВ подавляющем большинстве случаев первое взаимодействие с потенциальным работодателем происходит по телефону. Такой контакт имеет свою специфику.

Люди не видят друг друга, доступен лишь голос собеседника, по которому можно судить о его реакции, настроении. Чтобы не вызвать негативную реакцию, в разговоре всегда следует быть максимально вежливым и доброжелательным.

Выделяют три сценария со звонками:

  1. После размещения резюме о поиске работы на сайтах по трудоустройству, работодатель откликнулся на объявление, позвонив вам.
  2. Совершаются звонки по объявлениям о найме.
  3. Самостоятельный поиск возможных вакансий, обзвон компаний и фирмы, в которых хотели бы работать.

Третий пункт – пример самостоятельной «продажи» себя работодателю. Рассмотрим его отдельно, поскольку он имеет специфические особенности.

Задача — заполучить приглашение на личную встречу, т.е. на собеседование. Придерживайтесь следующего примерного плана при таком звонке:

  1. В первую очередь поприветствуйте собеседника. Поинтересуйтесь, удобно/возможно ли ему говорить в данный момент времени. Представьтесь. Завладейте вниманием, задав грамотно вопрос. Пример: «Добрый день! Время удобно для разговора? Меня зовут Виктор. Вашу компанию интересуют квалифицированные, опытные и энергичные сотрудники?».
  2. Раскройте причину своего звонка. Действуйте с позиции силы, проявляйте инициативу, будьте уверены в себе. Не просите встречи, а назначайте ее. Пример: «Я звоню, чтобы договориться о встрече. Предлагаю выгодное сотрудничество Вашей компании со мной. Полагаю, это предложение может Вас заинтересовать!». Как минимум, такой подачей удивите собеседника, а максимум — получите положительный ответ.
  3. Обсудите детали и назначьте встречу. Работодатель в таком разговоре может поинтересоваться опытом работы, образованием. Вкратце расскажите об этом, но в конце обязательно упомяните о встрече, в ходе которой дадите более подробную информацию, представите портфолио. Если удалось «зацепить» потенциального работодателя, договаривайтесь о времени собеседования.

Не бойтесь получить отказ, просто практикуйте дальше звонки с другими фирмами.

В двух других типах телефонных разговоров наниматель уже настроен на отбор кандидатов. Произведите на него хорошее впечатление уже на этом этапе: будьте вежливы и доброжелательны, исключите слова-паразиты, не сокращайте слова и не глотайте окончания. Если уже предлагают пройти собеседование, стоит выяснить некоторую информацию заранее, о чем пойдет речь далее.

Что нужно узнать заранее

Что нужно узнать заранееЧтобы зря не потерять время и не разочароваться прямо на собеседовании (порой, несколько минут бывает достаточно для осознания, что сотрудничество не получится), следует выяснить заранее некоторые нюансы касательно потенциальной работы, а также другие чисто технические моменты.

Название фирмы/организации (в том случае, если наниматель этого не сообщил сразу). После звонка можете самостоятельно заняться поиском информации о компании, чтобы узнать о работодателе больше. Часто отзывы на форумах могут сформировать представление о фирме. Если крупная организация никак не фигурирует в интернете, стоит задуматься, не столкнулись ли с мошенниками или недобросовестными работодателями.

Должностные обязанности. Лучше уточните этот вопрос, так вы покажете свою заинтересованность вакансией, а работодатель воспримет это положительно. Описание даже вкратце даст представление, нужна ли такая должность.

Условия работы. Узнайте:

  1. О графике. Если он гибкий, то что конкретно подразумевается под этой формулировкой.
  2. Об обучении/стажировке. Сколько длится, как оплачивается и оплачивается ли вообще.
  3. Об испытательном сроке. Он не может длиться более трех месяцев.
  4. Об оформлении по ТК. Если этого нет в данной организации, маловероятно, что по телефону прямо скажут об этом. Какое оформление или его отсутствие выбирать, зависит только от этических и нравственных представлений. Но следует знать, только оформление по ТК охраняет права на больничный, отпускные дни и т.д.
  5. О зарплате. Прежде всего выясните, будет ли она соответствовать сумме, заявленной в объявлении/резюме. Затем — из чего она формируется (оклад + премии + процент). Наниматель вряд ли будет вдаваться в подробности по телефону, но общую информацию по этому поводу следует узнать.
Как показывает практика, в ходе телефонной беседы удается задать не более трех-четырех таких вопросов. Поэтому выберете для себя наиболее приоритетные и расставьте их в порядке убывания значимости, но обратите особое внимание на вопросы о названии организации и должностных обязанностях.

Если вас приглашают на собеседование, в заключительной части разговора сделайте еще пару технических уточнений. Поинтересуйтесь:

  1. С кем будете беседовать во время интервью.
  2. Форматом прохождения собеседования (личная беседа/групповая, письменный тест, презентация).
  3. Сколько примерно будет длиться беседа.
  4. Нужно ли что-то взять с собой, помимо резюме.
  5. Адресом организации, как лучше всего добраться.

Эта информация облегчить работу по подготовке к предстоящему событию.

Подготовка к собеседованию

Процедура подготовкиНачать подготовку следует с продумывания внешнего образа. Помните, второго шанса произвести первое впечатление не будет.

Для собеседования подберите одежду, которая соответствует вакансии. Для претендента на место топ-менеджера явиться в футболке и джинсах будет непростительной ошибкой. Оптимальный вариант в большинстве случаев — деловой стиль.

Для представительницы слабого пола использование украшений, косметики и духов должно быть в рамках разумного.

Внешний вид должен быть подкреплен позитивным внутренним настроем.

Настраивайте себя исключительно на успех, бессмысленно окрашивать негативом события, которые еще даже не произошли.

Излучайте уверенность. При личном контакте держитесь подчеркнуто деловито, но при этом оставайтесь собой, чтобы не создалось ощущения наигранности и искусственности. Соблюдайте этикет, будьте вежливы и доброжелательны.

Составьте и запишите подробный список вопросов, которые хотите задать работодателю. В ходе интервью уже можете более подробно рассмотреть различные вопросы. Даже если не хотите задавать вопросы, лучше это сделать, иначе их будут в большом количестве задавать вам.

Кроме того, так продемонстрируете свою заинтересованность и увлеченность вакансией.

  • Начните с вопросов о компании — возьмите инициативу в свои руки. Необходимо выяснить, на сколько фирма велика, как долго существует, стабильна ли она на рынке, что за продукт производит, какой коллектив.
  • Затем перейдите к вопросу о позиции в компании: что за должность, какие обязанности входят. Обычная практика, когда заявленные в объявлении требования — это далеко не все, что потребуется в выполнении работы.
  • После возможно обсудить детали по рабочему графику, дресс-коду, отпускам, больничным, командировка, зарплате, оплате за переработанные часы, стажировке и т.д.

При подготовке к собеседованию также следует составить ответы на возможные провокационные вопросы от работодателя. Их задают с целью выяснить, какую личность вы представляете из себя.

Этапы подготовки

Часто нас берут на работу не за наши навыки, а за то, кем мы является и что из себя представляем в человеческом плане. «Продавая» себя на этом собеседовании необходимо уметь и себя презентовать.

  1. Покажите себя работодателю как средство решения каких-либо проблем в компании. Помните: нанимают не потому, что вы хотите, чтобы вас наняли. Нанимают потому, что есть ситуация, проблема в компании, которая требует разрешения. Дайте четко понять, что можете быть полезным, что разрешите вопросы.
  2. Подходите с позиции силы. Если спросят о знаниях/умениях, смело отвечайте: «Много чего знаю и много чего не знаю. Но все, что мне нужно будет знать для дела, я освою с космической скоростью».
  3. Смело говорите о своих достоинствах, но не приукрашивайте.
  4. О недостатках не заявляйте, что их нет. Ответьте, что различаете два типа недостатков: о которых знаете и боретесь с ними, а другие — о которых не подозреваете. О последних просите сообщать в прямо лицо, чтобы можно было над ними работать.
  5. Вопрос о будущем (кем видите себя через 2 года?) свяжите с компанией. Покажите, чем больше фирма даст вам, тем больше дадите ей своих сил, времени.
  6. Никогда не заявляйте, что идеально подходите на должность. Выглядит излишне самоуверенно и вообще несолидно.
Своими ответами на провокационные вопросы покажите, почему работодатель должен захотеть взять именно вас, а не кого-то другого.

Рекомендуется прорепетировать весь сценарий собеседования.

Еще несколько советов

  1. Накануне важного собеседования не стоит экспериментировать с внешностью, а также не следует устраивать алкогольных вечеринок. Вид — опрятный и свежий. Если случилось так, что заболели — перенесите встречу, но сообщите об этом заранее.
  2. С собой из документов возьмите резюме, портфолио, диплом об образовании, сертификаты или иные документы с курсов/тренингов (если имеются), рекомендательные письма и характеристики.
  3. Выспитесь. Успокоиться перед интервью помогут дыхательные техники. Принимать успокоительные средства, а тем более алкоголь не рекомендуется.

Советы по подготовке к собеседованию от психолога представлены ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных