Конфликт интересов на государственной службе — понятие, причины, рычаги воздействия

Государственная служба требует от работника предельной ответственности и самоотдачи, но что делать, если личные интересы становятся прерогативой, и служащий вместо демонстрации качественного рабочего процесса обнаруживает свое честолюбие и жажду наживы.

Конфликт интересов на госслужбе

Что представляет собой конфликт интересов

Что представляет собой конфликт интересовЭто преследование личных интересов служащим в процессе исполнения должностных обязанностей, что несет существенный вред окружающим, организации и государству в целом.

Впервые данный термин применился в 2001 году в Концепции реформирования системы госслужбы.

Конфликт интересов определяется в двух вариантах:

  1. Организационный – когда предприятие, обслуживающее государственные структуры, обладает необъективными конкурентными преимуществами перед прочими поставщиками.
  2. Личный конфликт – преимущество частных интересов над профессиональными обязанностями.

Данный термин изначально применялся, как определение противоречий в предпринимательской деятельности между интересами, защищенными правом и должным удовлетворением действиями уполномоченного принципалом лица. Относительно государственных структур данный термин начал использоваться значительно позже с целью предотвращения коррупционных схем.

Важность задачи

Противодействие коррупционным схемам в государственных структурах стало основной задачей реформирования системы, в связи с чем, как продолжение принятой Президентом Концепции в 2001 году был утвержден ФЗ №79 от 2004 года о регулировании деятельности и предотвращения конфликта в госструктурах.

Он несет пояснения к понятию конфликта, определяет, когда столкновение интересов происходит и при каких условиях происходит нанесение ущерба государству.

Принятый закон 2008 года Президентом РФ указывает на основные механизмы противодействия возникновению коррупции и предотвращения ее развития на местах.

Данный вопрос является приоритетным у государства, постоянно разрабатываются новые механизмы противодействия и предотвращения этой проблемы на национальном уровне.

Почва для столкновения интересов

Среди основных причин образования коррупции можно выделить следующие:

  1. Нарушение правил поведения государственными служащими.
  2. Пренебрежение исполнением вменяемых обязанностей.
  3. Пренебрежение законными правами граждан, организаций, сослуживцев, государства.
  4. Несоблюдение требований законодательных актов.
  5. Нарушение наложенных законодательными актами запретов, связанных с исполнением трудовых обязанностей госслужащего.

Условиями для противостояния являются:

  1. Некомпетентное поведение служащих.
  2. Дублирование полномочий государственных органов, структурных подразделений, госслужащих.
  3. Отсутствие полномерной информации о деятельности госорганов.
  4. Противоречия в нормативных актах относительно требований к деятельности государственных структур различного ранга, наличие пробелов в законодательных актах, что способствует манипуляции ими в корыстных целях.
  5. Несоблюдение служебной этики.
  6. Недостаточное соблюдение моральных норм, отсутствие достаточного наличия материальных ресурсов для обеспечения прозрачности системы.

Почва для столкновения интересов

Кроме этого существует ряд правонарушений, способствующих развитию коррупции:

  1. Отсутствие реакции по предотвращению возникновения и развития конфликтных ситуаций.
  2. Отсутствие информирования вышестоящее руководство о возникновении конфликта, осуществляющееся лицом, во власти которого находятся ценные бумаги, акции, доли.
  3. Занятие оплачиваемой деятельностью, к которой не имеет отношение занимаемая должность.

Определение личной заинтересованности

Это злоупотребление своей должностью с целью собственного обогащения любым имуществом и ценностями – деньги, имущество, услуги, ценности в результате выполнения тех или иных просьб.

Отсюда вытекает, что конфликт интересов — это ситуация, подвластная заинтересованному лицу, решающему ее таким способом, чтобы получить от результата выгоду.

При этом могут быть должностные или служебные злоупотребления, последние в свою очередь определяются ст. 18 и 29 Закона о гражданской службе и применимы к органам внутренних дел, таможни, наркоконтроля, военнослужащих, прокуратуры.

При этом, согласно определению в законодательных актах, личная заинтересованность бывает не только прямой, но и косвенной, когда лицо не прямо получает прибыль, а формирует дела так, чтобы ее получить.

Полностью устранить причины конфликтной ситуации невозможно, но воздействовать на количество их уменьшения допустимо.

Законодательная база

Данный процесс регулирует несколько законодательных актов:

  1. Статья 19 ФЗ №79 от 2004 года относительно государственной гражданской службы, в данном документе указаны следующие моменты: когда государственный служащий под влиянием собственных интересов может воздействовать или воздействует на ситуацию, в каких ситуациях возникает противодействие между интересами служащего и государственными, когда такое противостояние может нанести ущерб государству.
  2. ФЗ №25 от 2007 года в отношении муниципальной службы – данный закон полностью повторяет ст. 19 предыдущего только с указанием на муниципальных служащих.
  3. Статья 10 ФЗ №273 от 2008 года относительно противодействия коррупции, в данном законодательном акте также идет определение коррупции и указывает на варианты противодействия.
  4. Указ №821, принятое Президентом ПФ относительно поведения госслужащих и регулирующий порядок формирования проверочных комиссий от 2010 года.

Что такое конфликт интересов? Ответ на вопрос — на данном видео.

Ситуации, вызывающие образование конфликта

Согласно детальному анализу прокурорских докладов, можно выделить несколько самых распространенных жизненных ситуаций возникновения коррупционных схем:

  1. Ситуации, когда служащий реализуете свои функции и обязанности в угоду семейным интересам, например, участие в аттестационной комиссии относительно способностей своего родственника, в конкурсной комиссии на замещение значимой должности, где среди конкурсантов имеется родственное лицо.
  2. В результате возникновения интереса к деятельности предприятия, которое курирует служащий, а акциями этого предприятия владеет один из родственников, с целью разрешения ситуации в угоду семье.
  3. В результате прямого принятия подношения или родственниками служащего от одного из предприятий, которое находиться под властью служащего.
  4. С целью влияния на принятие решения судебными органами.
  5. В результате выполнения служащим любой возмездной работы.
С целью предотвращения корыстных мотивов об их возникновении необходимо сообщать в письменном виде, например, докладной запиской вышестоящему руководству.

Правила регулирования и препятствия

Благодаря закону о противодействии коррупции существует несколько способов ее предотвращения:

  1. Изменение места положения служащего, его статуса в учреждении, например, понижение в должности вплоть до увольнения, с целью ограничений его возможностей.
  2. Признание служащим правонарушения и отказ от возможной выгоды.
  3. Отвод или самоотвод государственного служащего с соблюдением всех законодательных требований.

Наниматель имеет право согласно законодательным актам отстранять такого служащего от исполнения обязанностей на весь период расследования.

В этот период отстраненное лицо имеет право на все полагающиеся его должности выплаты.

Правила регулирования и препятствия

При наличии у такого лица ценных бумаг, паев, долей, уставного капитала он должен передать их в доверительное управление с целью предотвращения возникновения конфликта.

Такие меры вправе принимать руководитель, предварительно оценив всю ситуацию, так как согласно законодательным актам именно с оценочной позиции руководитель должен принимать те или иные меры.

Но существует в данной ситуации и третье лицо, которое разрешает подобный конфликт – специальная комиссия, контролирующая наличие подобных противостояний и предотвращает их возникновению.

Данный орган образуется на основании правового акта государственного органа и состоит из:

  1. Представителя руководства – уполномоченное им лицо.
  2. Представителя контролирующего органа.
  3. Независимых экспертов по протекции нанимателя и приглашению государственного контролирующего органа, это могут быть представители образовательных учреждений, юридических фирм или других организаций.

Однако, первичный законопроект несколько ограничивал действия комиссии, что приводило к получению малоэффективных результатов, обновление законодательного акта в 2010 году несколько расширило полномочия комиссии, сделало ее деятельность более прозрачной, изменило подход к ее формированию.

Теперь контролирующий орган вправе не только проверять компетентность служащих, но и проверять достоверность предоставленных ей сведений.

Примеры противостояний интересов в муниципальных и государственных структурах

Примеры решения конфликтовПример 1: принятие решения банковским работником о выдаче кредитных средств близкому человеку на выгодных условиях, что принесет ему обогащение.

Решение проблемы заключено в отстранении работника от полномочий по принятию подобных решений.

Пример 2: руководитель принимает решение относительно увеличения оклада для должности, которую занимает его подчиненный и родственник в одном лице.

Решение сложившийся ситуации, следующее – отстранение руководителя от принятия подобного решения и перевод починенного-родственника в другое подразделение или ведомственную структуру.

Пример 3: работник, ответственный за закупку материалов. принимает решение о закупке партии большого объема у поставщика, родственно связанного с ним.

Или такая ситуация – работник, обладающий конфиденциальной информацией, получает предложение от конкурента работать в его организации.

Для этого в обеих ситуациях необходимо ограничить доступ работников к особо ценным или важным материальным и информационным средствам, кроме этого необходимо выдать рекомендацию работнику не сотрудничать с конкурентами.

Пример 4: работник проверяющей организации работает по совместительству в организации, которая подпадает под ее юрисдикцию, при этом именно он является проверяющим лицом.

Решение ситуации заключена в выдаче рекомендации уволиться с дополнительного места работы, отстранить сотрудника от проверяющей деятельности, ограничить его в полномочиях относительно подопечной фирмы.

Заключение

Из всего следует, что сегодня достаточно существует законодательных актов, уполномочивающих и обязующих высшее руководство, а также проверяющую комиссию на адекватные действия относительно устранения и предотвращения конфликта интересов.

Ниже представлена лекция на тему понимания конфликта интересов государственными служащими.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных