Жалоба в трудовую инспекцию на работодателя

В процессе трудовых взаимоотношений между сотрудниками и работодателем наиболее уязвимой стороной является работник. Порой даже при нарушениях начальником определенных норм закона люди боятся куда-либо жаловаться, поскольку считают, что подобное действие никакой пользы не принесет, и, в итоге, они останутся потерпевшей стороной.

Образец жалобы

Кто и в каких случаях составляет

Кто составляет жалобуНа нарушение своих прав в процессе трудовой деятельности можно жаловаться в такие инстанции, как трудовая инспекция, прокуратура или же подавать заявление в суд.

В первую очередь стоит начинать с организации, деятельность которой непосредственно направлена на регулирование взаимоотношений работодателя и сотрудников, а также на контроль за соблюдением всех установленных законом норм.

Чаще всего причиной составления заявлений в государственную инспекцию труда становится грубое нарушение прав работников. Основными случаями, которые являются основанием для обращений, являются следующие:

  1. Задержка заработной платы. Стоит отметить, что основанием для подачи заявления уже может служить даже задержка на один день, хотя на практике сотрудники все же тянут с таким действием, поскольку надеются на выплату и, с другой стороны, боятся испортить отношения со своим работодателем.
  2. Отказ в выплате положенных средств беременным женщинам, которые выходят в декрет. Кроме того, многие работодатели даже принуждают их увольняться практически сразу после того, как они сообщают работодателю о своем положении.
  3. Нарушение принципов расчета с сотрудниками, которые увольняются. При этом может быть несвоевременное перечисление положенной оплаты, отсутствие средств за неиспользованный отпуск и т.д.

Основания

Стоит отметить, что для того чтобы подать жалобу в соответствующие органы, необходимо иметь основания, которые предусмотрены трудовым законодательством РФ. Только в таком случае заявление может приниматься к рассмотрению и, как следствие, могут последовать какие-либо меры.

В качестве таких оснований могут применяться следующие.

Основания для жалобыНарушения положенных процедур, которые должны осуществляться при приеме на работу:

  • отказ работодателя от подписания с сотрудником трудового договора;
  • при приеме на работу женщины, находящейся в положении, установка испытательного срока, хотя такое действие по закону является запрещенным;
  • возможность наложения каких-либо штрафов в порядке дисциплинарных взысканий, при этом отказ в предоставлении внутреннего порядка предприятия, в соответствии с которым сумма будет вычитаться из заработной платы.

Действия работодателя, относящиеся к дискриминации сотрудников:

  • отказ в предоставлении положенного работнику ежегодного отпуска;
  • задержки в выплатах заработной платы;
  • отказ от выплат компенсаций или каких-либо начислений, положенных за переработку;
  • в случае болезни работника действия со стороны работодателя по принуждению его к оформлению отпуска за свой счет для того, чтобы в дальнейшем не выплачивать ему социальные гарантии;
  • принуждение сотрудника к работе сверх положенного времени или выполнению заданий на выходных.

Нарушения положенного порядка при увольнении:

  • несоблюдение сроков, в которые сотрудник должен быть уведомлен;
  • отказ от выплаты оставшейся части заработной платы после того, как работник уволен;
  • неверно произведенный расчет выплаты для намеренного уменьшения выплаты работнику;
  • отказ в выдаче трудовой книжки после расторжения договора.

Что важно учесть

При подаче заявления необходимо учитывать такие факторы:

  • обращение исключительно в том случае, когда действительно нарушаются права;
  • необходимость предоставления каких-либо документальных доказательств;
  • в том случае, если своими действиями работодатель нарушает не только ваши права, но и многих других сотрудников, лучшим вариантом будет оформление коллективной жалобы;
  • при направлении заявления работник должен быть полностью уверен, что с его стороны не было допущено никаких нарушений трудового порядка, ставшее причиной определенных действий работодателя (в противном случае, сам предмет жалобы может оказаться несостоятельным, и к рассмотрению ее не примут).

Подача претензии

При подаче претензии, особенно если она оформляется впервые, не лишним будет посоветоваться или обратиться за консультацией к компетентным в таких вопросах лицам.

Как вариант, при непосредственном визите в трудовую инспекцию, в которую работник и собирается направить свою жалобу, можно задать вопросы специалисту службы и проконсультироваться по поводу правомерности жалобы, требуемым к предоставлению документам, а также то, каким образом лучше составить документ и какие факты в ней указать.

Необходимые данные и документы

Стоит отметить, что сам текст претензии должен быть составлен максимально четко и понятно – не допускается написание фраз и предложений, которые можно двояко истолковать. Кроме того, необходимо будет указать такие сведения:

  1. Какие конкретно нормы или законы нарушил работодатель.
  2. Обязательно наличие ссылки на те статьи закона, которые и определяют предмет заявления – не достаточно просто указать, что начальник нарушил Трудовой кодекс.
  3. В каком конкретном периоде были нарушены права работника (дата либо месяц, за который, к примеру, не была перечислена заработная плата и т.д.).
  4. Какие объяснения сложившейся ситуации исходят от работодателя, на что он ссылается.
  5. В том случае, если нарушение прав связано с оплатой за труд или ее отсутствием (не имеет значения, основная ли это заработная плата, премия, отпускные), обязательно следует указать ее сумму. Причем, если величина суммы состоит из нескольких периодов, то лучше отдельно расписать каждый из них.
  6. Указать, при наличии, какие имело последствия для работника такое нарушение прав. Разумеется, при возможности, предоставить доказательную базу.

При написании таких заявлений каких-либо строгих требований по поводу предоставления определенного пакета документов нет. Их список будет зависеть исключительно от предмета жалобы, а также от обстоятельств, которые были в момент или в период, когда нарушались права сотрудника.

Необходимые документы

Как пример, пакет документов может быть представлен в следующем виде:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • патент на осуществление трудовой деятельности или виза, если работник является гражданином другой страны;
  • трудовая книжка;
  • трудовой договор, на основании которого можно предъявить саму жалобу: возможно, некоторые пункты, составленные с нарушением законодательства, или же, наоборот, те части и формулировки, которые были нарушены начальником или работодателем;
  • больничный лист и выписка на предоставление отпуска за свой счет за этот же период;
  • расчетные листы, которые выдавались при перечислении заработной платы;
  • выписка со счета, на который работодатель перечисляет заработную плату и средства по другим статьям для сотрудника;
  • приказ на увольнение, который работник имеет намерения оспорить.

Все перечисленные документы лучше предоставлять в виде ксерокопий, поскольку сами оригиналы могут понадобиться при дальнейших разбирательствах (возможно даже судебных).

Как составить

При составлении заявления одним из имеющихся требований является указание таких данных:

  • название территориальной инспекции, в которую передается жалоба;
  • ФИО инспектора, для какого предназначена жалоба;
  • ФИО самого заявителя;
  • название обращения – заявление это или же жалоба;
  • суть оформленного заявления;
  • дата оформления и передачи в инспекцию;
  • подпись заявителя.

Анонимность

Анонимность жалобыБольшинство работников не решаются на подачу заявления, поскольку боятся либо лишиться работы, либо же опасаются каких-либо преследований.

В связи с этим у многих возникает вопрос – можно ли написать анонимную жалобу и таким образом скрыть свою личность?

Согласно действующему законодательству те документы, на которых не указано имя заявителя, трудовая инспекция вправе не рассматривать.

Как вариант, можно указать свое имя, но в тексте жалобы указать, что просите при проведении проверки предоставленных сведений не разглашать вашего имени работодателю и прочим лицам, которые могут быть с ним связаны.

Коллективная и частная

Подавая заявление в трудовую инспекцию, стоит осознавать, что в принципе сотрудники данной службы должны одинаково реагировать как на заявление с одним автором, так и на жалобу, автором которой является несколько человек.

Однако, на практике, жалобы, оформленные и подписанные целым коллективом, имеют гораздо больший эффект, поскольку в таком случае уже идет нарушение прав работников в более значительном масштабе.

Через сайт

Обязательно ли сотруднику, который желает подать заявление, лично посещать трудовую инспекцию или же существует возможность отправить документ каким-либо другим способом? С помощью специального сервиса онлайнинспекция.рф, который запустил Роструд, вполне возможно подать жалобу в режиме онлайн.

Для выполнения такого действия следует заранее позаботиться о наличии всех прилагаемых документов в электронном виде – их скан-копий либо фотографий.

Сроки

Сроки для жалобыПосле подачи сотрудниками жалоб сроки их рассмотрения могут быть следующими:

  1. Если поданная жалоба не требует дополнительной проверки, в таком случае срок не превышает 15 дней.
  2. В том случае, если заявление касается неправомерного увольнения, то оно должно быть рассмотрена в течение 10 дней.
  3. Если для того чтобы отреагировать на написание жалобы, необходимо будет провести дополнительные мероприятия, срок рассмотрения составляет 30 дней.
  4. В том случае если требуется провести расширенную проверку для выяснения всех обстоятельств дела, срок будет составлять 2 месяца.

Последствия рассмотрения

В результате рассмотрения поданной жалобы последствия могут быть следующими:

  1. Отказ в удовлетворении требований. В таком случае следует выяснить причину – возможно, потребуется предоставление необходимых документов.
  2. Проведение проверки в той организации, сотрудник которой направил жалобу.
  3. Полное или же частичное (в рамках закона) удовлетворение требований сотрудника.
  4. Передача материалов дела в суд, если того требует порядок рассмотрения определенных жалоб.

Несогласие с решением

В том случае, если вынесенное решение не устраивает сотрудника, подавшего заявление, можно поступить следующим образом:

  • подать заявление в вышестоящий орган – это может быть республиканская, краевая или же областная трудовая инспекция;
  • обращение с заявлением в суд;
  • обращение в прокуратуру.

Ответственность и штрафы

В том случае если сотрудник трудовой инспекции в ходе проверки фактов выявит, что нарушения имеют место, могут быть приняты следующие меры:

  1. Оформление предписаний работодателю об устранении имеющихся нарушений.
  2. Наложение на работодателя штрафа. Порядок наложения будет определяться в соответствии с КоАП, а также он будет в тех размерах, которые будут указаны в соответствующей статье. Кроме того, такие штрафы могут применяться не только к работодателю, но также и к тем должностным лицам, которые допустили подобный факт.
  3. В отдельных тяжелых случаях возможно также привлечение и к уголовной ответственности.

Ответственность по жалобам

Заполненный образец

При необходимости составления жалобы для ее направления в трудовую инспекцию вы можете воспользоваться приведенным примером заполненного образца, на основании которого можно составить свой документ.

Документы для скачивания (бесплатно)
Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных