Содержание статьи
Важным документом, разработанным для любой профессии, является профстандарт, который содержит функции по труду специалиста, а также в нем зафиксированы особые способности и умения, которые необходимы для работы. В документ включены предъявляемые к квалификации специалиста требования, обладая соответствующим уровнем, сотрудник заслужено сможет занимать свое рабочее место. Для работников отдела кадров утвержден профессиональный стандарт, поэтому рассмотрим:
- зачем необходим стандарт? Обязательно ли его применять;
- структура документа;
- базовые трудовые обязанности согласно профстандарту;
- предъявляемые требования к специалисту;
- какими компетенциями должен обладать специалист по управлению персоналом.
Зачем нужен стандарт? Обязательно ли его применять
Профстандарты дают определенное представление о профессии, рабочих функциях, в каждом разделе подробно расписаны требования к знаниям, которые должны помогать в рабочем процессе. Изучив данный документ, специалист сможет определить соответствует ли его уровень умений желаемой должности, или необходимо будет пройти курсы для повышения навыков. А может, наоборот, специалист сможет занять более значимую должность благодаря наработанному опыту.
Профстандарт для сотрудников, работающих с персоналом, разбит на требования к работникам кадрового отдела, руководителям подразделения и специалистам по кадрам. В стандарте зафиксированы характеристики и описание трудовых обязательств этих профессий.
Внедрение профстандартов это необходимая мера для четкого распределения профессиональной деятельности для каждой должности. Применение документа необходимо для:
- своевременного проведения обучения кадров для повышения знаний;
- проведения плановых аттестаций для выявления кадров несоответствующих занимаемой должности;
- налаживания процессов управления;
- установки классификации для работников в соответствии с выполняемыми ими функциями;
- регулировки заработка.
При особом положении предприятия, при котором положены льготы сотрудникам, при работе с особо опасными и вредными производствами применение профстандарта является обязательным.
При выявлении несоответствий в выполнении обязательств по применению профстандарта на предприятии положен штраф. Для предпринимателей взыскание может составить в районе 10 000 р., а вот фирмам уже придется «раскошелиться» на большую сумму, штраф может доходить до 50 000 р.
Чтобы избежать наказания, необходимо руководствоваться разработанным профстандартом, также вся документация должна быть заполнена корректно – например, должность в трудовом договоре прописывается в соответствие с документом.
Для фирм, которым применение стандартов по закону не обязательно, а носит рекомендательный характер лучше все равно ориентироваться на документ. Ведь он разработан с учетом всех особенностей должности, несоответствие пунктам профстандарта говорит о непрофессионализме соискателя.
Структура документа
Профстандарт специалист по управлению персоналом делится на следующие составляющие:
- сведения общего характера;
- выделенные функции;
- описание знаний и умений для кадровиков.
Общие сведения включают основную цель и группу занятий работников. К цели специалистов относят эффективное выполнение своей должностной обязанности, а именно подбор и эффективное управление кадровыми ресурсами для достижения поставленных задач на предприятии.
В документе выделено 8 обобщенных трудовых функций в связи с проведенным статистическим обследованием рынка труда:
- обработка документов предприятия;
- поиск и трудоустройство необходимых кадров;
- своевременная аттестация и выставление оценки сотрудников;
- содействие становления сотрудников;
- организация деятельности по труду и регулирование оплаты;
- проведение корпоративной политики;
- операционное и стратегическое управление кадрами на фирме.
В стандарте зафиксированы все названия специальностей с учетом возлагаемых на них функций, но, работник может быть представлен в единственном лице, и в этом случае он должен обладать компетенциями нескольких трудовых функций.
Каждая из обобщенных функций имеет требования к образованию, опыту работы, дополнительные характеристики. А каждая трудовая функция разбита на:
- трудовые действия;
- умения;
- знания.
Например, работа с документацией по персоналу включает в себя ведение организационной и распорядительной документации, оформление документации при кадровом движении, ведение документооборота и предоставление документов по запросу в проверяющие инспекции.
Базовые трудовые обязанности
Трудовые функции профстандарта включают совокупность действий, применение которых позволит выполнять работу качественно и в срок.
Выполнение трудовой функции по работе с документацией от работника отдела кадров требует выполнять следующие действия в работе:
- проводить обработку всей поступившей документации по каждому сотруднику;
- участвовать в разработке и оформлении документации по кадрам;
- ввод и учет всей информации из документов;
- создавать проекты документов для осуществления управления кадрами;
- обеспечить системой документального движения внутри предприятия;
- предоставление персональных документов или копий по запросу;
- фиксация отработанных дней или часов сотрудниками предприятия;
- учет, хранение, своевременное предоставление документов в архив по правилам установленным законодательством;
- предоставление внутренней отчетности о проделанной работе.
[docs]
Установленные требования согласно документу
К кандидату на должность по работе с персоналом, в зависимости от желаемой должности и оплаты труда, требования по наличию образования отличаются. Для ряда должностей подойдет среднее профессиональное, а, например, для специалиста по подбору персонала этого уже недостаточно, потребуется иметь диплом о законченном высшем образовании.
Для 6-го уровня профессионализма потребуется законченное высшее образование, а также прохождение специальных курсов, направленных на повышение знаний. Для 7-го ранга повышены условия к стажу – помимо образования необходимо иметь запись в трудовой книжке 5 лет работы.
В зависимости и от занимаемой должности требования к наличию знаний и умений их применять отличаются. Чем выше должность, тем большим объемом знаний и количеством умений специалист должен обладать и уметь пользоваться.
Например, для обобщенной трудовой функции по работе с документацией персонала к умениям относят:
- составлять проекты по документам;
- вести документы, учитывая все требования законодательства;
- вести учет полученной документации в базах фирмы с использованием вычислительной техники;
- организация хранения рабочих документов;
- проводить анализ документации;
- при выявлении ошибок и помарок принять меры;
- при выявлении ложной информации в предоставленных документов сообщить вышестоящему руководству;
- работать с современными программами, а также уметь заносить данные по сотрудникам во внутренние базы;
- осуществлять контроль о посещении сотрудником работы;
- следовать этическим нормам при общении;
- знать основы ведения деловой переписки.
К специальным знаниям относят:
- правила оформления, хранения и заполнения документации;
- соблюдение правил учета движения персонала и предоставление отчета;
- обеспечение документооборота;
- анализ и осуществление систематизации документов на предприятии;
- знания особенностей основных расчетов с работниками;
- иерархию подчиненности на предприятии;
- законодательство в сфере кадрового делопроизводства;
- локальную документацию;
- базовые знания по информатике.
Какими компетенциями должен обладать специалист по управлению персоналом
В профстандарте выделено 3 уровня квалификации (5 – 7) и подразумевают:
- повышенную степень ответственности, работа на результат;
- действовать оперативно, следовать заданиям руководства, уметь действовать в различных обстоятельствах;
- вести контроль и вовремя проводить оценку профессиональной деятельности специалистов;
- разработку и реализацию корпоративной стратегии;
- операционное и стратегическое управление кадрами предприятия.
К специалистам по управлению персонала при трудоустройстве предъявлены требования не только профессионального характера, но и личностного, для специалиста необходимо быть:
- доброжелательным;
- коммуникабельным;
- уметь преподносить информацию о предприятии;
- обладать навыками психолога;
- обладать аналитическим складом ума;
- иметь стратегическое мышление;
- обладать интуицией в подборе персонала;
- стрессоустойчивым;
- компетентным.
Специалист, обладающий высоким уровнем компетенции, умеет быстро действовать в зависимости от ситуации, решать поставленные задачи и разрешать конфликты. Также неплохим качеством является активная жизненная позиция в профессиональной сфере. Как правило, у такого сотрудника есть проекты по улучшению работы не только кадрового персонала, но и сотрудников всего предприятия.
Обладая организаторскими способностями, для специалиста не будет затруднительным организовать работу отдела кадров, давать своевременные и необходимые консультации руководству фирмы, следить за уровнем квалификации сотрудников.
Работая с персоналом, сотрудник пребывает в режиме многозадачности, ему требуется распределять трудовые ресурсы и время, контролировать и управлять кадрами, поэтому не стоит забывать, что своевременное повышение уровня знаний и умений залог успешного карьерного роста.
Видео дополнит ваши знания о профстандарте специалиста по персоналу.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.12.08Инструкции для ИПКак ИП перейти с УСН на патент
- 2020.09.09В помощь каждомуКак подготовиться ко второй волне коронавируса
- 2020.09.08Договорные отношенияЗаключение договора в электронном виде: а так можно?
- 2020.07.29Инструкции для ИПКак ИП без работников заполнить заявление и получить субсидию