Правила ведения реестра жалоб в ФАС по закону о госзакупках № 44-ФЗ

Реестр жалобУчастники закупочной процедуры имеют возможность обжаловать торги на любом этапе их проведения. С помощью интерактивного реестра жалоб, который ведется антимонопольным органом на портале ЕИС в электронной форме, можно получить информацию о стадии и результатах рассмотрения обращения.

Правила регистрации жалоб в ФАС по закону 44-ФЗ

Реестр жалоб в ФАС – это перечень обращений, поступивших в антимонопольный орган от субъектов закупочной деятельности, по поводу нарушений их прав и законных интересов в процессе процедуры определения поставщика.

Перечень жалоб составляется в электронной форме на интернет-ресурсе Единой информационной системы в сфере закупок. Правила и сроки внесения информации в реестр устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 года № 1148. Записи делаются органом контроля в сфере закупок.

Процедура подачи и разбирательства претензий определяется законами:

Подразделения Федеральной антимонопольной службы при разборе обращений субъектов закупочной деятельности руководствуются административным регламентом, утвержденным приказом ФАС от 19.11.2014 года № 727/14. Данный документ устанавливает сроки и необходимые действия специалистов органа контроля в процессе административной процедуры.

Кто может пожаловаться в ФАС на действия заказчика?

Направление претензии в антимонопольный орган – один из вариантов защиты интересов, которым вправе воспользоваться участник закупки.

Согласно закону № ФЗ-44 в круг лиц, имеющих право подать претензию в отношении заказчика, входят:

  • любой участник торгов;
  • общественные объединения, которые осуществляют контроль;
  • ассоциации компаний.

Направить обращения в ФАС вправе любое лицо, в том числе планирующее стать участником конкретных торгов. Если закупка уже прошла, то таким правом обладают только те фирмы и предприниматели, которые зарегистрировали заявки.

Причиной жалобы может послужить незаконное установление требований по лицензиям, сертификатам и другой документации, не связанной с объектом закупки.

Бывает, что в один лот объединяются не связанные друг с другом по однородным свойствам товары, работы и услуги. Участник отстраняется от процедуры закупки либо ему отказывают в подписании контракта и т.д.

Поэтому, прежде чем составить обращение, нужно определить его предмет, изучить практику обжалования по аналогичному вопросу и собрать доказательственную базу.

Обращение составляется в письменной форме с принятием во внимание требований статьи 105 закона № 44-ФЗВ нем должна содержаться следующая информация:

  • название и реквизиты заказчика;
  • указание на номер закупки;
  • описание обжалуемых фактов и доводов;
  • список документов, предъявленных в качестве доказательств.

В документе перечисляются действия заказчика, которые противоречат нормативным актам и доказывают его вину. В конце нужно изложить просьбу провести проверочные мероприятия и приостановить торги или выдать предписание в целях устранения нарушений.

Для обоснования своей позиции следует приложить подтверждающие бумаги: протоколы, приказы, решения, конкурсную документацию, доверенность представителя и т.д. Копия претензии направляется заказчику.

Документы для скачивания (бесплатно)

Сроки обжалования и правила подачи жалобы

Бумаги направляются в антимонопольный орган до истечения 10 дней с момента регистрации в ЕИС протокола о рассмотрении и оценке заявок по конкретной закупочной процедуре. Если исполнитель контракта определялся способом закрытых торгов, то срок начинает отсчитываться от даты составления протокола.

В зависимости от предмета торгов, бумаги направляются непосредственно в ФАС или в его подразделения в конкретном субъекте РФ. Административный регламент от 19.11.2014 года № 727/14 предусматривает соответствующие правила подведомственности (пункты 3.9-3.14).

Сроки подачи бумаг в зависимости от этапа торгов:Реестр жалоб5

  • закупочная документация обжалуется до завершения прописанного в ней срока рассмотрения заявок;
  • обращения по поводу действий заказчика регистрируются в контролирующем органе не позднее 10 дней с момента появления протокола в ЕИС;
  • если претензия поступила после начала рассмотрения вторых частей заявок, то документы в ФАС можно отправлять вплоть до подписания контракта.

После истечения установленных сроков допускается обращаться с иском в суд.

Претензия в большинстве случаев подается в электронном виде. Необходимо удостоверить ее электронной подписью. Также можно отправить по почте письменный документ или зарегистрировать его у специалистов контролирующего органа при личной явке.

Регистрация жалобы и размещение документа в реестре

После поступления в ФАС документация регистрируется в специальном реестре. Материал должен быть размещен в течение двух рабочих дней. Затем она становится общедоступной на бесплатной основе. Сведения структурируются путем внесения информации в специальные бланки веб-интерфейса ЕИС. Документы загружаются в виде электронного образа бумажного аналога.

Информация, содержащаяся в реестре

В реестровую запись заносятся следующие сведения:

  • номер, время, дата;
  • название органа контроля;
  • файл с жалобой;
  • когда поступила;
  • кто является заявителем и субъектом претензии;
  • номер закупки;
  • когда и где будут рассматриваться документы;
  • об отзыве бумаг, если подано соответствующее заявление;
  • если обращение возвращено, по какой причине это сделано;
  • если бумаги переданы по подведомственности, куда направлены и почему;
  • какое решение (предписание) вынесено, его текст;
  • в каком суде обжаловано решение контролирующего органа и текст судебного акта.

Если обратившийся просит провести внеплановые мероприятия контроля, то указывается информация:

  • о том, что проверка внеплановая;
  • называются вид и предмет мероприятия;
  • пишется, кто является субъектом контроля;
  • когда и где будет проведена проверка;
  • если возникла необходимость передать документы по подведомственности, в какой орган они направлены.

В случае плановой проверки указывается, когда и где она будет проводиться, что будет проверяться и за какой период, а также кто является субъектом контроля.

Порядок рассмотрения жалобы

Участники слушания по рассмотрению претензии вправе направлять свои возражения и присутствовать на заседании лично или через своих представителей. Отзыв на обращение нужно подать в ФАС за 48 часов до начала заседания комиссии.

Контролирующий орган разбирает жалобу по существу в течение 5 суток с момента ее регистрации. Участники извещаются, когда и где будут проводиться слушания.

Для принятия объективного решения у заказчика, участников и компетентных органов запрашиваются дополнительные сведения. После подготовки бумаг дело изучается специальной комиссией на коллегиальной основе.

До принятия окончательного решения закупочная процедура приостанавливается, т.е. торги не проводятся, договор не заключается. При этом продлеваются сроки проведения торгов и выполнения обязательств по договорам.Реестр жалоб4

По итогам слушания принимается одно из решений:

  • признать обращение обоснованным;
  • считать необоснованным.

В определенных ситуациях выдается предписание об устранении нарушений или понуждении совершить другие необходимые действия. Проверяющий орган вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и передавать документы на рассмотрение арбитражного суда.

Участники процедуры разбирательства жалобы получают окончательное решение в течение 72 часов с момента его вынесения. Информация об итогах слушания размещается в ЕИС.

Отображение результата рассмотрения в реестре жалоб в ФАС

В реестре отображается следующая информация:

  • текст с решением о возврате материалов;
  • уведомление о направлении документов по подведомственности;
  • результат разбирательства претензии: «обоснована», «обоснована в части», «не обоснована»;
  • итоги проведения проверки: «выдано предписание», «нарушений не выявлено».

Указываются полные сведения о номере и дате распоряжения органа контроля. Также прикрепляется текст документа в форме электронного образа.

Если итоги разбирательства претензии или проверки обжаловались в судебной инстанции, то в реестр заносится информация о судебном акте с указанием даты, номера и наименования органа.

Распоряжение судьи в отношении ненормативного акта может быть следующим:

  • отменен;
  • частично отменен;
  • оставлен в силе.

Таким образом, реестр жалоб, содержащийся на портале ЕИС, позволяет отследить судьбу конкретной закупочной процедуры. Заказчики могут ознакомиться с ними и воспользоваться сложившейся практикой в целях проведения торгов в строгом соответствии с законом.

О правах сторон конкурсной закупки при ее обжаловании рассказано ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных