Инструкция по охране труда для офисных работников

Сфера охраны труда — это поле, на котором пересекаются профессиональные обязанности и права работников при их нахождении на рабочем месте. И если относительно труда, например, шахтеров, вопросов не возникает, то применительно к офисным работниками можно подумать, что их труд охранять совсем не обязательно, ведь они находятся в относительно безопасных рабочих условиях. Однако все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Охрана труда в офисе

Необходимость составления и рекомендации

Необходимость составления инструкцииНа самом деле получить травму можно в любом месте, даже таком безопасном, как офис. В помещениях кабинетов имеется множество электроприборов, обращение с которыми требует определенных знаний и навыков, а картотеки и архивы часто разрастаются до внушительных размеров и грозят обрушиться на голову работникам.

Поэтому инструктаж по технике безопасности обязателен, в том числе, и для сотрудников секретариатов, отделов кадров, банков и подобных офисных сфер.

При первичном составлении инструкции по охране труда (далее — ИОТ) желательно привлечь аккредитованного специалиста по охране труда, знакомого с правовыми и практическими аспектами составления документации подобного рода. В дальнейшем достаточно назначить ответственного сотрудника, который будет следить за соблюдением инструкции, своевременно ее корректировать в связи с изменениями в законодательстве, проводить первичный и повторный инструктаж работников и т.д.

Специфика деятельности офисных работников

Специфика офисной работы заключается в постоянном нахождении в помещении в тесном контакте с оргтехникой, документами и другими людьми. Деятельность часто проходит в сидячем положении и требует значительного напряжения зрительного анализатора.

Отсюда вытекают опасности для здоровья: нарушения зрения, расстройства двигательного аппарата (заболевания позвоночника, суставов и т.п.), легочные недуги, связанные с работой в душных помещениях с большим количеством бумаги и пыли, подверженность респираторным заболеваниям в связи с кондиционированием кабинетов или повышенным числом контактов с большим количеством людей (клиентов, посетителей и т.п.).

При составлении инструкции  рекомендуется учитывать следующие моменты:

  • имеются ли в кабинете электроприборы, представляющие опасность для жизни и здоровья;
  • имеется ли вентиляция в помещении или есть необходимость проводить периодические проветривания с целью предотвращения легочных заболеваний;
  • позволяет ли метраж помещения хранить архивные документы на рабочем месте;
  • каков режим освещения в кабинете: есть ли необходимость включать дополнительные источники света в дневное время и т.п.

Естественно, что инструкции могут варьироваться в зависимости от специфики конкретного места работы.

Нормативные акты и техническая документация

Нормативные актыПри разработке и утверждении ИОТ надлежит руководствоваться следующими нормативными актами:

В указанных документах содержится нормативная база, регламентирующая составление и содержательное наполнение ИОТ.

На государственном уровне нет четко закрепленных образцов или форм написания инструкций, поэтому каждый работодатель составляет их в индивидуальном порядке, ориентируясь на требования работы и специфику выполняемой деятельности.

Общие требования

В данном пункте отмечаются условия, при которых работник знакомится с инструкцией (при поступлении на работу, при переводе из одного подразделения в другое), отмечается периодичность прохождения инструктажа.

Также обозначаются общие правила поведения на рабочем месте, касающиеся соблюдения противопожарной безопасности, распорядка труда и отдыха, этического кодекса предприятия и правил личной гигиены.

По желанию включают описание наказания (внутрикорпоративного, административного, дисциплинарного и пр.) за несоблюдение указанных правил и возможных производственных факторов, на которые нужно обращать внимание при выполнении трудовых обязанностей.

Как правило, в пункт про общие положения входит перечисление названий должностей, для которых данная инструкция применима. Особо внимательными нужно быть кадровым работникам при составлении штатного расписания. Наименования должностей обязаны либо в точности совпадать с указанными в ИОТ, либо, в случае когда вводится новая должность, необходимо пересматривать и корректировать инструкцию, внося соответствующие поправки.

Перед началом работы

В данном пункте следует отразить список действий работника до начала выполнения трудовой деятельности. Как правило, входят рекомендации по проверке целостности электроприборов и их комплектующих, указания на соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте.

Обязательно предусмотреть пункт про действия работника в случае обнаружения неисправности оборудования, про порядок обращения к начальству и альтернативные способы выполнения трудовых обязанностей в отсутствии персонального оборудования.

Во время работы

Здесь следует упомянуть, что работник не имеет права выполнять не свои должностные обязанности. Этот пункт указывает прямо, что, если работник получил травму, помогая, например, коллеге, не предусмотренной его функционалом, то он не будет иметь права на материальное возмещение ущерба, причиненного здоровью, т.к. сам подверг себя опасности вопреки прописанным должностным обязанностям.

Перед началом работы

Далее в связи со спецификой деятельности прописываются основные обязанности работника на рабочем месте: содержать его в чистоте до окончания рабочего дня, не создавать помех и неудобств другим сотрудникам бумагами, избегать ситуаций, вызывающих травматизм (качание на стуле, размахивание острыми предметами, хватание за оголенные провода и т.п.).

В аварийных ситуациях

В этом разделе описывается алгоритм действия в ситуациях пожара или иных ЧС: особенности оповещения остальных сотрудников об опасности, оказание первой помощи и эвакуация в наиболее травомоопасных случаях.

По окончанию работы

Здесь указываются стандартные правила безопасности: о выключении электроприборов, о наведении порядка на рабочем столе, о предусмотрительном закрывании окон и дверей.

По пути к месту командировки и обратно

Обычно на случай частых командировок для сотрудников разрабатывается отдельная инструкция, но, применительно к офисным работникам, которые в силу исполнения трудовых обязанностей могут время от времени направляться по служебным делам в другие города, можно прописать этот пункт отдельно в общей ИОТ.

Здесь отмечается, что дорога до места командировки и обратно относится к трудовому времени, соответственно, на этот период к работнику применяются те же правила соблюдения трудового распорядка, что и при нахождении в офисе. Сотрудник обязан соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасного проезда в транспорте.

Общие требования к организации трудового процесса при работе в офисе представлены ниже.

Утверждение и хранение

При отсутствии возможности приглашения аккредитованного специалиста для составления инструкции, фирма может обязать составить форму инструкции работников отдела кадров или начальников отделов.

Готовая ИОТ согласовывается с представителями профсоюзной организации (если таковая на предприятии имеется) и утверждается руководителем. При приеме на работу, проведении планового инструктажа работники расписываются в журнале учета, тем самым подтверждая, что они ознакомлены со всеми положениями и обязуются их соблюдать.

Согласно законодательству, инструкция по охране труда хранится в фирме на протяжении 5 лет. Если есть необходимость, в нее вносят коррективы, когда появляются новые производственные факторы, вводятся новые должности и пр.

ИОТ всегда должна находиться в актуальном состоянии и быть доступна для ознакомления по первому требованию работников или надзорных инстанций. За отсутствие, согласно КоАП РФ, предусмотрен штраф в размере до 80000 рублей (для юридических лиц) и до 5000 рублей (для должностных).

Документы для скачивания (бесплатно)
Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных