Виды и способы решения трудовых споров

Современное трудовое законодательство России — сложное и запутанное. Лишь специалисты способны увидеть и применить тонкости нормативно-правовой базы. Трудовые споры — то, что появляется когда между работодателем и сотрудником возникают расхождения в реализации норм трудового права, при подписании либо прекращении договорных отношений. Трудовые споры могут появляться относительно любых законодательных актов действующей законодательной базы в сфере данных правоотношений.

Виды трудовых споров

Понятие и причины возникновения

Разногласия возможны вне зависимости от того, какой был заключен трудовой договор и какие в нём установлены условия работы. Согласно ст. 36 Основного закона РФ каждый трудящийся может защищать свои индивидуальные права и свободы предусмотренным законодательством методом, в том числе забастовкой. Отличительная черта трудовых споров — неурегулированность. Именно из-за отсутствия регулятора подобных отношений возникают разногласия.

Спор считается официальным, который начался, после подачи заявления в специально уполномоченный орган. Рассмотрением заявлений занимаются комиссиями и судами.

Причины появления разногласий кроются в негативных факторах современного социума. Это именно те ситуации, которые вызывают споры. Детерминанты трудовых конфликтов подразделяются на:

  • объективные
  • субъективные.

Первый вид — те причины, которые логично вытекают из ведения хозяйственной или предпринимательской деятельности. Например, банкротство фирмы приводит к задержке или отсутствию зарплаты сотрудников. Произошедшее не зависит от воли работодателя, поэтому относится к объективным причинам.

Второй вид — то, что появляется из-за неточной или ошибочной деятельности субъектов. Такая ситуация складывается вследствие неправильного понимания нормы права как одной, так и другой стороной, также из-за личных неприязненных отношений.

Структура споров о труде

Структура споровКак особый вид правоотношений, споры имеют собственную структуру, состоящую из 5 неизменных объектов. При отсутствии хотя бы одного из них, юридический конфликт не считается действительным.

  1. Стороны

В рамках трудового законодательства участниками юридического конфликта считаются субъекты, между которыми создалось недопонимание. Ими выступают действующие, бывшие сотрудники или кандидаты на должность с одной стороны и работодатели с другой стороны. В зависимости от формы собственности предприятия одной из сторон может выступать работодатель лично, уполномоченные представители, профсоюзные организации.

  1. Объект

Объект — это те общественные отношения, на которые было совершено посягательство. В данном случае это нормальное, стабильное функционирование предприятия, но и осуществление правоотношений в том виде, в котором были бы удовлетворены интересы как работника, так и предприятия.

  1. Предмет

Предмет правоотношений — это конкретизированное и индивидуально выраженное отражение объекта. Предметом выступают конкретные субъективные интересы, права и обязанности, которые не могут быть реализованы из-за имеющихся разногласий между сторонами. В конкретном споре предметом может выступать право на отдых, на заработную плату, обязанность выполнения своего служебного долга.

  1. Объективная сторона

«Внешняя» составляющая спора. Юридически значимые деяния, которые были совершены сторонами с целью покушения на объект. Выражается в поведении сотрудника либо работодателя, их действии или бездействии. Также сюда относятся возможные негативные последствия юридического конфликта.

  1. Субъективная сторона

«Внутренняя» составляющая спора. Отношение одной из сторон к совершаемому деянию. Мотив, цель, вина — составляющие субъективной стороны. Важно определить наличие вины, ведь невиновное деяние не подлежит каким-либо санкциям.

Виды и классификация

Виды трудовых споровУченые, которые занимаются трудовым правом как наукой, выделяют много классификаций споров в сфере труда. Основные из них:

В зависимости от субъектного состава:

  • индивидуальные;
  • коллективные.

В зависимости от характера спора:

  • исковые;
  • неисковые.

В зависимости от вида правоотношений:

  • по трудоустройству;
  • по соблюдению за следованием существующим правовым нормам;
  • по проф.подготовке, переподготовке, повышению квалификации;
  • по материальной ответственности;
  • по надзору и контролю.

В зависимости от места отрасли в системе трудового права

  • в сфере охраны труда;
  • в сфере коллективных договоров;
  • в сфере труда молодёжи;
  • в сфере труда женщин;
  • в сфере дисциплинарной ответственности;
  • в сфере выплат гарантий и компенсаций.

Индивидуальные трудовые споры

Идёт речь о защите индивидуальных субъективных прав конкретного сотрудника: действующего, бывшего или кандидата. Подобные разногласия имеют все шансы появиться, к примеру, в случае безосновательного перехода либо возобновления на должности, оплате труда за период вынужденного пропуска рабочего дня, об отмене дисциплинарной ответственности.

Данный вид споров призван защитить вас как сотрудника от самоуправства руководителя фирмы-работодателя. Согласно действующему ТК каждый трудящийся имеет определённый перечень прав, реализацию которых можно требовать у работодателя.

Коллективные трудовые споры

В данном виде конфликтов охраняются права и интересы не отдельно взятого сотрудника, а коллектива трудящихся в целом, его доли либо конкретного отдела. Предметом как правило выступают правоотношения в сфере оплаты труда, назначения отдыха и отпуска, нормирования рабочего дня. Коллективы сотрудников нередко защищают свои общественно-финансовые права, условия труда и другие вопросы, касающиеся совместного круга интереса коллег.

Порядок рассмотрения споров

Законодательством предусмотрена чёткая подведомственность споров. А также для их рассмотрения на местах создаются специальные комиссии.

Конкретная компетенция комиссии регламентируется статьей 385 Трудового кодекса РФ. Данная комиссия рассматривает исключительно индивидуальные трудовые споры, и то не все подряд.

Стоит отметить, что лишь после принятия документов на рассмотрение юридический конфликт считается начатым. Также КТС является органом досудебного рассмотрения споров.

Комиссии не рассматривают вопросы, касательно:

  • норм труда и обслуживания, установления тарифов и зарплат;
  • начисления трудового стажа;
  • льготных категорий;
  • формирование либо корректировка тарифов и объемов оклада.

Рассмотрение комиссииКомиссии формируются в особенном порядке и занимаются исключительно рассмотрением обращений трудящихся или работодателей.

Исходя из инициативы работников или представительского органа с одной или с другой стороны формируется состав комиссии. Выбирается равное число участников на основании принципа паритета: одинаковое количество представителей с обеих сторон объединяются для решений разногласий. На общем собранием, путём голосования выбирается состав независимой КТС. Срок её существования не оговорен современным законодательством, он устанавливается, как правило, на том же собрании.

Самостоятельным органом в этой сфере является суд. Суд может выступать альтернативным органом в рассмотрении данных дел, и выполнять те же функции, что и КТС. Однако ТК предписывает конкретный перечень вопросов, которые должны решаться исключительно в суде, не проходя стадию комиссии.

В первую очередь рассматриваются обращения:

  1. Нарушение прав работника во время выполнения служебной деятельности. Кодекс предусматривает исчерпывающий перечень ситуаций. Работодателя — если сотрудник во время выполнения своих служебных обязанностей принёс ущерб хозяину фирмы.
  2. Тех, кому отказано в приёме на работу. Если человек считает, что отказ был на неправомерном основании, он имеет право обращаться напрямую в суд.
  3. Когда работодатель не оформлен в предусмотренном государством порядке как лицо, совершающее какую-либо предпринимательскую деятельность, сотрудники могут обратиться в суд с заявлением.
  4. Гражданам, которые были подвергнуты дискриминации на работе, при приёме, либо были уволены с должности из-за предвзятого отношения.

Забастовка. Понятие и способы решения проблемы

Забастовка — право граждан, предусмотренное законодателем в нормативно-правовых актах. В первую очередь, конституция РФ закрепляет право людей на законную забастовку.

Признать забастовку незаконной можно по двум признакам: существует угроза безопасности страны, жизни и здоровью других граждан, либо если бастует определённая категория работников. Эти критерии могут быть как по отдельности, так и применяться вместе.

ТК предусматривает все правила для проведения забастовки. Если пренебречь данными условиями, собрание людей можно считать неправомерным. Потому что за участие в незаконной забастовке предусмотрена дисциплинарная ответственность, а также возможно наложение штрафных санкций в виде возмещения компании убытков во время забастовки.

Для сотрудников, которые будут бастовать в соответствии с рамками закона, предусмотрен перечень гарантий. Так, например, это не будет считаться заурядным невыходом на работу, за который можно лишиться должности. Работодатель на своё усмотрение выплачивает зарплату за пропущенные рабочие дни, то есть, законодатель никак не наказывает людей, решивших отстоять свои права организацией забастовки.

Всё же, это радикальные меры, к которым прибегают в крайнем случае. Не стоит забывать, что первоочередные конституционные положения — это честь, достоинство и репутация человека.

Данное видео поможет подготовить все документы для обращения в суд.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных