Должностная инструкция и обязанности секретаря

Должность секретаря классифицируется в трудовом законодательстве как техническая категория сотрудников-исполнителей. Его деятельность осуществляется в рамках типового нормативно-правового акта, регулирующего взаимоотношения двух сторон, участников процесса – работодателя и работника, и относится к разделу квалификационных должностных характеристик многоотраслевого плана, задействованных на производственных предприятиях, компаниях, государственных организациях, муниципальных и частных учреждениях.

Инструкция секретаря

Структура инструкции

В грамотно составленном документе в полной мере должны быть отражены следующие основные главы, прописанные в определенном порядке. Целесообразно рассмотреть их более детально.

Общие положения

Общие положенияВ качестве секретаря принимается гражданин, закончивший высшее профессиональное учебное заведение без претензий к наличию какого-либо трудового стажа по данной специальности, или лицо, получившее среднее профильное образование. В последнем случае обязательным условием к приему на работу может стать наличие непрерывного стажа по данной профессии сроком не менее 2 лет.

Полномочия по приему и увольнению с занимаемой должности секретаря по закону возложены на руководителя организации.

Человек, выступающий в качестве соискателя, должен обладать следующим перечнем знаний и профессиональных навыков:

  • быть в курсе правил оформления, порядка поступления и хранения нормативных бумаг и документов вышестоящих организаций, от которых зависит функционирование предприятия – приказов, постановлений, актов;
  • иметь базовые знания по порядку ведения процесса делопроизводства, хорошо разбираться и понимать смысл в типовых инструкциях, положениях, с которыми сотруднику придется сталкиваться в процессе своей трудовой деятельности;
  • знать структурную классификацию компании по подразделениям;
  • владеть способами оформления документов и основными принципами работы с ними;
  • иметь четкое представление о хранении бумаг и пользовании архивом;
  • обладать высокой скоростью компьютерного набора или машинописи;
  • проявлять коммуникабельные, переговорные и дипломатические качества;
  • уметь пользоваться оргтехникой и переговорным оборудованием;
  • знать основные стандарты оформления распорядительных бумаг;
  • иметь четкое понятие об азах этического и эстетического поведения и грамотно ими пользоваться;
  • владеть в необходимом для работы объеме административной и правовой базы государственных положений, регламентирующих трудовую деятельность.

Прямое подчинение – руководителю организации или начальнику подразделения.

В случае вынужденного отсутствия данного сотрудника его полномочия могут быть переданы другому исполнителю, временно назначенному на должность внутренним приказом по предприятию.

Функции и должностные права

Профессия секретаря – должность многофункциональная и довольно многоплановая, включающая в себя выполнение следующих действий по предназначению:

  • Функции секретарявести организационную деятельность по обеспечению непосредственного руководителя административной и распорядительной документацией в необходимом объеме;
  • принимать входящую корреспонденцию и распределять ее между сотрудниками после рассмотрения для последующего исполнения штатными работниками;
  • принимать личные бумаги и заявления, поступающие от коллектива на имя начальника;
  • готовить информационные материалы, которые могут пригодиться начальнику в процессе работы;
  • проводит качественное редактирование бумаг, поступающих на рассмотрение;
  • обеспечивает проведение переговорных процессов руководителя, а в его отсутствие самостоятельно принимает всю устную, телефонную и факсовую информацию, приходящую на его имя;
  • по распоряжению руководителя самостоятельно составляет запросы, письменные обращения, заявления и внутренние приказы, а также готовит исходящие бумаги на обращения сторонних лиц;
  • проводит подготовительную работу по проведению совещаний, собраний и других внутренних мероприятий;
  • ведет регистрационную деятельность;
  • контролирует исполнение распоряжений начальника штатными сотрудниками;
  • создает внутреннюю базу данных, где хранит текущую информацию, используемую в процессе ведения трудовой деятельности предприятия;
  • формирует дела с учетом номенклатурных норм и правил;
  • выполняет разовые поручения начальника, находящиеся в компетенции секретаря.

Основные права:

  • выносить самостоятельные решения по вопросам, входящим в его круг обязанностей и компетентность;
  • не выполнять поручения и задания, граничащие с риском для здоровья и жизни;
  • требовать от непосредственного начальника обеспечения нормального рабочего места и соблюдения правил охраны труда на производстве;
  • иметь доступ ко всей информации, необходимой для выполнения своих должностных обязанностей;
  • выступать с рационализаторскими предложениями в рамках регулирования своей деятельности и труда штатных сотрудников;
  • ставить в известность руководящий состав о нарушениях и обнаруженных недостатках в процессе труда, а также самостоятельно принимать меры к их устранению;
  • требовать от работников письменного отчета в случае невыполнения ими приказов и распоряжений начальника с указанием причин.

Ответственность

На секретаря в рамках его служебной деятельности возлагается следующая ответственность за:

  • осуществление несогласованного с начальствующим составом представления интересов его лично или организации, в рамках которой выполняется руководство;
  • собственные решения и поступки;
  • несоответствующее выполнение своих прямых обязанностей;
  • несоблюдение общих правил, прописанных руководящим пакетом бумаг компании;
  • некорректное отношение к личной, конфиденциальной информации, а также разглашение сведений, представляющих коммерческую тайну;
  • причинение материальных убытков организации;
  • несоблюдение трудовой дисциплины, распорядка дня, нарушение техники безопасности на производстве;
  • пренебрежение нормами этикета и коммуникабельным поведением в коллективе.

Ответственность секретаря

Условия работы

Рабочий день сотрудника составляется из общих правил распорядка конкретного коллектива, принятого уставом организации. При необходимости секретарь может направляться в служебную командировку местного и регионального значения.

Командировочные расходы и заработная плата на этот период начисляются согласно действующего законодательства.

В зависимости от специфики деятельности компании руководство правомочно включить дополнительные пункты, регламентирующие служебную деятельность секретаря.

Право подписи

В ряде случаев секретарь наделяется правом подписи, которое распространяется только на тот перечень бумаг и документов, что напрямую связаны с его официальной деятельностью. Юридически такое право подписи классифицируется как ограниченное.

Прочее

На усмотрение руководителя предприятия документ может содержать дополнительные пункты, не являющиеся обязательными. Например, возможность вносить в настоящую инструкцию изменения, дополнения, согласования.

Кроме того, раздел «прочее» содержит информацию, но основании чего принят документ и каким актами он регламентирован.

Деятельность секретаря

Образец типовой инструкции

Несмотря на тот факт, что каждая инструкция, содержащая функциональные обязанности секретаря, имеет стандартную форму оформления, составляется она все-таки с учетом специфики компании и рода ее деятельности.

Документы для скачивания (бесплатно)

Особенности

В зависимости от рода занятий, должностные обязанности секретаря различных организаций могут несколько отличаться по перечню функциональных обязанностей. В качестве примера приведены основные направления деятельности сотрудника с учетом специфики занимаемой должности.

Референт

Секретарь-референт более глубоко вникает в производственные процессы, поэтому должен обладать определенными базовыми знаниями и иметь высшее образование. Его основные задачи:

  • подготавливать бумаги, обеспечивающие полноценное ведение трудовой деятельности организации;
  • проверять правильность оформления документов, поступающих на рассмотрение к начальнику;
  • принимать посетителей;
  • вести кадровую работу – составлять внутренние приказы по сотрудникам, оформлять трудовые книжки, табелировать, оформлять командировочные, больничные листы, выдавать справки штатным работникам для предъявления по месту требования;
  • оперативно выполнять текущие поручения руководящего состава.

Секретарь-референт

Судебного заседания

Профессия относится к категории государственной исполнительной службы. Функционирует лишь в судебных инстанциях. Сотрудник помогает в судебной работе, участвует в заседаниях, обеспечивает ведение документооборота. На него возложены следующие функции:

  • подборка и оформление материалов для изучения дела в судебном заседании;
  • ведение письменного протокола;
  • составление и отправка повесток, вызывающих прибыть в суд всех участников процесса;
  • оформление дел, руководствуясь нормативно-правовыми и законодательными актами.

Делопроизводитель

Сотрудник, состоящий на данной должности, отвечает за весь оборот документов на предприятии. Его основные обязанности:

  • ведение переговоров с клиентами – как в прямом, так и в телефонном общении;
  • контроль выполнения обязанностей и решения задач, прописанных в приказах и распоряжениях руководства;
  • обработка входящей и исходящей документации, ее регистрация в рамках действующей в компании номенклатуры дел;
  • выполнение иностранных переводов;
  • частичное совмещение функций архивариуса.

Секретарь-делопроизводитель

Офис-менеджер

Офис-менеджер — это секретарь более широкого профиля. Помимо стандартных обязанностей он должен:

  • тщательно изучать всю корреспонденцию, внутренние приказы, на их основании участвовать в подготовке производственных проектов;
  • распределять входящие бумаги и документы;
  • отправлять исходящие распоряжения;
  • вести протоколы собраний и заседаний;
  • оформлять доверенности о материальной ответственности;
  • принимать телефонные звонки и переадресовывать их по прямому назначению;
  • координировать деятельность обслуживающего и нижестоящего персонала – технических работников, водителей, курьеров.

Руководителя

Основные особенности с учетом специфики занимаемой должности:

  • проводит мероприятий по административной и организационной деятельности;
  • принимает личную документацию, предназначенную непосредственному руководителю;
  • предоставляет всю необходимую директору информацию по производственным, служебным, кадровым вопросам;
  • по заданию начальника составляет письма, запросы, требования и претензии в сторонние организации и отвечает за их отправку;
  • обеспечивает поддержание рабочего места руководителя на надлежащем уровне, создает комфортные условия для выполнения им прямых обязанностей;
  • организует процесс приема посетителей;
  • формирует внутренние дела компании;
  • в совершенстве владеет персональной оргтехникой.
Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных