Понятие и особенности социального партнерства в социальной сфере

Социальное партнёрство — это отношения между субъектами в социуме, характеризующиеся сотрудничеством и стремлением к совместному достижению общих целей. В частности в данной статье пойдёт речь о социальном.

социальное партнерство

Понятие и виды

Социальное партнёрство — это институт из сферы трудового права, который определён ст. 23 Трудового кодекса РФ. Согласно её норме социальное партнёрство — это система взаимоотношений существует между с одной стороны работниками и их представителями, с другой стороны между предприятиями и их представителями, а также органами, которые относятся к структуре государственной власти и местного самоуправления.

Назначение данной системы взаимоотношений состоит в том, чтобы согласовать интересы, существующие как у наёмных работников, так и работодателей, связанные с регулированием непосредственно трудовых отношений и иных отношений, которые имеют с ними прямую связь.

Важным субиниститутом данного института является общее понятие коллективного соглашения или договора.

понятие

Правовой основной социального партнёрства являются различные нормативно-правовые акты, в которые включены регламентирующие этот институт нормы.

Прежде всего, это трудовой кодекс, а также другие федеральные и региональные законы и подзаконные акты.

Социальное партнёрство имеет целый ряд видов, которые определяются уровнем, на котором реализуется данная система взаимоотношений:

  • федеральный уровень, где закладываются правовые основы данной системы;
  • межрегиональный уровень, где определяются основы партнёрства, которые действуют для более, чем одного региона;
  • региональный уровень (имеющий отношение к определённому субъекту федерации);
  • отраслевой уровень партнёрства, на которое регулируются отношения в определённой сфере;
  • территориальный уровень, где производится регламентирование трудовых отношений для определённого МО;
  • локальный уровень, где устанавливаются отношения между отдельными наёмными сотрудниками и нанимателями.

Стороны и участники

Сторонами социального партнёрства в первую очередь выступают наёмные работники, то есть сотрудники различных предприятий и организаций с одной стороны и работодатели, то есть сами эти предприятия и организации, которые производят наём сотрудников — с другой. Помимо этих двух основных категорий сторонами в данном партнёрстве также выступают:

  • представители наёмных работников;
  • представители работодателей;
  • органы исполнительной ветви системы государственной власти;
  • муниципальные органы.

стороныСтатус всех перечисленных субъектов характеризуется тем, какие им предоставляются права и какие для них предусмотрены обязанности.

В частности, представители как наёмных работников, так и работодателей принимают участие в социальном партнёрстве от имени соответствующих сторон. Также участие представителей осуществляется в интересах соответствующей стороны. При этом как самостоятельные стороны этих отношений представителей работников и работодателей не рассматривают.

Органы государственной власти (федеральные и региональные), входящие в её исполнительную ветвь, представляют соответственно государство. Участвуя в партнёрстве, они обязаны защищать интересы как государства (включая субъект Федерации, если эти органы относятся именно к данному уровню), так и общества. Государство обязано способствовать развитию трудовых отношению на основе социального партнёрства.

Муниципальные органы, соответственно, защищают интересы местного самоуправления и также в пределах своих возможностей содействуют регулированию трудовых отношений в духе партнёрства.

При этом органы государственной власти и муниципальные органы становятся сторонами социального партнёрства автоматические в том случае, когда они являются работодателями.

учатсникиТакже законодательная и исполнительная ветвь государственной власти принимают правовые акты, в которых вводятся нормы, которыми определяется статус сторон социального партнёрства и иных участников данной системы взаимоотношений. Правовое регулирование этого института также требует участия государства в данном процессе.

Оговаривается, что особый порядок реализации социального партнёрства действует для ряда категорий сотрудников, для которых работодателем является государство.

В частности, это госслужащие, служащие муниципальных образований, военнослужащие, сотрудник органов МВД и иных аналогичных структур. Социальное партнёрство между этими работниками и их работодателем — государством регламентируется отдельными законами.

Принципы и функции

Под принципами социального партнёрства понимают положения и идеи базового уровня, которые составляют сущность данного института трудового права. К основным принципам относят:

  • равенство вступающих в партнёрство сторон;
  • учёт существующих у них интересов и проявление к ним уважения;
  • заинтересованность участников партнёрства в отношениях, которые базируются на соглашениях добровольного характера;
  • способствование укреплению социального партнёрства, а также его развитию в соответствии с демократическими принципами со стороны государства;
  • выполнение сторонами данной системы взаимоотношений и субъектами, выступающими в качестве их представителей нормативных актов, относящихся к трудовому праву, а также положений нормативных актов, относящихся к иным отраслям;
  • полномочность представителей, то есть субъектов, которых стороны наделили правом представлять свои интересы;
  • свобода выбора при решении вопросов, относящихся к трудовому праву;
  • добровольный характер обязательств, которые берут участники партнёрства;
  • реальность указанных обязательств;
  • обязательный характер реализации положений, входящих в соглашения или договоры коллективного характера;
  • осуществление контроля над реализацией таких положений;
  • ответственность субъектов, участвующих в социальном партнёрстве как в качестве сторон, так и в качестве представителей

Функции социального партнёрства подразделяются на прямые и косвенные. Как прямая функция рассматривается поддержание социального мира в государстве. Это основная, профильная задача данной системы взаимоотношений.

Косвенные же функции носят дополнительный характер, хотя их достижение безусловно желательно. К ним относятся, в частности:

  • способствование формированию гражданского общества с помощью социального партнёрства;
  • развитие экономической демократии,  в том числе права человека на свободный труд;
  • сохранение общественной стабильности;
  • достижение социальной справедливости;
  • поддержание безопасности в социально-экономической сфере.

Формы социального партнёрства

Формы социального партнёрства — это способы его осуществления. К таким формам относятся:

  • формыколлективные переговоры, в процессе которых стороны вырабатывают проекты коллективных соглашений и договоров;
  • также переговоры, связанные непосредственно с заключением этих соглашений и договоров;
  • носящие обоюдный характер консультации, в ходе которых регламентируются:
    • отношения, вытекающие из трудового права и другие правоотношения, связанные с предыдущими;
    • соблюдение гарантий прав, которые предусмотрены для работников;
    • меры по улучшению законодательства о труде и прочих нормативных актов, в которые включены нормы, относящиеся к трудовой отрасли права;
  • участие сотрудников и лиц, представляющих их интересы, в процессе управления предприятием или организацией;
  • участие представителей сторон – наёмных работников и нанимателей в урегулировании конфликтов, возникающих в ходе трудовых отношений.

В данном видео интересная информация о социальном партнерстве в трудовой сфере.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных