Содержание статьи
Слаженная работа команды и высокая продуктивность предприятия зависят от того, как выстроены взаимоотношения внутри коллектива.
Работая над общей единой задачей, каждый сотрудник должен знать своё место в иерархии, понимать, как и с кем он должен взаимодействовать, а также чётко понимать границы своих полномочий. Если всё это так и происходит, значит, руководитель сумел грамотно запустить механизм субординации.
Особенности и основные принципы соблюдения
В латинском языке, откуда это слово пришло в русский язык, оно означает “приведение в порядок”.
Субординация – это система правил, определяющая поведение и взаимоотношения членов коллектива в зависимости от занимаемого места по служебной лестнице.
Устанавливает чёткие правила трудовой и исполнительной дисциплины, которых должны придерживаться не только подчинённые, но и начальство.
Соблюдение требований субординации упрощает взаимоотношения, исключает возможность невыполнения распоряжения, сохраняет авторитет руководства, не ущемляя при этом прав подчинённых.
Принципы субординации:
- поручение сотруднику даёт его непосредственный руководитель;
- одну и ту же задачу нельзя поручать нескольким исполнителям сразу, можно одному или группе сотрудников;
- за ошибки в выполнении или невыполнении наказывают и сотрудника, и его непосредственного руководителя;
- в коллективе используется единая форма обращения ко всем сотрудникам, независимо от возраста и статуса (на Вы, по имени и отчеству);
- к вышестоящему начальству в обход непосредственного руководителя не обращаются, но в случае необходимости обращение согласуют со своим руководителем, также нельзя давать распоряжения нижестоящим сотрудникам, пропуская их непосредственного шефа, это может пошатнуть его авторитет;
- нельзя поручать одному подчинённому контроль за работой другого, контролировать выполнение работы должен тот, кто её поручил;
- начальство должно сохранять эмоциональную нейтральность ко всем подчинённым, не выделяя никого ни словом, ни тоном;
- при встрече первым произносит слова приветствия подчинённый, а руку подаёт начальник, если сочтёт это нужным;
- вне служебной обстановки (в театре, в ресторане) субординации обычно не придерживаются;
- недопустима критика личностных качеств подчинённых, оценивают только служебные.
Существующие разновидности
В зависимости от построения структуры, социологи выделяют два вида субординации, в каждом из которых свои особенности взаимоотношений между сотрудниками.
Вертикальная
Устанавливается “сверху вниз” по служебной лестнице и регламентирует отношения межу подчинёнными и начальством. Работник должен уважать босса, обращаться к нему вежливо, не допускать фамильярности. Исключается шутливый тон и категоричные высказывания.
Начальник также не вправе обращаться к нижестоящему, как к рабу, унижать его, поручения должен давать в рамках должностных обязанностей сотрудника. Руководителю не следует делиться с подчинёнными своими переживаниями и расспрашивать о личных проблемах работников.
Прощать неисполнительность и нарушения дисциплины также не рекомендуется, это впоследствии подрывает авторитет.
Если подчинённый заслуживает замечания, делать его рекомендуется наедине, не ругая и не позоря сотрудника при всех, иначе у него может остаться обида. Ругать можно только за не выполненную вовремя или качественно работу, ни в коем случае не переходя на личность. Если работник хорошо справился с поручением, его обязательно нужно похвалить, и сделать это можно при всех.
Начальнику не следует показываться сотрудникам в состоянии паники или растерянности. Должен выглядеть всегда уверенно, чётко отдавать распоряжения.
Минусом системы отношений “сверху вниз” может быть “перегибание палки” со стороны начальства. Если метод управления у начальника напоминает тоталитарный и заключается только в отдаче приказов, инициатива сотрудников подавляется и в нестандартной ситуации в отсутствие босса, они не смогут принять правильное решение, показать свой потенциал.
Начальство должно стимулировать своих работников к работе, к высоким результатам, а не наоборот. Поэтому иногда можно отступить от правил и послушать точку зрения сотрудников, можно приглашать их к обсуждению важных вопросов, чтобы выявлять и продвигать наиболее инициативных и способных.
Горизонтальная
Регулирует отношения между людьми, занимающими в коллективе равное положение. Здесь уже главенствует равноправие, взаимовыгодное сотрудничество. Но и в таких отношениях нужно обязательно соблюдать дистанцию, чтобы наиболее предприимчивые коллеги не пользовались “дружбой” в корыстных целях.
Горизонтальная субординация предполагает равный объём работы и обязанностей для сотрудников одного звена. Поэтому нужно уметь говорить твёрдое “нет” любителям переложить часть своей работы на плечи безотказных коллег. Это никак не испортит отношений с сослуживцами, наоборот, поднимет авторитет.
Критиковать чьи-то личные качества, обсуждать начальника за спиной, доносить на коллег никто не должен. Такая линия поведения приведёт к тому, что у склочника испортятся отношения со всеми, в том числе и с руководством, что грозит увольнением.
Доброжелательное отношение ко всем и справедливое распределение нагрузки способствуют созданию здоровой и комфортной рабочей обстановки.
Нормативная регламентация отношений
Субординация относится к этическим понятиям и юридической поддержки не имеет.
Документами, регулирующими отношения внутри коллектива, являются:
- трудовой договор между работодателем и работником;
- должностная инструкция работника;
- внутренний устав учреждения.
В некоторых структурах, как в армии, существуют специальные знаки отличия, в других предполагаются удостоверения или специальная форма одежды, которыми регулируются внутриколлективные отношения.
Чаще всего, субординация строится на безоговорочном исполнении приказов начальства и взаимном уважении.
Главная цель создания
Механизм субординации необходим всем руководителям, желающим иметь слаженную команду и получать высокие результаты в своей деятельности. Соблюдение корпоративной этики позволяет правильно организовать работу всей структуры.
Каждый сотрудник будет чётко понимать свои обязанности, знать, к кому он может обратиться за помощью в случае необходимости, чьи распоряжения он обязан выполнять и с кого он сам может требовать подчинения.
Когда на работу принимают нового работника, его знакомят с правилами корпоративной этики, которые он должен соблюдать.
Субординация происходит естественным образом там, где ценится человеческий труд и присутствует уважение к людям, независимо от их должности. В такой атмосфере работников не приходится заставлять соблюдать деловой этикет.
Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается о правилах общения на работе.
Последствия несоблюдения
Несоблюдение влечёт за собой хаос и неразбериху на работе. Панибратство и фамильярность приводят к тому, что нижестоящие сотрудники не считают нужным выполнение распоряжений вышестоящих, нарушается дисциплина, продуктивность падает. Авторитет руководства снижается, между коллегами наблюдается недружественная и напряжённая атмосфера.
Причиной несоблюдения правил внутреннего распорядка может быть характер одного из сотрудников, неправильная тактика управления руководителя.
За нарушение дисциплины предусматривается наказание. Сначала это может быть просто замечание, затем выговор. В отдельных случаях начальство может прибегнуть к денежному взысканию. Самой крайняя форма – увольнение.
Соблюдение субординации в любой структуре – гарантия порядка и высокой результативности!
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.30Общие вопросыКак правильно подать в архив запрос о подтверждении трудового стажа и зарплаты
- 2018.07.26Трудовая дисциплинаГарантии и способы защиты чести, достоинства и деловой репутации
- 2018.07.26Общие вопросыИсточник повышенной опасности: правовые основы и определение понятия
- 2018.07.13Договорные отношенияОбразец договора поручительства по Гражданскому кодексу РФ