Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Менеджер по развитию персонала: обязанности и необходимые компетенции

Рано или поздно руководство любой компании приходит к пониманию того, что развитие сотрудников – один из методов решения бизнес задач. В этот момент в организации появляется должность менеджера по развитию персонала. Такой специалист выстраивает процесс развития и обучения сотрудников, а в дальнейшем формирует целый отдел, способный взять на себя выполнение подобных функций.

менеджер по развитию

Для чего нужен менеджер по развитию персонала

Менеджер по развитию персонала формирует процесс обучения и создает развивающую среду для сотрудников компании.

Показателем хорошей работы такого специалиста служит наличие в организации выстроенного как система обучения, интегрированного в бизнес-процессы. Существуют культура и традиции корпоративного образования – каждый новый сотрудник попадает в отлаженный механизм развития. Ему помогут, подскажут, его научат. Хорошо налажена система наставничества, в должностных инструкциях прописаны пункты по оказанию помощи коллегам, а руководители делятся опытом с молодыми сотрудниками.

В компаниях, у которых нет такой должности, ситуация совсем другая. Потребность в повышении компетенции сотрудников возникает нерегулярно, отсутствует предварительное планирование. Выбор в пользу того, какого сотрудника и чему учить, делается спонтанно. Бюджет на развитие персонала не сформирован, ценовая категория образовательных программ не определена, а устанавливается уже по мере нахождения поставщика таких услуг.

Задача менеджера по развитию персонала в подобном случае будет заключаться в том, чтобы внести порядок в сложившийся хаос, и заложить основы для системного обучения и развития.

Как менеджер может развивать персонал

Выстраивание процесса обучения

Обучение – это процесс, целью которого является поддержание компетенции сотрудников на уровне, необходимом бизнесу. За его организацию полностью отвечает менеджер по развитию персонала.

Для бизнеса обучение дает возможность поддержания навыков, необходимых для развития компании, для сотрудников –  повышение квалификации и увеличение оплаты на рынке труда.

Специалист организует учебный процесс в 5 этапов:

  • определяет потребности обучения;
  • проектирует и планирует образовательный процесс;
  • обеспечивает его проведение;
  • оценивает результаты;
  • проводит мониторинг и улучшение.

Определение потребностей

определение потребностиПрежде всего менеджер должен выяснить, для чего нужно то или иное обучение, какую выгоду получит бизнес от приобретения сотрудниками нового навыка.

Для этого специалист в плановом и в не плановом режиме собирает заявки на обучение от руководителей отделов. Проводит уточняющие интервью. Выясняет, какие именно навыки нужны для более эффективного выполнения определенных задач отдела. Каким образом руководитель планирует проверять полученные знания на практике.

По результатам проделанной работы менеджер формирует цели обучения. Он составляет списки знаний и навыков, которые должен получить сотрудник. Вносится согласование заявки с планом обучения. Выносится на рассмотрение руководителю отдела и менеджменту компании.

Проектирование и планирование

Если у руководителя или сотрудника нет понимания, на какое обучающее мероприятие пойти, но есть понимание того, какие навыки нужно освоить, то задачу проектирования обучения берет на себя менеджер по развитию персонала. Для этого ему необходимо решить несколько задач:

  • выбрать способ обучения: внутренне или внешнее;
  • выбрать метод;
  • разработать программу или выбрать внешнего подрядчика;
  • согласовать с заказчиком;
  • внести в план.

Выбор в пользу внутреннего или внешнего обучения делается на основе оценки того, хватит ли компетенции и сил менеджера или его отдела для достижения поставленной цели.

Методы обучения могут быть разные:

  • методы обучениянаставничество;
  • коучинг;
  • стажировка;
  • тренинг;
  • дистанционное обучение;
  • мастер-класс;
  • сертифицированный курс;
  • профессиональная конференция.

При выборе метода менеджер учитывает:

  • плюсы и минуты;
  • ожидаемый результат;
  • пожелания заказчика;
  • последовательность обучения;
  • рабочий график сотрудника;
  • финансовые затраты.

Проведение тренингов

Если выбрано внешнее обучение, то менеджер обязан:

  • проинформировать сотрудников о том, где, когда и какое мероприятие им нужно пройти;
  • решить вопросы с трансфером и обеспечить все условия для сотрудников на время обучения.

Оценка участников

оценкаДля оценки обучения менеджер разрабатывает форму обратной связи с сотрудником, которую тот заполняет после прохождения того или иного мероприятия. В числе вопросов могут быть:

  • какие знания получил;
  • насколько эти знания соответствуют цели обучения;
  • что планирует применить на практике в ближайший месяц.
Читайте также:   Должностные обязанности интернет-маркетолога

На основе полученных данных он составляет отчет и отправляет его руководителю. После этого выносится оценка эффективности данного метода и вносятся коррективы к дальнейшему подходу к обучению, а также оцениваются затраты. Руководитель, основываясь на данных отчета, разрабатывает способ проверки полученных сотрудниками знаний на практике.

Раз в полгода или год специалист по развитию персонала готовит полный отчет для топ-менеджеров компании. В нем отражены расходы на обучение, оценка сотрудников, улучшения их профессиональных навыков.

Мониторинг и улучшение процесса развития

На данном этапе менеджер формирует базу знаний по обучению и развитию сотрудников компании, собирает предложения по улучшению образовательного процесса.

После каждого мероприятия специалист создает список того, что можно улучшить: форму обучения, взаимодействие с подрядчиком и другое. При проведении следующего мероприятия он сверяется с этими данными и планирует свою работу с учетом прошлого опыта.

Создание полжительной среды

Помимо выстраивания процесса обучения сотрудников, менеджер по развитию персонала выполняет еще одну важную функцию – создает развивающую среду в компании.

Развивающая среда – это особое состояние внутри организации, способствующее внедрению и развитию ключевых корпоративных компетенций: осознанность, ответственность, креативность, поиск решений.

среда для развития

Для создания такой среды менеджер может регулярно организовывать тематические мероприятия:

  • встречи с успешными известными людьми;
  • выступления мотивационных спикеров;
  • занятия по английскому;
  • просмотр фильмов;
  • спортивные соревнования;
  • организация библиотеки компании;
  • корпоративные мероприятия и другое.

Общие положения инструкции

Менеджер по обучению и развитию персонала является специалистом. Вступает на должность по приказу руководителя организации.

Специалисту требуется знать:

  • устройство организации;
  • специфику компании и стратегию роста;
  • политику предприятия в кадровых вопросах;
  • свои должностные инструкции.

Требования к специалисту

Кандидату необходимо знать:

  • основы маркетинга;
  • рынок труда и образовательных услуг;
  • методы управления персоналом;
  • психологию общения;
  • документооборот в сфере кадров;
  • организацию мероприятий по повышению квалификации;
  • порядок выстраивания процесса постоянного обучения персонала;
  • современные методы и средства повышения компетенции сотрудников;
  • порядок финансирования образовательного процесса;
  • трудовой закон;
  • экономику и менеджмент;
  • компьютерную технику, средства связи.

Требуется высшее образование психолога или педагога.

[docs]

Обязанности и задачи

Менеджер по обучению и развитию персонала осуществляет следующую деятельность:

  • организует процесс постоянного обучения сотрудников компании;
  • собирает и анализирует информации о потребностях в обучении;
  • определяет форму образовательного процесса;
  • планирует и организует мероприятия по приобретению и повышению квалификации;
  • обеспечивает проведение контроля уровня компетенции персонала;
  • создает обучающие материалы;
  • сотрудничает с компаниями, предоставляющими образовательные услуги;
  • организует стажировку;
  • планирует бюджет обучения;
  • осуществляет контроль выделенных на образование средств, составляет отчет;
  • следит за обеспечением гарантий социального характера для персонала во время их обучения.
  • следит за материальным оснащением учебного процесса;
  • участвует в формировании внутрикорпоративного центра повышения квалификации;
  • проводит оценку результатов тренингов;
  • совершенствует свою компетенцию;
  • участвует в создании должностных инструкций;
  • ведет учет кадров;
  • соблюдает корпоративную культуру.

Ответственность и права

Менеджер по обучению и развитию персонала имеет право:

  • ответственность и правапредлагать руководству меры по улучшению своей деятельности и требовать содействия в ней;
  • участвовать в совещаниях по кадровым вопросам;
  • ознакомиться с проектами, имеющих отношение к его деятельности;
  • сотрудничать с персоналом всех отделов компании;
  • самостоятельно планировать свое рабочее время;
  • подписывать документы в рамках своей компетенции;
  • действовать от имени отдела кадров в пределах своих должностных обязанностей;
  • привлекать сотрудников всех отделов к решению своих профессиональных задач с одобрения руководства;
  • делать запросы в другие отделы компании о предоставлении нужной информации.

Менеджер по обучению и развитию персонала несет ответственность:

  • за материальный ущерб, причиненный в процессе профессиональной деятельности;
  • за правонарушения, совершенные при выполнении должностных инструкций;
  • за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Интересное видео, которое поможет начать карьеру в управлении и развитии персонала.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector