Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Цели разработки профстандарта учителя и его важные положения

Деятельность педагога, как одна из социально значимых, больше многих других видов работ нуждается в стандартизации. Положения, регулирующие трудовую активность учителей, изложены в специальных чётко сформулированных документах.

профстандарт педагога

Зачем нужен стандарт?

Профстандарт учителя (педагога) принятый правительством Российской Федерации – это документ, содержащий ряд требований, которые позволяют определить уровень квалификации педагога, и способствующий наиболее эффективному выполнению сотрудником учебного учреждения своих обязанностей.

Этот стандарт был установлен приказом №544н Министерства Труда (от 18.10.2013). Одной из основных причин его разработки стало недостаточное соответствие ранее принятых квалификационных норм требованиям более современного этапа.

профстандарт учителяПолный переход на обновлённый профстандарт должен завершиться до начала 2020 года. То есть, начиная с этого времени, профессиональный стандарт станет основным документом, без учёта которого принять соискателя на работу невозможно.

Новый ПС способствует повышению уровня профессиональной подготовки учителей, что позволяет гарантировать передачу учащимся наиболее актуальных сведений и знаний. Кроме того, этот документ позволяет добиться решения целого ряда задач:

  • установить требования к квалификационному уровню учителей (без учёта конкретной направленности их работы);
  • стимулировать у преподавателей интерес к повышению своего квалификационного уровня;
  • подготовить будущих педагогов необходимым образом и сделать образование наиболее качественным;
  • определить точные критерии, на основании которых будет подбираться педсостав различных образовательных учреждений;
  • сообщить учителям обо всех предъявляемых к ним требованиях заблаговременно;
  • дать работникам дополнительную мотивацию для повышения уровня образованности по стране в целом.

Педагогический стандарт будет задействован сразу в нескольких аспектах трудовой деятельности, в том числе: обеспечение карьерного роста и процесс приёма соискателей на работу.

Обязательно ли его применять

обязателен к применениюПрофстандарт учителя относится к числу ещё нескольких подобных документов, использование которых в учреждениях соответствующего профиля является обязательным. Начало его повсеместного использования на территории РФ было назначено на 01.01.2017 года.

Применение муниципальными или госучреждениями профессиональных стандартов для педагогов осуществляется поэтапно в соответствии с предварительно утверждёнными планами, предназначенными для регуляции процесса их внедрения и использования.

Структура профстандарта

Для составления всех профессиональных стандартов используется единый шаблон, для введения которого Минтруда РФ утвердило приказ №147н от 12 апреля 2013 года. Согласно данному нормативному акту, структура ПС должна включать в себя следующие пункты:

  1. Сведения о профессии (носят общий характер, включают в себя наименование, отнесение к определённым категориям в соответствии с официальной классификацией).
  2. Перечисление трудовых обязанностей с указанием квалификационных уровней или подуровней, которые необходимы для их выполнения.
  3. Расширенная характеристика всех видов трудовых обязанностей, дополненная указаниями на необходимый квалификационный уровень, опыт и образование педагога.
  4. Сведения об организациях, участвовавших в разработке ПС.

Нужно учитывать, что законодательство РФ не запрещает осуществлять местные переработки отдельных положений профессионального стандарта, либо определённым образом дополнять их в соответствии со специфическими региональными особенностями или требованиями отдельных образовательных учреждений.

Важно! Точная форма документа не утверждена на законодательном уровне, поэтому в случае составления профессионального стандарта необходимо ориентироваться на нормы и требования, установленные в региональных и муниципальных правовых актах.

Основные обязанности

Полный перечень обязанностей учителя в соответствии с профстандартом крайне обширен. В число основных его положений входит:

  • основные обязанностиактивное и продуктивное участие в разработке общеобразовательных программ (с учётом федеральных гособразовательных стандартов);
  • работа над созданием безопасной образовательной среды, обеспечение для учащихся и коллег условий, способствующих сохранению психологического комфорта;
  • ведение деятельности по планированию и реализации учебной деятельности;
  • осуществление регулярного мониторинга степени освоенности преподаваемого учащимся материала;
  • ведение во взаимодействии с другими специалистами работ, посвящённых планированию или изменению содержания образовательных задач (в этом случае обязательно требуется учитывать возраст и особенности развития детей);
  • следование рекомендациям психологов, дефектологов, логопедов при работе с учащимися, которые испытывают сложности в понимании и освоении образовательной программы;
  • работа над развитием компетенций, которые имеют значение для поднятия профессионального уровня педагога.
Читайте также:   Компетенции и требования к главному бухгалтеру по профстандарту

Только соблюдение всех вышеперечисленных пунктов позволит гарантировать успешное решение всех возникающих в процессе осуществления педагогической деятельности задач.

Установленные требования к квалификации

Требования, устанавливаемые педагогическим профстандартом, имеют сразу несколько различных направленностей:

  • необходимые для осуществления трудовой деятельности знания и умения;
  • опыт работы по соответствующей специальности;
  • личностные характеристики учителей.

ПС предполагает, что стандарты для учителей с разным уровнем квалификации будут отличаться. Кроме того, особые требования предъявляются учителям, преподающим математику или русский язык, поскольку сдача этих предметов в форме ЕГЭ является обязательной.

[docs]

Какие компетенции обязательны для учителя

ПС учителя устанавливает для сотрудников, работающих по данной специальности, следующие компетенции:

  • компетенцииналичие высшего педагогического образования, а также возможностей для повышения квалификационного уровня с сохранение прежней вовлечённости в трудовую деятельность;
  • наличие полных знаний по предмету, излагаемому в соответствии с утверждённой министерством программой;
  • навык планирования уроков, составления их конспектов, анализа их результативности, корректировки в случае обнаружения ошибок;
  • применение необычных методов обучения, которые не вписываются в классический вариант понятий, определяющих виды педагогических воздействий;
  • реализация индивидуального подхода к работе с учащимися, которые имеет нестандартные способности к обучению;
  • умение оценивать уровень знаний (свой и учеников) максимально объективно.

Чтобы способствовать повышению эффективности воспитательного процесса учитель также должен уметь:

  • использовать различные формы воспитательных работ в ходе учёбы и в процессе проведения внеклассных занятий;
  • обеспечивать регуляцию деятельности учеников, их поведенческих реакций;
  • правильно пояснять ученикам всю важность и необходимость получения знаний;
  • поощрять процесс формирования внутригрупповой системы самоуправления;
  • регулярно и плодотворно взаимодействовать со специалистами других профилей (логопедами, психологами и т.д.);
  • обсуждать с учащимися не только образовательные, но и определённые личные вопросы;
  • понимать возрастные особенности развития подопечных.

Если речь идёт об учителе начальных классов, то перечень компетенций дополняется следующими пунктами:

  • работа учителязнание специфических особенностей перехода от игровой деятельности к учебной;
  • умение организовать учебные действия таким образом, чтобы дети воспринимали информацию максимально эффективно;
  • способность максимально располагать к себе детей, вызывать у них доверие;
  • наличие готовности к несению ответственности за достижения обучающихся школьников;
  • выстраивать учебный процесс с чётом индивидуальных особенностей учеников.

В случае с воспитанниками дошкольного возраста необходимо особо выделить способность специалиста к осуществлению результативного взаимодействия с родителями или иными законными представителями ребёнка.

Более подробную информацию возможно узнать, просмотрев внимательно вебинар о внедрении и использовании профстандарта педагога.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector