Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Профессиональный стандарт социального педагога и его практическое применение

Профстандарт – это документ, содержащий требования к педагогу, информацию о том, что должен знать, уметь и применять в своей работе профессионал. Требования к квалификации сотрудников образовательных учреждений были определены в ЕКСД (едином квалифицированном справочнике должностей) в 2010 г.

О профессиональном стандарте

С утверждением ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в январе 2017 г. возник профстандарт, который на данный момент содержит современные запросы к уровню квалификации и функциям педагогов разного профиля.

Постановление Правительства устанавливает профстандарт педагога и его использование в государственных и муниципальных организациях. Все мероприятия по обучению кадров и внесению поправок в нормативные акты должны быть реализованы до первого января 2020 года.

Этот документ включает основные требования и мерки оценок специалиста. Он делится на несколько групп: педагоги средней школы, дошкольных учреждений, системы специального образования.

Специалисты определенных групп обязаны иметь соответствующие навыки, знания, способности, которые установил профстандарт. Какие-то из них – это инновации в современной педагогике.

В то же время, профессиональный стандарт – это не догма. Это условия, видоизменяемые, адаптируемые к конкретной местной организации. В переподготовку педагогов внесены поправки по росту уровня квалификации и полученных знаний ввиду его требований.

В нем отмечается, что деятельность педагогов, являющаяся ранее дополнительной, одобренной и внесенной в раздел стимулирования, теперь стала обязательной и подлежит оплате, как часть трудовой. Педагогу необходимо уметь работать с одаренными малышами, быть компетентным в образовании с использованием новых информационных технологий, постоянно повышать свою квалификацию, развиваться. А также взаимодействовать с работниками таких специальностей:

  • психолог;
  • социальный педагог;
  • дефектолог.

[docs]

Специалист в области воспитания

Эта специальность предполагает оказание поддержки и создание психологически комфортных условий для развития личности конкретного взрослого или ребенка. К этой помощи могут прибегнуть семьи, проживающие в одном доме, микрорайоне.

Педагог данной специальности оказывает молодежи, населению поселков разностороннюю помощь, является организатором культурной жизни.

Социальный работник медицинских учреждений охраняет здоровье людей, является валеологом. Он организует оздоровительную деятельность, причем предпочтение отдает семейным формам, а также является экологом и этнографом, возрождает национальные ценности, обряды, творческие ремесла и мастерства.

Еще одна проблема в сфере его деятельности – занятость. Он оказывает содействие в формировании рабочих мест, помогает безработным, молодежи определиться с выбором профессии.

Педагог дефектологПедагог-дефектолог еще одна область применения его способностей по оказанию помощи в коррекции речи малышей с проблемами умственного и физического развития (в основном на дому). Он отдает предпочтение не только устранению причин заболевания, но и адаптирует малолетних к среде их проживания в обществе.
Адаптация инвалидов, решение межличностных проблем в отношениях здоровых и больных – вот круг компетенций социального педагога.
Отдельное внимание он уделяет проблемам геронтологии. Предоставляет людям пожилого возраста помощь, организует досуг, вовлекает в общественную деятельность, социально реабилитирует и адаптирует их. Работа проводится в соцприютах, реабилитационных центрах.

В дошкольных и школьных образовательных и реабилитационных центрах, детдомах, приютах требуется помощь социального педагога, ибо он незаменимый сотрудник в таких учреждениях. Он участвует в развитии личности, защищает интересы подопечных, организует полезную деятельность и досуг, обеспечивает здоровый микроклимат в обществе. Оберегает малолетних от жесткости и вседозволенности родителей. Находится в тесном контакте с отцом и матерью взятых в сферу собственной деятельности детей.

В круг профессиональных обязанностей входит:

  • работа с трудными подростками, оказание им помощи, организация быта, здоровой атмосферы в семье;
  • профилактические меры по устранению нарушения прав несовершеннолетними.

Административный соцпедагог решает вопросы защиты и поддержки семей со специалистами следующих профилей: работниками собесов, комитетов социальной защиты, центров педагогики и социальной работы.

Читайте также:   Кто должен покупать вкладыш в трудовую книжку

О направлениях социально-педагогической работы в рамках профстандарта можно узнать из следующего видео.

Соблюдение стандарта

Для проведения работы социальному педагогу надо иметь среднее специальное или высшее образование. Местом его работы может быть:

  • образовательные учреждения (школы, лицеи, детские дошкольные организации, интернаты, вузы, средние специальные учебные заведения);
  • соцслужбы спецучреждений (колонии, спецшколы);
  • комнаты в микрорайонах, домах для занятий с подростками;
  • социальные службы организаций, предприятий, общежитий, благотворительных фондов, творческих, общественных объединений);
  • культурные, спортивные комплексы, центры досуга, анимации, медицинских служб;
  • отделы и центры социальной защиты и поддержки населению;
  • семья для осуществления частной практики.

Особенности применения

Важная задача социального педагога – решить, какая помощь требуется детям и семьям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Необходимо поддерживать связь с родителями, опекунами, педагогами, чтобы решать социально-психологические трудности детей из неблагополучных семей. Предстоит следующая деятельность:

  1. Выявление таких семей, если поступил сигнал насилия над ребенком.
  2. Планирование мер по социальной, психологической реабилитации семьи.
  3. Проведение диагностики психологического состояния в семье.
  4. Передача информации о сложностях в региональные и муниципальные органы для оказания поддержки. Организация всех видов помощи самим социальным работником.
  5. Представление интересов детей в органах и инстанциях (судебных и других).
  6. Оценка окружения семьи, оказание ей психологической помощи.
За нарушение трудовых обязанностей социальный педагог несет дисциплинарную ответственность, он отвечает за безопасность детей, может быть уволен за применение физического и психического насилия над ними.

Существует ответственность за неприменение профстандарта, однократное нарушение должностным лицом наказывается штрафом от одной до пяти тысяч рублей. Предусмотрена дисквалификация специалиста от года до трех лет.

Уровни квалификации педагогаКадровая политика управленческих работников сводится к организации аттестации, переобучению педагогов, доведению до их сведения должностных инструкций, повышению тарификационных разрядов в связи с аттестацией, установлению гибкой системы оплаты труда.

Утверждено девять уровней квалификации всех работников, педагоги относятся к шестому. Для подтверждения и оценки проводятся профессиональные занятия, экзамены. При успешной сдаче выдается бессрочное свидетельство о квалификации.

Получив такое подтверждение о соответствии профстандарту, работник не может быть уволен по инициативе администрации за несоответствие ему. Работодателю и сотруднику необходимо учитывать, что непройденная аттестация может являться основанием для увольнения в соответствии с новыми нормами законодательства.

Ответственность наступает за:

  • уклонение от Правил трудового распорядка;
  • неисполнение своих обязанностей;
  • невыполнение распоряжений руководителя;
  • неиспользование должностных прав;
  • насилие в качестве метода воспитания;
  • неоказание первой помощи при несчастных случаях, нарушение противопожарной безопасности, охраны труда.
Работник в качестве меры ответственности за совершенные противоправные действия может быть уволен. Предусмотрено и материальное обязательство за нанесение ущерба.

Применяют профстандарт при:

  • определении критериев аттестационных оценки;
  • создании управленческой и кадровой политики;
  • при оформлении трудового договора и распределении функции педагога;
  • определении системы оплаты труда персонала;
  • написании инструкций и должностных обязанностей;
  • разработке новых программ.

Социальному педагогу нужно изучить должностную инструкцию при поступлении на работу. Один экземпляр необходимо оставить у себя, поставив на нем подпись и в журнале учета. Хранить инструкцию стоит на рабочем месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector