Содержание статьи
Должностная инструкция (ДИ) включается в список локальных правовых актов организации.
При этом принять данный документ имеет право только руководитель.
В некоторых ситуациях в нее вносятся корректировки, поэтому руководству необходимо знать тонкости этого процесса.
Нормативно-правовое освещение вопроса
В трудовом законодательстве Российской Федерации не содержится прямых упоминаний по поводу того, должна ДИ оформляться к каждой вакансии на предприятии или это возможно сделать для отдельных сотрудников.
В ст. 15 Трудового Кодекса Российской Федерации сказано, что работнику возможно поручить только тот перечень трудовых функций, который был предварительно закреплен в договоре между сотрудником и руководством предприятия, разработанном на основе локальных нормативных актов компании.
Схожие нормы содержатся в ст. 56 ТК РФ, и в соответствии с ним вменять выполнение определенных заданий правомерно лишь в рамках заключенного между сотрудником и работодателем соглашения, составление которого производилось с учетом всех необходимых законных требований.
В Письме Федеральной службы по труду и занятости РФ от 31.10.2007 N4412-6 “О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников” говорится о том, что ДИ может быть создана только по правилам локальных нормативных актов предприятия, поскольку на законодательном уровне порядок составления этого документа не установлен.
Способы оформления изменений
В ТК РФ не предусмотрено точных предписаний в отношении того, как вносить правки в ДИ: оговаривается лишь то, что изменение условий труда недопустимо без согласования с сотрудником.
Поэтому руководство имеет право устанавливать свой порядок внесения правок в этот документ (с помощью локального нормативного акта).
При внесении правок необходимо учитывать следующее:
- Включена ДИ в трудовой договор или нет. В первом случае вносить изменения в документ будет тяжелее, поскольку договор на законодательном уровне защищен от правок.
- Тип правок, которые планируется внести в должностную инструкцию, а именно: будут обновляться имеющиеся на данный момент условия соглашения между компанией и работодателем или нет.
Оформление правок можно выполнить несколькими способами:
- В случае если они относительно небольшие, издается приказ по предприятию. Правки при этом включаются в локальный документ в виде текста.
- Если же их размер велик, тогда руководство либо должностное лицо, которому это поручили, должно составить отдельный акт.
В нем устанавливается факт принятия изменений и описываются все требуемые детали. Сами же правки присоединяются к приказу в качестве приложения.
Руководитель обязуется направить извещение сотруднику, которое тот обязан подписать.
Формирование приказа
В трудовом законодательстве не предусматривается унифицированной формы данного локального документа.
В приказе, касающемся вносимых правок в ДИ сотрудника компании, обязательно должны содержаться такие сведения:
- причина принятия решения о внесении изменений в локальный акт предприятия;
- перечень вносимых изменений в ходе редакции документа.
Приказ о вносимых правках в должностные инструкции должен быть зафиксирован в журнале приказов в соответствии с основной трудовой деятельностью сотрудника и находиться в компании согласно Приказу Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.
Содержание распоряжения
Приказ руководства компании считается неотъемлемым распорядительным актом. Составлять его требуется во всех ситуациях, касающихся исполнения служебных обязанностей сотрудника.
Данный документ обязан отвечать условиям, которые предусматриваются в ТК РФ для локальных нормативных актов.
В приказе, касающемся изменений в ДИ, содержатся следующие данные:
- дата создания, номер составляемого приказа;
- полное наименование организации;
- название нормативного акта;
- реквизиты приказа, утверждающего ее в начальной редакции;
- основная часть документа (содержание вводимых правок, указание потерявших силу пунктов, ссылка на закон или локальный нормативный акт организации, имеющий прямое отношение к вносимым изменениям);
- дата либо период вступления в силу нововведений (например, со дня ознакомления работниками);
- фамилия, имя и отчество, а также должность работника отдела кадров, отвечающего за уведомление сотрудника о принятых изменениях.
[docs]
Заключение
В заключение следует отметить, что представленная выше информация окажется актуальной для всех, кто желает заняться разработкой и утверждением ДИ в собственной компании либо осуществить проверку актуальности уже утвержденного документа, добавить в него требуемые изменения либо внести исправления.
Порядок составления ДИ нормативно-правовыми актами не предусмотрен, поэтому каждый работодатель самостоятельно решает вопросы, касающиеся ее разработки, оформления и внесения изменений в данный документ.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2018.12.04НДФЛПравила проставления печати на 2-НДФЛ в 2020 году
- 2018.12.04Уставные документыЧто означает ОГРН и как его узнать по ИНН
- 2018.11.13Получить или проверить лицензиюПолучение лицензии для медкабинета: какое требуется оснащение
- 2018.11.13Общие вопросыКакие права есть у акционеров: основания для классификации