Промышленный (производственный) аутсорсинг: тенденции в России на 2019 год

Аутсорсинг – передача части полномочий одной компанией другой в целях сокращения временных затрат на ведение деятельности и освобождения от решения второстепенных вопросов. В последнее время стало часто применяться понятие «промышленный аутсорсинг».

Промышленный аутсорсинг

Нормативно-правовая база

Термин «промышленный аутсорсинг» имеет несколько смежных трактовок. В законодательстве упоминаний о нем нет. Тем не менее, на практике используется следующее определение: выполнение ряда вспомогательных производственных операций и функций другой компанией. Функции эти могут включать:

  • учет;
  • ремонт;
  • складские операции;
  • клиентский сервис;
  • обработка;
  • сборка;
  • создание комплектующих;
  • изготовление продукции под ключ;
  • обслуживание материально-технической базы;
  • и т. д.

В качестве регламента в отношении данного направления деятельности выступает глава 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Поскольку соглашение включает в себя множество элементов договора подряда, можно обратиться к нормам ст. 783 ГК РФ. Если говорить о персонале, в законе данных о регулировании таких взаимоотношений нет. Однако в ст. 421 ГК РФ речь идет о том, что юридические и физические лица в процессе заключения договоров являются свободными.

Разновидности аутсорсинга производства

В зависимости от типа передаваемых ценностей производственный аутсорсинг может быть следующих видов:

  1. Ресурсный — ведение коммерческой деятельности за счет привлеченных финансовых ресурсов при возможности использования собственных средств.
  2. Операционный — передача отдельных процессов по разработке, изготовлению, хранению, перевозке, продаже.
  3. Функциональный — внешние исполнители берут на себя выполнение лишь отдельных функций, например, бухучета, планирования, маркетинга, охраны и т. д.

По особенностям сложившихся взаимоотношений аутсорсинг может быть следующих типов:

Читайте так же:   В чем разница между средней и среднесписочной численностью
  • полный (передача процесса в ведение другой фирмы всецело);
  • частичный (передача только части задач);
  • усовершенствованный (компании передают функции, оставаясь при этом распорядителями);
  • промежуточный (фирма осуществляет передачу своих второстепенных задач);
  • трансформационный (фирма создает запрос в адрес поставщика в целях реорганизации рабочего процесса подразделения);
  • совместный (необходим в целях диверсификации рисков в рамках сложных проектов).

Разновидности аутсорсинга

В зависимости от выгод, получаемых в процессе разделения трудовых функций, промышленный аутсорсинг может быть следующих видов:

  • специализированный (перенос части производственного цикла на другую территорию);
  • географический (перевод деятельности в максимальной выгодный регион для компании).

По объекту взаимоотношений между сторонами аутсорсинг относится к следующим направлениям:

  • транспорт;
  • склад;
  • управление;
  • учет;
  • производственный процесс.
Первые аутсорсеры появились в странах Запада. Только через несколько лет данное направление деятельности стало развиваться на постсоветском пространстве. Поначалу аутсорсинг включал в себя исключительно консультационные услуги (финансы, бухгалтерия и т. д.), но впоследствии на него перешли и промышленные предприятия, так как можно делегировать часть производственных полномочий на сторонних лиц.

Причины привлечения третьих лиц

Процесс передачи определенных процессов и полномочий в адрес сторонней организации объясняется следующими факторами и обстоятельствами:

  1. Производство не является профильным направлением деятельности фирмы (возможно, компания специализируется на организации логистики или рекламы, торговли, что заставляет ее искать надежного подрядчика).
  2. Производство может нуждаться в сторонней помощи на конкретном этапе, для реализации которого у фирмы нет рабочей силы или необходимого оборудования.
  3. Отсутствие набора требуемых мощностей (определенный этап, для организации которого требуется отсутствующая материально-техническая база, передается специалистам).
  4. Увеличение объемов производства (в случае получения государственного заказа или заявок от нескольких крупных клиентов одновременно порой требуется привлечение посторонней помощи в целях снижения уровня нагрузки).

Цели и задачи

В настоящее время рассматриваемое направление деятельности является распространенным. Связано это с его многочисленными преимуществами. Основное достоинство заключается в возможности решения широкого спектра задач:

  • сокращение нагрузки на определенные службы и отделы предприятия;
  • увеличение показателей производительности труда;
  • уменьшение сумм затрат на решение кадровых вопросов;
  • снижение налогового бремени.
Главная цель аутсорсинга – перекладывание части обязательств на другую компанию.

Отказ от подрядчика

Порой обстоятельства складываются так, что фирма вынуждена отказаться от услуг аутсорсера. Происходит это по следующим причинам:

  • качество оказанных услуг не соответствует ожиданиям;
  • передача части полномочий оказалась невыгодной;
  • заключение договора с другим подрядчиком;
  • отладка собственного процесса производства.

В этом случае заключенное соглашение подряда расторгается в досрочном порядке.

Отказ от подрядчика

Экономические факторы

Преимущества данной формы взаимоотношений также объясняются решаемыми задачами. Они заключаются в следующих аспектах:

  1. Оптимизация применения оборотных активов. Привлечение подрядчика к процедуре производства способствует простоте расчетных операций и избавлению от необходимости поиска, закупки, транспортирования сырья.
  2. Получение итогов деятельности за счет ресурсов, принадлежащих подрядчику. Компания оплачивает услуги по факту их получения, т. е. предварительно убедившись в том, что результат отвечает всем ее требованиям.
  3. Существенная экономия средств. Зачастую производство одной и той же единицы продукции обходится одной фирме дешевле, чем другой.
  4. Повышение объемов производства и, как следствие, продаж. Имея надежных партнеров, предприятие вправе рассчитывать на колоссальное повышение результативности деятельности, что особенно важно при выполнении срочных и крупных заказов.
  5. Повышение эффективности основных направлений коммерческой деятельности. Непрофильные процессы передаются подрядчикам, поэтому руководители смогут сосредоточиться на совершенствовании базовых направлений.

Почему производствам стоит обращаться к аутсорсерам

Есть несколько логичных причин:

  • возможность привлечения компетентных сотрудников;
  • получение команды профессионалов без необходимости их официального оформления в штат;
  • шанс на оперативное повышение производственных параметров деятельности;
  • формирование резервов для сокращения постоянного штата;
  • отсутствие ответственности перед налоговыми службами.

Таким образом, сервис производственного аутсорсинга является полезным и эффективным.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных