Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Причины возникновения и способы решения индивидуальных трудовых споров

Конфликты, связанные с взаимоотношениями начальника и трудящегося, случаются в каждой компании. В этой статье рассказано понятие индивидуального спора, в каких случаях он может произойти, и где его возможно урегулировать.

Индивидуальный трудовой спор

Что это такое

Индивидуальный трудовой спор – это инцидент между начальником и трудящимся, который относится к  рабочему процессу.

Данным конфликтом является разногласие, возникшее между начальником и гражданином, бывшими сотрудниками, или же гражданином, который хотел бы работать на предприятии, в ситуации отказа начальником вступать с ним в рабочие взаимоотношения.

Субъективные и объективные причины возникновения

Субъективная сторона конфликта включает в себя психологический момент. Она содержит цели и мотивацию сторон, их действия (бездействие), которые стали основой разногласия.

Права и обязанности трудящегося, характеризующие субъективный аспект, могут являться спорными.

Объективная сторона разногласия содержит внешний аспект. Она охватывает поведенческие качества трудящихся, начальников и представителей, их законные действия, которые были совершены в определенный момент, внутренние акты и положения, которыми руководствовался работник и его оппонент.

причины возникновения

Например, сюда можно отнести несоблюдение прав и интересов сотрудника из-за неплатежеспособности руководителя: задержка зарплаты или отсутствие выплаты.

Объективные причины содержат в себе противоречия, которые вытекают из рабочей деятельности.
Субъективные причины содержат в себе недочеты и неточности в действиях субъектов взаимоотношений, касающихся рабочего процесса. Например, неточное истолкование законодательных актов, несоблюдение рабочих прав из-за психологического конфликта, несоблюдение субординации в виду неприязненных отношений.

ИТС может произойти из-за отсутствия знаний законодательных норм трудящимся, его заблуждения. В связи с этим он выявляет свое несогласие с законными действиями руководства.

Трудовой спор возникает по различным поводам. Например, оплата рабочей деятельности, взыскание ущерба, получение льгот и другие. Индивидуальные конфликты разрешают специальные комиссии по трудовым спорам.

Общий порядок рассмотрения

В Трудовом законодательстве регламентированы положения, которые предусматривают порядок и способы разрешения инцидентов комиссией и судебными учреждениями. Там четко определены, какие споры, какому органу подведомственны.

Если работник предъявляет иск, содержащий требования, относящиеся к невыполнению положений трудового договора, он не будет выплачивать госпошлину и издержки судебного характера.

порядок рассмотренияПодведомственность инцидентов трудовой направленности – это порядок их урегулирования в конкретном учреждении. Где будет рассматриваться разногласие, зависит от его сущности и сторон. Учреждения, решающие инцидент руководствуются законодательными актами.

Трудящийся может воспользоваться комиссией, регулирующей рабочие взаимоотношения в течение трех месяцев после наступления инцидента, в котором его права подверглись несоблюдению. Если период будет не соблюден по уважительным основаниям, КТС может его продлить для урегулирования инцидента.

Обратиться в судебную инстанцию гражданин может также в трехмесячный период после того, как его интересы подверглись несоблюдению. Если ИТС касается увольнения, то период сокращается до месяца после  выдачи увольнительного приказа.

Начальник также может пойти в судебное учреждение, если конфликт связан с причинением трудящимся вреда компании. В этой ситуации период обращения составит год с момента выявления нанесенного вреда. Если период обращения в суд истек по уважительным основаниям, судья может вынести решение о его продлении.

Органы, решающие споры

Рассмотрим подробнее учреждения, которые решают инциденты, связанные с работой.  К таким инстанциям относятся комиссии о труде и судебные учреждения.

Комиссия по труду

комиссия по трудуКТС создаются по желанию сотрудников и руководителя. Число членов от каждого субъекта является одинаковым. Начальник и представительный орган трудящихся после приема уведомления о формировании комиссии в десятидневный период должны представить своих представителей в КТС.

Лица, представляющие руководителя, назначаются им самим лично. Лица, представляющие трудящихся, выбираются путем общего собрания граждан и назначаются представительным органом трудящихся.

Общим советом трудящихся может быть решено формирование КТС в структурных подразделениях предприятия. Такие комиссии образуются так же, что и трудовые комиссии в компании. У созданной комиссии имеется собственная печать. Обеспечением КТС занимается начальник. В составе есть уполномоченное лицо, которое является председателем, есть лицо, его замещающее и секретарь.

К полномочиям КТС относится решение индивидуальных трудовых споров.

Конфликтные ситуации урегулируются комиссией, если трудящийся сам или с помощью своего представителя, не смог разрешить конфликт переговорами с руководителем.

Трудящийся может обратиться в комиссию в трехмесячный период после того, как его законные интересы и права были нарушены. Если срок будет пропущен по уважительной причине, комиссия оставляет за собой право продлить срок и урегулировать спор.

Порядок рассмотрения конфликтов:

  • для начала гражданином пишется заявление, которое в последующем направляется в КТС;
  • она регистрирует данное заявление;
  • комиссия должна исследовать заявление в период, не превышающий десяти дней после его получения;
  • инцидент разрешается в присутствие гражданина, написавшего заявление или лица, его представляющего (решить конфликт без его присутствия можно с его письменного согласия);
  • если гражданин не пришел, разрешение разногласия переносится (если лицо не появилось два раза, комиссия оставляет за собой право не заниматься решением ситуации).

Если комиссия приняла решение остановить разрешение инцидента, сотрудник может снова написать ходатайство. Члены КТС могут вызвать на заседание свидетелей или других специалистов. Комиссия может просить от руководителя предоставлять нужную документацию в определенный период.

Читайте также:   Не выплатили зарплату при увольнении - куда обращаться?

Заседание членов КТС является состоявшимся, если на нем находятся больше половины членов от каждой из сторон. Во время заседания заполняется протокольное подтверждение, которое подлежит заверению уполномоченным на то председателем. Так же протокол должен содержать печать.

Члены комиссии по труду выносят решение с помощью голосования. Оно является тайным. Большинство голосов выступает решающим в данном инциденте. Решение КТС содержит:

  • название предприятия, либо инициалы индивидуального предпринимателя;
  • название структурного подразделения (если спор разрешается именно там);
  • персональные данные сотрудника, который обратился в комиссию;
  • дату обращения в комиссию;
  • дату урегулирования конфликта;
  • причину конфликта;
  • вынесенное обоснованное решение (необходимо ссылаться на нормативные акты);
  • исход голосования.

Заключение составляется в нескольких экземплярах. Одна копия отдается сотруднику, другая руководителю. Копии тоже содержат подписи и печать. Они вручаются лично в руки, либо представителям в трехдневный срок после вынесения решения.

трудовой спорВыполнить заключение, вынесенное членами комиссии нужно в трехдневный период, когда истечет десятидневный период на обжалование заключения. Если заключение не будет исполнено, трудящемуся дается удостоверение, представляющее собой исполнительный акт.

Удостоверение отдается в месячный период после вынесения заключения для передачи его в судебные органы. Если сотрудник не успел обратиться по уважительной причине, период может быть возобновлен. Исполнительный акт не будет выдан только в той ситуации, если одна из сторон обратилась в судебный орган, написав заявление о переносе конфликта.

Если члены КТС не рассмотрели заявление в десятидневный период, гражданин может пойти в судебный орган. Вынесенное решение членов КТС, также подлежит обжалованию в судебном учреждении  в десятидневный срок. Обжаловать может любая из сторон конфликта. По причине, которая будет установлена уважительной, судебный орган может продлить период и решить конфликт.

Суды

В судебных органах решаются индивидуальные трудовые споры по заявлениям трудящегося, руководителя и профсоюзного органа, который защищает права трудящегося.

Блок Профсоюзный орган выступает в интересах сотрудника в том случае, если его не устраивает решение комиссии, либо тогда, когда гражданин обращается в судебное учреждение сразу, пропуская комиссию.

Также профсоюз представляет защиту, если об этом ему сообщил прокурор, или решение комиссии было вынесено с несоблюдением нормативно-правовых актов.

К спорам, рассматриваемым судебной инстанцией относятся:

  • инциденты, касающиеся восстановления в компании;
  • инциденты, касающиеся отстранения от должности;
  • конфликты, касающиеся перевода на иную работу;
  • конфликты, касающиеся оплаты неявки на рабочее место по вынужденной причине;
  • разногласия, касающиеся неуплаты зарплаты;
  • разногласия, касающиеся неправомерных действий руководителя при обращении с персональными данными сотрудника;
  • конфликты, касающиеся выплаты ущерба гражданином, который причинил вред предприятию;
  • инциденты, касающиеся отказа при приеме на работу;
  • разногласия, касающиеся дискриминации.

Если сотрудник обращается в судебный орган за урегулированием спора, касающегося нарушений трудового договора, который носит гражданско-правовой характер, он не выплачивает судебные издержки и пошлины.

Другие органы

решение споровПорядок урегулирования ИТС предусматривает посещение вышестоящих инстанций, занимающихся вопросами рабочего процесса. Сотрудник может направлять жалобы на действия (бездействие) начальника предприятия.  Также сотрудник может обжаловать заключение в органах прокуратуры, в ГИТ, и других надзорных инстанциях. Также можно сходить к мировым судьям.

Нормативные акты нашей страны предусматривает сохранение прав трудящихся органами правопорядка. Любой сотрудник, если его права подверглись несоблюдению, может рассчитывать на оказание квалифицированной юридической помощи и защиту в судебной инстанции.

Сроки обращения и рассмотрения

Гражданин может посетить комиссию в трехмесячный период после того, как его законные интересы и права были нарушены. Период разрешения индивидуального спора КТС составляет не более десяти дней.

В случае обращения в судебное учреждение период также трехмесячный после того, как работник узнал, что его права подверглись несоблюдению. В случае наступления конфликта, касающегося увольнения, срок сокращается до одного месяца после издания приказа.

Инциденты, произошедшие на производстве между начальником и гражданами, работающими на него, всегда подлежат разрешению в чью-либо сторону. Если решить вопросы мирным путем не представляется возможным, необходимо не пускать все на самотек и обращаться в специализированные учреждения.

Только таким способ можно доказать свою правоту и добиться справедливости по отношению друг к другу. Все незаконные действия подлежат рассмотрению в надзорных органах, поэтому необходимо об этом помнить, прежде чем нарушать положения, прописанные в нормативно-правовых актах нашей страны.

Виновное лицо в любом случае будет наказано. Споры, возникающие между начальством и сотрудниками, к сожалению, частое явление в современном мире. Недобросовестные начальники не соблюдают законные интересы и права своих подчиненных. С таким руководством нужно бороться для того, чтобы они усвоили урок и перестали преступать грань закона.

Вашему вниманию видео, где содержится дополнительная информация об индивидуальных трудовых спорах и способах их решения.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector