Кто разрабатывает должностные инструкции в организации

Грамотно составленная должностная инструкция повысит эффективность управления персоналом в любой компании, независимо от ее размера и вида деятельности. Данный документ является основанием для решения трудовых споров, определения правомерности дисциплинарных взысканий.

Кто разрабатывает должностные инструкции

Правильное оформление

Правильное оформлениеДолжностная инструкция (в дальнейшем – ДИ) – это основной организационно-правовой документ юридического лица, который составляется по каждой штатной должности.

В ней четко прописаны обязанности и ответственность сотрудников компании при осуществлении ими трудовой деятельности на конкретной должности.

ДИ состоит из таких разделов:

  1. «Общие положения». Здесь указывают наименование должности и информацию о ней, порядок назначения и освобождения, профессиональные и квалификационные требования, перечень документов, регламентирующих должностные обязанности.
  2. «Основные задачи и функции». В данном разделе прописывают перечень задач, которые обязан выполнять сотрудник.
  3. «Обязанности». Здесь указывают требования, которых должны придерживаться работники во время выполнения ими должностных функций.
  4. «Права». В разделе описывают круг прав, необходимых рабочему персоналу для реализации возложенных на них обязанностей.
  5. «Ответственность». Раздел содержит перечень форм ответственности работников за результаты и последствия осуществленной деятельности.
  6. «Взаимосвязи». Здесь следует прописать порядок взаимодействия должностного лица с другими сотрудниками и подразделениями.

Кому поручить составление должностных инструкций? Руководитель любой организации прежде всего заинтересован в правильном оформлении ДИ, поэтому он должен сам решить, кто будет заниматься этим.

Разработку документов можно доверить сотрудникам отдела кадров или руководителю кадровой службы. При наличии соответствующих знаний работодатель может самостоятельно составить должностные инструкции.

Нормативная база

Трудовое законодательство прямо не обязывает организации к разработке ДИ. Предполагается, что работодатель сможет описать должностные права и ответственность сотрудников в тексте трудового договора.

Но если на предприятии не будут разработаны ДИ или рабочий персонал не будет с ними ознакомлен под роспись – работодателю будет крайне сложно спросить работу с вольготных сотрудников. Ведь у него не будет законных оснований для этого.

В ст. 29 КЗоТ РФ указано, что работодатель обязан ознакомить принятого сотрудника с его правами и обязанностями, а также проинформировать об условиях труда, наличии вредных и опасных факторов производства. Это необходимо сделать под расписку.

Основным законодательным документом является Постановление Минтруда РФ №37. Нормативный акт содержит перечень квалификационных характеристик должностей для всех отраслей экономики. Работодатели могут взять их за основу для создания ДИ.

При разработке документов можно руководствоваться такими нормативно-правовыми актами:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • ОКПДТР (от 26 декабря 1994 года №367);
  • ЕТКС по различным отраслям экономики.

Особенности для частной организации

Так как ТК РФ не содержит термина «должностная инструкция», отсутствие этого документа в частной организации не будет являться нарушением законодательства. В Письме Роструда от 31.10.2007 №4412-6 указано, что работодатель имеет право самостоятельно определить, кто будет составлять ДИ, каким образом будет происходить их оформление и будут вноситься изменения и дополнения.

Особенности для частной организации

Чаще всего эта функция возлагается на сотрудников кадровой службы или юристов. Если в организации имеется положение о должностных инструкциях – их разработку проводят в соответствии с ним.

Разработка для крупной компании

Разработкой ДИ в крупных компаниях, как правило, занимаются менеджеры по персоналу. Если в организации учреждено не более 20 должностей, задача менеджера состоит в том, чтобы провести анализ и составить описание работ, а затем на основании полученной информации составить ДИ.

Но как быть, если в компании есть более 100 должностей? В таких случаях обязанность составлять нормативные документы ложится на руководителей структурных подразделений. Именно они учитывают роль каждого сотрудника как одного из ключевых ресурсов организации.

Проект по разработке ДИ в крупной компании реализуется в несколько этапов:

  • определение задач, сроков их выполнения, ответственных должностных лиц;
  • согласование плана реализации проекта с высшим руководством компании;
  • подготовка опросника для сбора сведений;
  • мотивация линейных менеджеров к разработке ДИ;
  • отслеживание сроков заполнения опросников в подразделениях;
  • анализ полученной информации, подготовка комплектов ДИ для подразделений, внесение корректив;
  • утверждение должностных инструкций приказом по компании, введение в действие.

Реквизиты и срок действия

Для всех должностных инструкций обязательными являются такие реквизиты:

  1. Наименование юридического лица.
  2. Наименование структурного подразделения.
  3. Наименование документа.
  4. Присвоенный регистрационный номер.
  5. Место составления (населенный пункт).
  6. Гриф «УТВЕРЖДАЮ».
  7. Гриф согласования.
  8. Отметка о заверении копии ДИ.
  9. Отметка об исполнении.
  10. Дата утверждения документа.
  11. Подпись.
Документы для скачивания (бесплатно)

Срок действия документа не установлен действующим законодательством, он определяется внутренними актами организации. В большинстве случаев срок действия ДИ привязывают к периоду, на протяжении которого трудовая функция конкретного сотрудника сохраняется без изменений.

Положение о должностных инструкциях

Положение о ДИ относится к локальным актам компании. Его утверждает руководитель организации или уполномоченное лицо. Далее приведена стандартная структура положения о ДИ:

  • область применения и сфера действия;
  • используемые определения, обозначения;
  • общие положения;
  • требования к форме и содержанию ДИ;
  • порядок составления, утверждения и введения в действие ДИ;
  • порядок пересмотра документов.

Составление по профессиональному стандарту

Составление по профстандартуИнструкции, составленные в соответствии с профессиональными стандартами, сегодня крайне востребованы в организациях. При их разработке следует учитывать положения действующих профстандартов для конкретных должностей.

Четкая форма документа не регламентирована законом, работодатель имеет право самостоятельно утверждать ее. Должностные инструкции обладают четкой и лаконичной структурой, в них отражаются основные функции, которые возлагаются на сотрудника.

Структура документа:

  • краткая информация об организации;
  • схема подчиненности;
  • общие сведения о занимаемой должности;
  • описание выполняемой работы;
  • права и должностные обязанности рабочего персонала;
  • сведения о возможном замещении;
  • критерии оценки результатов работы;
  • условия работы;
  • перечень основания для прекращения деловых отношений;
  • личностные качества сотрудника.

Заключение

Роль должностных инструкций в организациях нельзя недооценивать. Именно этот документ является нормативным основанием для применения к рабочему персоналу мер воздействия.

Унифицированная форма документа не утверждена законодательством. При составлении ДИ можно использовать Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 №37 и другие нормативные акты.

Информация о том, как эффективно разрабатывать должностные инструкции, представлена ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных