Что делать, если потерял трудовую книжку

В жизни каждого человека имеет место такой факт, как смена места работы, к примеру, связанной с переездом на новое место проживания, высокооплачиваемая работа в другом учреждении или организации. Причиной может быть и ликвидация рабочего места.

Что делать, если потерял трудовую книжку

В связи с этим могут возникать такие ситуация, как утеря главного документа – трудовой книжки, где указывается вся информация о стаже работы, что считается очень важным фактом для начисления пенсионных выплат при достижении пенсионного возраста.

В случае отсутствия у человека, что устраивается на работу, трудовой книжки из-за ее потери, повреждения или по каким-то иным основаниям, работодатель обязуется выдать новую трудовую книжку, основываясь на письменном заявлении работника.

Причины потери

Трудовая книжка — важнейший документ, в ней отображается рабочая деятельность (стаж, опыт), что непосредственно учитываются при переходе на новую работу. А наличие обозначенного государством количества стажа дает возможность человеку получать пенсию.

По вине работника

Такое обстоятельство может произойти, когда трудовая книжка была непосредственно у самого владельца, к примеру, в период расчета с предыдущего места работы и в процессе поиска нового. К примеру, произошла кража документов или они были потеряны по халатности работника.

По вине работника

Так как она была на руках у рабочего, то ответственность возлагается непосредственно на него. И, соответственно, решение о ее восстановлении также принять должен владелец.

По вине работодателя

Но обстоятельства, по которым была потеряна трудовая книжка, могут возникать не только по вине рабочего, работодатели также не застрахованы от такой ситуации. Поэтому ответственность возлагается уже на руководство, где сотрудник значится в штате. Наниматель обязывается предоставить работнику дубликат.

Иное

Возникают моменты, что документ утрачен в результате ситуаций, не касающихся действий рабочего и работодателя. Примером может быть пожар, кража или какие-либо природные катаклизмы. Здесь ответственность возлагается на сторону, у которой на момент происшествия был документ.

План действий и алгоритм восстановления

Алгоритм восстановленияЧто касается порядка восстановления трудовой книжки, то процедура схожая как для самого рабочего, так и для работодателя. Поэтому направить запрос должен либо работник, либо руководитель непосредственно последнему работодателю.

Какие действия нужно будет произвести? В первую очередь потребуется:

  1. Написать соответствующее заявление на имя руководителя относительно последнего места работы.
  2. Заявление лучше направлять ценным письмом, в котором нужно сделать опись содержимого. Таким образом, это будет являться доказательством, что была просьба для предоставления дубликата.
  3. Возможно потребуются и дополнительные документы с места работы для работодателя, что оформляет дубликат.
  4. Запросы во все организации, где прежде работал человек, отправляет та сторона, по халатности которой произошла потеря документа.

Как правильно составить заявление

При возникновении обстоятельств утраты трудовой книжки наемному рабочему нужно написать соответствующее заявление на имя последнего руководителя или организации, где он работал. Стоит отметить, что заявление пишется на имя руководства, а не на отдел кадров, которые осуществляют ведение соответствующего документа сотрудников.

Документы для скачивания (бесплатно)

В заявлении требуется обязательно указать причину утраты и просьбу предоставить дубликат, если такая ситуация случилась по вине работника. В документе обозначается дата обращения и подпись владельца утраченной трудовой книжки. Заявление пишется либо от руки, либо печатается на компьютере, но это нужно сделать максимально грамотно.

Заполнение дубликата

После написания заявления руководитель обязан на протяжении 14 дней рассмотреть вопрос и предоставить дубликат. Стоит заметить, что в дубликате удостоверяется информация лишь об общем или непрерывном стаже работника, до момента принятия его на работу до нынешнего руководителя. Заносятся данные о самой работе, награждениях, если таковые имеются.

Заполнение дубликата

В дубликате подтверждается лишь суммарный стаж рабочей деятельности, то есть количество проработанных лет, месяцев и дней. Но отсутствует информация о самих работодателях, периодах работы и не свидетельствуются занимаемые должности работника. Далее записываются данные о работе непосредственно у руководителя, что оформляет дубликат.

Некоторые особенности

Порой восстановить трудовую книжку очень сложно, так как могут возникнуть ситуации, что существенно затрудняют процесс. Но восстановить данный документ все же возможно.

Если организация ликвидирована

Каким образом можно восстановить запись об стаже, если та организация, где осуществлялась рабочая деятельность ранее, ликвидирована? При таких обстоятельствах необходимо сделать запрос непосредственно в отделение государственного архива, где хранятся все записи о предприятиях, которые существовали ранее.

Если же сотрудники архива по каким-то причинам отказываются выдать такие сведения, то на этом основании можно направить обращение в судебный орган.

Если есть копия

Когда имеется факт утраты оригинала трудовой книжки, но у работника в наличии есть ее копия, то это может существенно упростить процедуру восстановления документа. Но здесь имеется один нюанс, копия должна быть засвидетельствована непосредственно нанимателем.

Если же у начальника возникнет сомнение в подлинности документа, то он имеет право направить запросы в организации, где сотрудник работал ранее.

Через ПФР

Одним из способов возобновления трудовой книжки считается направление обращения в Пенсионный фонд РФ. Написать заявление можно при личном посещении этого органа или отправить его по почте заказным письмом.

Через ПФР

После передачи бумаг сотрудники ПФР обязаны в течение 10 дней рассмотреть заявку и выдать соответствующую справку. В ней должны быть указаны записи, что подтверждают рабочий стаж, период работы и места трудовой деятельности.

Стоит отметить, что услуга предоставляется без какой-либо оплаты.

Через суд

Обращение в суд относительно возобновления трудовой книжки — самый действенный способ, но это может занять весьма долгий период ожидания. В этом случае, работники суда сами направляют запросы в организации, где работал человек, получить ответ они могут намного быстрее, чем при личном обращении.

Материальная ответственность организации

Законодательством предусматривается ответственность за утрату или преднамеренную невыдачу трудовой книжки по халатности нанимателя. В таких ситуациях предусматривается административная ответственность в виде уплаты штрафа в размере:

  • для индивидуальных предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей;
  • для юридических лиц такая сумма будет варьироваться в пределах 30000-50000 рублей;
  • возможно также приостановление работы организации сроком до 3 месяцев.

Но ответственность административного характера наступает исключительно лишь по решению суда. Работник, которому была задержана выдача трудовой книжки со стороны работодателя, может взыскать в судебном порядке часть среднего заработка. Согласно статье 243 ТК РФ, у работника есть возможность взыскать моральный ущерб.

Дополнительную информацию можно найти в данном видео.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных