Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Достойная профессия учителя: особенности и обязанности

Единая должностная инструкция учителя, обязательная к применению, пока еще не создана. Действующее трудовое законодательство не содержит упоминаний о правильной последовательности ее составления.

Должностная инструкция – важный документ, гласящий о квалификационных требованиях, функциях, обязанностях и правах сотрудника. Бумага может выступать в качестве приложения к договору о трудовых взаимоотношениях или являться отдельным документом, утвержденным директором.

профессия учитель

Общие положения должностной инструкции

Должностная инструкция учителя носит индивидуальный характер, так как ввиду отсутствия единого регламента, образовательное учреждение руководствуется собственной спецификой. Знакомство с данным документом должно соответствовать времени приема на работу. Если учреждение не успело его разработать своевременно, то представителем требований, прав и обязанностей может служить основной договор о трудовых взаимоотношениях.

Должностная инструкция должна состоять из следующих основных разделов:

  • общие положения, определяющие минимальный уровень квалификационных требований, необходимых для занятия должности;
  • виды работ, которые предстоит выполнять подчиненному после подписания договора о трудовом взаимодействии;
  • перечень прав работника и ответственности, налагаемой на него в случае игнорирования своих должностных обязанностей.

должностная иснтрукцияПосле ознакомления с документом, устраивающийся на работу гражданин, должен либо расписаться под должностной инструкцией, либо продолжить поиск постоянного места работы.

Конечно, кандидат на вакантное место, может предложить внести изменения в документ, но решение о необходимости подобных действий может принять только руководитель образовательного учреждения. Очень важно достигнуть согласия в этом вопросе, потому что дальше сотруднику придется исполнять все пункты инструкции.

При составлении инструкции следует учитывать требования, отраженные в следующих нормативных актах:

  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н, принятие которого произошло в августе 2010 года;
  • приказ № 92, утвержденный Министерством образования РФ в феврале 1995 г.;
  • трудовое законодательство;
  • и пр.

В общем разделе должностной инструкции обычно содержатся стандартные требования и условия:

  • учителем может стать гражданин, располагающий дипломом о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности «Образование и педагогика» или любой другой, отвечающей соответствующему предмету;
  • непосредственным начальником работника является руководитель образовательного учреждения, то есть директор школы;
  • при выполнении должностных обязанностей учитель должен соблюдать Конституцию, Конвенцию о правах ребенка, закон «Об образовании», указы Президента и другие нормативные акты.

[docs]

Обязанности и задачи

Главной задачей любого педагога является обучение подрастающего поколения. Для этого необходимо: тщательно готовиться к проведению каждого урока, добросовестно выполнять обязанности, а также строго следовать утвержденным образовательным стандартам.

Среди основных обязанностей учителя можно выделить следующие моменты:

  • обязанности и задачивсестороннюю поддержку и мотивацию учебного процесса учеников;
  • уважение чести и достоинства своих подопечных;
  • своевременное внимание и оценку учебной деятельности;
  • контроль работы класса путем отображения в школьном журнале (ином другом документе) посещаемости, уровня полученных знаний и т.д.;
  • предоставление начальству отчетов о реализованных планах;
  • бережное отношение к материальным объектам, являющимся имуществом образовательного учреждения (если преподаватель заметил, что кто-либо из учеников преднамеренно портит мебель, но он обязан пресечь подобное поведение);
  • предотвращение опасных ситуаций, способных нанести вред жизни и здоровью учеников, так как во время занятий именно учитель отвечает за безопасность своих подопечных.

Преподаватель регулярно должен проходить обязательный медицинский осмотр. Если гражданин выразит отказ, то ему могут запретить заниматься преподавательской деятельностью. Данная процедура абсолютно бесплатна.

требования к специалистуСледующий момент является не просто обязанностью, но и необходимостью для самого специалиста: педагог не сможет нормально работать, если не установит должный уровень дисциплины среди подопечных. В основе учебного процесса обязательно должно лежать взаимное уважение. Под строгим запретом находится: отрицательное влияние на психологическое состояние школьников, различного рода оскорбления, а также применение физической силы. Преподаватель должен быть образцом вежливости и внимательности.

Требования к специалисту

Человек, претендующий на должность учителя обязательно должен отвечать следующим требованиям:

  1. Уровень образования.
  2. Опыт работы. Требование нельзя назвать обязательным, так как отсутствие опыта не может являться препятствием к трудоустройству. Но, при собеседовании, многие интересуются прежним местом работы и рекомендациями.
  3. Критерии, оговаривающие учительский инструментарий, например, владение современными методами обучения, способность видеть иные умения ребенка, убеждать учеников, а также доверительно общаться с подопечными и их родителями.
Читайте также:   Образец должностной инструкции классного руководителя

В современную должностную инструкцию обычно включают требования о владении:

  • информацией, изложенной в следующих документах: Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании», трудовое, семейное, гражданское законодательство, а также различные муниципальные законы;
  • знаниями в области преподаваемого предмета, то есть должностные инструкции учителей русского и английского языка не могут полностью совпадать.

Ответственность и права

Учитель имеет право:

  • ответственность и правазнакомиться с решениями, принятыми руководящим составом, в отношении его работы;
  • предлагать к рассмотрению директора школы и завучей собственные идеи, направленные на совершенствование и улучшение деятельности школы;
  • требовать от начальства наличия организационных и технических условий, необходимых для качественного выполнения своих должностных обязанностей;
  • оценивать работу коллег и предлагать методы борьбы с недостатками в деятельности учреждения в целом;
  • разрабатывать документацию, необходимую для реализации рабочего процесса.

Должностная инструкция учителя обычно включает в себя ответственность за следующие виды нарушений:

  • допущение халатного, ненадлежащего отношения к собственным обязанностям;
  • игнорирование действующего трудового распорядка, техники безопасности, пожарной дисциплины и т.д.

Какими качествами должен обладать учитель?

Учитель не просто должен быть профессионалом в определенной области знаний, но еще и обладать некоторыми способностями. Специфика работы предполагает постоянное общение с детьми, поэтому замкнутому, нелюдимому человеку, наверняка, будет тяжело наладить контакт со школьниками. Гражданин, планирующий стать преподавателем, должен любить выбранную профессию и будущих подопечных, иначе может получиться не специалист, а тиран.

требуемые качестваНе менее важными являются организаторские способности, то есть учитель должен уметь увлечь детей за собой. Дидактическую сторону также следует регулярно развивать. Если преподаватель не может совместить убедительность, понятность и интерес, то дети вряд ли смогут на 100% усвоить материал.

Перцептивная способность необходима для установления контакта с каждым учеником, ведь ребенок – это личность, хоть и маленькая. Без коммуникативного качества точно не сможет обойтись ни один учитель, ведь не только его должны слушать и понимать, общение с детьми и родителями тоже никто не отменял.

Наличие эмоционально-волевой способности позволяет педагогу направить силы подопечных в нужное русло.

Следовать должностной инструкции учителя сложно без наличия следующих качеств:

  • истинного трудолюбия;
  • настойчивости;
  • работоспособности;
  • ответственности;
  • умения достигать поставленных целей;
  • постоянного стремления к укреплению собственного авторитета в глазах школьников.

Настоящий педагог обязательно должен быть гуманным человеком, любить профессию и относиться к своим ученикам, как к равноправным членам социума.

Плюсы и минусы работы

Для каждой профессии присущи положительные и отрицательные стороны. Итак, что можно выделить хорошего в работе учителя:

  • постоянное общение с детьми, ведь они регулярно радуют своими достижениями;
  • род занятий предполагает стабильную умственную деятельность, в результате чего учитель постоянно получает новые знания, общается, знакомится с новыми технологиями;
  • профессия учителястабильность, так как практически все школы являются государственными учреждениями, гарантирующими своим подчиненным определенный уровень заработной платы и полный социальный пакет;
  • более длительный отпуск, по сравнению с работниками иных сфер – 2 месяца, причем обязательно в летний период;
  • возможность вести репетиторскую деятельность в свободное от основной работы время.

На этом, пожалуй, можно завершить перечень плюсов и сказать несколько слов о недостатках профессии:

  • небольшой размер ежемесячного официального дохода;
  • высокий уровень ответственности;
  • постоянные стрессы;
  • необходимость выполнения должностных обязанностей во внеурочное время;
  • наличие в классе ленивых и балованных детей, а также регулярное общение с их родителями.

Итак, какими же качествами должен обладать настоящий учитель? На самом деле, их бесчисленное множество. К выбору будущей профессии нужно подходить очень серьезно, а такие специальности, как педагогика и медицина, выбирать только сердцем!

Вашему вниманию интересное и креативное видео об этой профессии.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector