Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Особенности профстандарта специалиста по управлению персоналом

Важным документом, разработанным для любой профессии, является профстандарт, который содержит функции по труду специалиста, а также в нем зафиксированы особые способности и умения, которые необходимы для работы. В документ включены предъявляемые к квалификации специалиста требования, обладая соответствующим уровнем, сотрудник заслужено сможет занимать свое рабочее место. Для работников отдела кадров утвержден профессиональный стандарт, поэтому рассмотрим:

  • зачем необходим стандарт? Обязательно ли его применять;
  • структура документа;
  • базовые трудовые обязанности согласно профстандарту;
  • предъявляемые требования к специалисту;
  • какими компетенциями должен обладать специалист по управлению персоналом.

специалист по персоналу

Зачем нужен стандарт? Обязательно ли его применять

Профстандарты дают определенное представление о профессии, рабочих функциях, в каждом разделе подробно расписаны требования к знаниям, которые должны помогать в рабочем процессе. Изучив данный документ, специалист сможет определить соответствует ли его уровень умений желаемой должности, или необходимо будет пройти курсы для повышения навыков. А может, наоборот, специалист сможет занять более значимую должность благодаря наработанному опыту.

Профстандарт для сотрудников, работающих с персоналом, разбит на требования к работникам кадрового отдела, руководителям подразделения и специалистам по кадрам. В стандарте зафиксированы характеристики и описание трудовых обязательств этих профессий.

Внедрение профстандартов это необходимая мера для четкого распределения профессиональной деятельности для каждой должности. Применение документа необходимо для:

  • своевременного проведения обучения кадров для повышения знаний;
  • проведения плановых аттестаций для выявления кадров несоответствующих занимаемой должности;
  • налаживания процессов управления;
  • установки классификации для работников в соответствии с выполняемыми ими функциями;
  • регулировки заработка.

При особом положении предприятия, при котором положены льготы сотрудникам, при работе с особо опасными и вредными производствами применение профстандарта является обязательным.

зачем нужен стандартПри выявлении несоответствий в выполнении обязательств по применению профстандарта на предприятии положен штраф. Для предпринимателей взыскание может составить в районе 10 000 р., а вот фирмам уже придется «раскошелиться» на большую сумму, штраф может доходить до 50 000 р.

Чтобы избежать наказания, необходимо руководствоваться разработанным профстандартом, также вся документация должна быть заполнена корректно – например, должность в трудовом договоре прописывается в соответствие с документом.

Для фирм, которым применение стандартов по закону не обязательно, а носит рекомендательный характер лучше все равно ориентироваться на документ. Ведь он разработан с учетом всех особенностей должности, несоответствие пунктам профстандарта говорит о непрофессионализме соискателя.

Структура документа

Профстандарт специалист по управлению персоналом делится на следующие составляющие:

  • сведения общего характера;
  • выделенные функции;
  • описание знаний и умений для кадровиков.

Общие сведения включают основную цель и группу занятий работников. К цели специалистов относят эффективное выполнение своей должностной обязанности, а именно подбор и эффективное управление кадровыми ресурсами для достижения поставленных задач на предприятии.

В документе выделено 8 обобщенных трудовых функций в связи с проведенным статистическим обследованием рынка труда:

  • структура документаобработка документов предприятия;
  • поиск и трудоустройство необходимых кадров;
  • своевременная аттестация и выставление оценки сотрудников;
  • содействие становления сотрудников;
  • организация деятельности по труду и регулирование оплаты;
  • проведение корпоративной политики;
  • операционное и стратегическое управление кадрами на фирме.

В стандарте зафиксированы все названия специальностей с учетом возлагаемых на них функций, но, работник может быть представлен в единственном лице, и в этом случае он должен обладать компетенциями нескольких трудовых функций.

Каждая из обобщенных функций имеет требования к образованию, опыту работы, дополнительные характеристики. А каждая трудовая функция разбита на:

  • трудовые действия;
  • умения;
  • знания.

Например, работа с документацией по персоналу включает в себя ведение организационной и распорядительной документации, оформление документации при кадровом движении, ведение документооборота и предоставление документов по запросу в проверяющие инспекции.

Базовые трудовые обязанности

Трудовые функции профстандарта включают совокупность действий, применение которых позволит выполнять работу качественно и в срок.

Выполнение трудовой функции по работе с документацией от работника отдела кадров требует выполнять следующие действия в работе:

  • проводить обработку всей поступившей документации по каждому сотруднику;
  • участвовать в разработке и оформлении документации по кадрам;
  • ввод и учет всей информации из документов;
  • создавать проекты документов для осуществления управления кадрами;
  • обеспечить системой документального движения внутри предприятия;
  • предоставление персональных документов или копий по запросу;
  • фиксация отработанных дней или часов сотрудниками предприятия;
  • учет, хранение, своевременное предоставление документов в архив по правилам установленным законодательством;
  • предоставление внутренней отчетности о проделанной работе.
Читайте также:   Существующие таблицы льготного стажа для выхода на пенсию по вредности

[docs]

Установленные требования согласно документу

К кандидату на должность по работе с персоналом, в зависимости от желаемой должности и оплаты труда, требования по наличию образования отличаются. Для ряда должностей подойдет среднее профессиональное, а, например, для специалиста по подбору персонала этого уже недостаточно, потребуется иметь диплом о законченном высшем образовании.

Для 6-го уровня профессионализма потребуется законченное высшее образование, а также прохождение специальных курсов, направленных на повышение знаний. Для 7-го ранга повышены условия к стажу – помимо образования необходимо иметь запись в трудовой книжке 5 лет работы.

В зависимости и от занимаемой должности требования к наличию знаний и умений их применять отличаются. Чем выше должность, тем большим объемом знаний и количеством умений специалист должен обладать и уметь пользоваться.

Например, для обобщенной трудовой функции по работе с документацией персонала к умениям относят:

  • требованиясоставлять проекты по документам;
  • вести документы, учитывая все требования законодательства;
  • вести учет полученной документации в базах фирмы с использованием вычислительной техники;
  • организация хранения рабочих документов;
  • проводить анализ документации;
  • при выявлении ошибок и помарок принять меры;
  • при выявлении ложной информации в предоставленных документов сообщить вышестоящему руководству;
  • работать с современными программами, а также уметь заносить данные по сотрудникам во внутренние базы;
  • осуществлять контроль о посещении сотрудником работы;
  • следовать этическим нормам при общении;
  • знать основы ведения деловой переписки.

К специальным знаниям относят:

  • правила оформления, хранения и заполнения документации;
  • соблюдение правил учета движения персонала и предоставление отчета;
  • обеспечение документооборота;
  • анализ и осуществление систематизации документов на предприятии;
  • знания особенностей основных расчетов с работниками;
  • иерархию подчиненности на предприятии;
  • законодательство в сфере кадрового делопроизводства;
  • локальную документацию;
  • базовые знания по информатике.

Какими компетенциями должен обладать специалист по управлению персоналом

В профстандарте выделено 3 уровня квалификации (5 – 7) и подразумевают:

  • повышенную степень ответственности, работа на результат;
  • действовать оперативно, следовать заданиям руководства, уметь действовать в различных обстоятельствах;
  • вести контроль и вовремя проводить оценку профессиональной деятельности специалистов;
  • разработку и реализацию корпоративной стратегии;
  • операционное и стратегическое управление кадрами предприятия.

К специалистам по управлению персонала при трудоустройстве предъявлены требования не только профессионального характера, но и личностного, для специалиста необходимо быть:

  • компетенциидоброжелательным;
  • коммуникабельным;
  • уметь преподносить информацию о предприятии;
  • обладать навыками психолога;
  • обладать аналитическим складом ума;
  • иметь стратегическое мышление;
  • обладать интуицией в подборе персонала;
  • стрессоустойчивым;
  • компетентным.

Специалист, обладающий высоким уровнем компетенции, умеет быстро действовать в зависимости от ситуации, решать поставленные задачи и разрешать конфликты. Также неплохим качеством является активная жизненная позиция в профессиональной сфере. Как правило, у такого сотрудника есть проекты по улучшению работы не только кадрового персонала, но и сотрудников всего предприятия.

Обладая организаторскими способностями, для специалиста не будет затруднительным организовать работу отдела кадров, давать своевременные и необходимые консультации руководству фирмы, следить за уровнем квалификации сотрудников.

Работая с персоналом, сотрудник пребывает в режиме многозадачности, ему требуется распределять трудовые ресурсы и время, контролировать и управлять кадрами, поэтому не стоит забывать, что своевременное повышение уровня знаний и умений залог успешного карьерного роста.

Видео дополнит ваши знания о профстандарте специалиста по персоналу.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector