Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Должностная инструкция и обязанности казначея

Профессия, именуемая «казначей» возникла давно и с момента своего появления успела заметно измениться. Своего престижа и сути она не потеряла, однако у многих на сегодняшний день достаточно смутные представления о том, что делает человек, находящийся на такой должности.

казначей

Кто такой казначей и где он работает

Сферой ответственности современного казначея (риск-менеджера) является контроль ликвидности организации, отслеживание ленты её платежей. При этом он не касается «живых» денег и не сидит «на сундуках с золотом». Работа ведётся, прежде всего, с бумагами.

Должность казначея имеется и на государственном уровне.

Отслеживание расходов бюджета и выдача платежей на основании законодательно закреплённых постановлений – это основной перечень обязанностей главного риск-менеджера страны.

Сотрудник коммерческого предприятия, работающий по данному профилю, занимается не только проведением расчётов, но также отслеживает все рыночные изменения, анализирует сложившуюся эконмическую обстановку. При выявлении дефицита средств занимается их привлечением путём взаимодействия с клиентами и инвесторами.

В среднем бизнесе казначеев обычно нет. Там их функции выполняются финансовым директором, который так же отвечает за обеспечение ликвидности предприятия. В незначительных по размеру организациях обязанности казначея возложены на союз первого лица компании, занимающегося принятием решений, и бухгалтерией, которая реализует задуманное.

Обязанности

Две основные функции, которые должен выполнять казначей в отношении имеющихся денежных средств:

  • сохранять;
  • приумножать.

Исходя из этого, в число его функциональных обязанностей включены следующие пункты:

  • обязанноститщательный анализ (общей экономической обстановки, финансового состояния самой компании и т.д.);
  • регуляция и контроль направления и силы потоков денежных средств;
  • размещение финансов максимально надёжным образом и их привлечение (в обоих случаях приходится налаживать взаимовыгодное сотрудничество с банком);
  • управление процентными, валютными и иными рисками;
  • финансовое обслуживание сделок по импорту или экспорту (в том случае, если они осуществляются);
  • проведение операций с ценными бумагами;
  • организация отдела казначейства (при наличии такового);
  • ведение всей необходимой документации (например, подготовка отчётов по ведущейся деятельности);
  • управление счетами организации;
  • долгосрочное и краткосрочное прогнозирование;
  • составление ежеквартального или ежемесячного платёжного календаря;
  • сохранение уровня задолженности в неизменном виде, либо его понижение при наличии соответствующих возможностей;
  • налаживание новых деловых контактов с инвесторами и поддержание старых;
  • регуляция работы кредитного аппарата организации.

Работа казначеев различных банков, организаций и предприятий мало отличается. Однако в каждом отдельном случае в зависимости от специфики дела, которым занимается фирма, акценты в перечне обязанностей могут немного смещаться.

Кроме того, выполняемые казначеем функции имеют прямую связь с размерами той структуры, в которой он работает. В крупных фирмах, которые занимаются «публичным» бизнесом, и банках – специализация становится очень узкой. Одного ответственного за данную сферу сотрудника в таких случаях недостаточно, приходится образовывать целые казначейства.

[docs]

Требования к профессиональным навыкам и личностным качествам

В преобладающем большинстве случаев (90%) на должность казначея принимаются мужчины и женщины в возрасте 30-40 лет. Предпочтение отдаётся выпускникам физико-математических или механико-математических факультетов, имеющим второе высшее образование в области финансового менеджмента.

В целом у потенциального кандидата на должность хранителя казны должен присутствовать интерес к экономике и математике, знание структуры органов власти, их полномочий и функций. Помимо этого, существует ряд навыков, без которых на должности хранителя казны удержаться невозможно:

  • стрессоустойчивость;
  • умение проводить сравнительный анализ данных полученных из разных источников;
  • способность не поддаваться паническим настроениям окружающих;
  • умение быстро реагировать в сложных ситуациях;
  • выраженные коммуникативные способности.

В дополнение к этому, хорошему казначею обычно свойственны следующие личностные характеристики:

  • казначействоответственность;
  • серьёзность;
  • несговорчивость;
  • терпеливость;
  • привычка перепроверять все поступающие данные и сделанные расчёты;
  • аналитический склад ума;
  • ответственность и самоорганизованность;
  • наличие значительной психологической гибкости (например, если в череду тщательно распланированных дел врывается крайне важная сделка, проведение которой невозможно отложить).

Даже в самых отчаянных ситуациях казначей не может поддаваться панике. Игровой автомат Banana Splash: https://legalcasinos.com.ua/banana-splash/. Вместо этого он должен потратить имеющееся время на разработку новых схем, активизацию имеющихся деловых связей или поиск необходимых для решения проблемы денежных средств. Без запасных планов «на все случаи жизни» чувствовать себя комфортно в данной профессии невозможно.

Читайте также:   Должностная инструкция специалиста по кадрам согласно профстандарту

Хранитель казны не сможет полноценно выполнять свои функции, если у него не будет иметь хотя бы минимальных познаний сразу в нескольких правовых сферах:

  • гражданской;
  • предпринимательской;
  • налоговой;
  • банковской;
  • акционерной.

Способность своевременно процитировать некоторые из положений валютного законодательства также не будет лишней. Казначей должен относиться к финансам организации, в которой он работает так же трепетно и бережно, как к собственным. Это часто позволяет быстро разрешить сложные вопросы, поскольку каждый знает, что он сделал бы, а что не стал бы делать, чтобы сохранить деньги в своём кошельке.

Как стать казначеем

Чтобы стать казначеем, необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • как статьналичие опыта работы в банковской сфере;
  • знание технологических особенностей:
    • проведения финансовых операция;
    • работы нормативной и финансовой документацией;
    • оказания банковских услуг.
  • умение заниматься разработкой методик, положений и регламентов, а также иной методологической документации;
  • способность к письменному изложению необходимой информации, описанию процессов и систем;
  • приемлемый уровень владения техническим английским языком (в случае работы в западных компаниях требуется свободное владение);
  • свободное применение корпоративных информационных систем (SAP, 1С, Oracle,) и любого другого необходимого в работе компьютерного обеспечения;
  • умение осуществлять системное управление работой людей и течение различных процессов.

Продолжительность профессионального опыта при соответствии всем вышеуказанным требованиям должен составлять не менее трёх лет. Многие успешные казначеи занимались приобретением необходимого опыта, находясь на должности аналитика бухгалтера или финансиста. Поэтому нельзя точно сказать, какой вариант следует выбрать, чтобы гарантировать получение желаемой должности.

Недостатки профессии

Прежде чем становиться риск-менеджером, рекомендуется узнать о некоторых недостатках этой профессии:

  1. недостаткиНаличие материальной ответственности. Взаимодействие с огромными денежными суммами – это всегда большой риск. Неверные решения в определённых ситуациях могут привести к тому, что у организации возникнут крупные денежные обязательства, а ответственность за это будет нести казначей.
  2. Напряжённый график работы. Риск-менеджеру приходится заниматься своими функциональными обязанностями почти круглые сутки. Много дополнительных сложностей возникает в случае появления проверяющих сотрудников из налоговой. В ходе таких периодов не удаётся даже выспаться.
  3. Огромное количество стрессов. Данный пункт тесно связан с предыдущим. Любая инспекция – это обязательные замечания в адрес результатов работы специалиста. При выявлении грубых нарушений казначей может получить дисциплинарное взыскание.

Выполнение казначейских обязанностей требует обработки больших объёмов информации и постоянного отслеживания изменений:

  • в законодательных актах;
  • в программных комплексах;
  • в порядке финансирования.

Всё это происходит в условиях постоянного недостатка времени, что также способствует появлению стресса и развитию хронической усталости.

Кроме того, каждые три года специалисту требуется проходить переатестацию, результаты которой показывают, соответствует ли сотрудник занимаемой должности.

Преимущества

преимуществаВ настоящее время казначей, являющийся профессионалом своего дела, не ищет работу – она сама его находит. Каждый квалифицированный специалист имеет возможность выбирать сразу из 5-10 предлагаемых вакансий.

Наиболее высокие доходы у тех риск-менеджеров, которые имеют отношение к инвестиционному, телекоммуникационному или нефтяному бизнесу. Однако в среднем заработная плата колеблется о 23 до 72тысяч рублей в месяц (при этом у специалистов казначейства показатели примерно в 1,5 раза выше, чем у обычных казначеев).

Ещё одним неочевидным поначалу преимуществом данной профессии является ощутимое удовольствие от возможности принимать важные решения, а после – видеть положительный результат, к которому они привели.

Быть казначеем трудно. Эта профессия требует огромного количества знаний и энергии. Поэтому подойдёт она немногим, но и тому, кто уверен в своём выборе, придётся много работать, чтобы стать настоящим специалистом в своём деле.

Видео содержит полезную информацию для тех, кто хочет узнать о работе казначея глубже.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector