Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Для чего установлен профстандарт педагога-психолога и его ключевые моменты

Педагог-психолог (психолог в сфере образования) – это работник педагогической сферы, областью деятельности которого является психологическое обеспечение процесса образования, работа над успешной социализацией учащихся, сохранением и укреплением их здоровья, защитой прав, осуществлением деятельности, направленной на предупреждение отклонений в поведении и развитии детей. Деятельность такого сотрудника регулируется специальными документами, в том числе профессиональным стандартом (ПС).

педагог-психолог

Зачем нужен этот профстандарт

ПС педагога-психолога вступил в силу с 01.01.2018. Создание аналогичных актов в отношении других специальностей началось ещё в 2016 году. Это было вызвано острой необходимостью повышения квалификации работников, занятых в различных сферах деятельности.

Однако, несмотря на наличие такой потребности, недавно принятый профстандарт имеет не ультимативный, а лишь рекомендательный характер. Его использование позволяет разрешить целый ряд значимых вопросов:

  1. Обеспечение необходимой профподготовки будущих педагогов-психологов.
  2. Точное определение перечня требований к специалисту.
  3. Вовлечение психолога в процесс повышения образовательного уровня граждан, проживающих на территории страны.

зачем нуженВ целом проф. стандарт определяет возможность получения специалистом должности или её сохранения. Также данный документ регламентирует величину зарплаты и то, какой стаж будет начислен сотруднику за время работы. Опираясь в работе на положения ПС, специалист обеспечивает себе возможность карьерного роста.

Профессиональный стандарт – это не только перечень основных требований к педагогу-психологу, он также обозначает общее направление деятельности специалиста. Зачастую начальная форма этого документа используется как шаблон, в который могут быть внесены положения, самостоятельно разработанные сотрудниками местного образовательного учреждения.

Структура стандарта

Проф. стандарт для педагогов-психологов, как и для представителей других профессий, формировался на основе специального макета, который был утверждён почти пятью годами ранее (12.04.2013). Поэтому документ имеет чёткое деление на несколько основных блоков:

  • Характеристика специальности (общая). Раздел посвящён описанию специальности. Прежде всего, указывается её наименование: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации.

После отмечается точная сфера деятельности работника и её классификация в соответствии с ОКВЭД (отнесением к видам экономической деятельности) и ОКЗ (группой занятий).

  • структура стандартаФункциональная карта. Блок предназначен для указания всех трудовых функций специалиста. Согласно утверждённому профессиональному стандарту, педагог-психолог обязан осуществлять следующую деятельность:
    • обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение всего образовательного процесса в общих, профессиональных и дополнительных образовательных учреждениях;
    • оказывать соответствующую профилю помощь лицам, имеющим ограничения из-за проблем со здоровьем, и потому испытывающим сложности в усвоении учебного материала; социальной адаптации и общем развитии.
    • помогать не достигшим совершеннолетия детям, которые являются подозреваемыми, подсудимыми, обвиняемыми, свидетелями или потерпевшими по уголовному делу.

Также отмечается, что для осуществления трудовой деятельности в образовательных учреждениях гражданин должен обладать высшим образованием по профильному направлению. Кроме того, к работе с детьми не могут быть допущены специалисты, осуждённые за преступления определённые по виду и составу законодательством РФ.

  • Характеристика, возложенных на работника обязанностей. Все приведённые во втором блоке трудовые функции получают дополнительную расшифровку. Помимо этого приводится список всех знаний и умений, которыми должен обладать педагог-психолог, а также перечень конкретных действий, которые ему придётся выполнять.
  • Сведения об организациях, которые участвовали в разработке документа. Последний пункт, содержит наименование одной ответственной организации, а также названия нескольких организаций, участвовавших в разработке документа.

Ключевые моменты

Профстандарт обязательно должен быть зафиксирован в местной документации, используемой в работе учреждения по следующим направлениям:

  • ключевые моментыкадровый подбор;
  • уточнение рабочих функций психолога в образовательном учреждении;
  • использование прав на ДПО;
  • прохождение аттестации и сертификации, а также реализация других способов повышения профессионализма сотрудников.
Читайте также:   Основные профессиональные качества воспитателя детского сада

С момента утверждения профессионального стандарта педагога-психолога (то есть с 01.01.2018) руководство всех школ и других образовательных учреждений обязано учитывать положения данного документа при поиске и утверждении на должность специалистов соответствующего профиля.

Помимо этого профстандарт используется для правильной организации аттестационных проверок, составления местных должностных инструкций и определения размера зарплаты.

Основные обязанности согласно документу

Для реализации вышеперечисленных функций психолог, трудоустроенный в образовательном учреждении должен осуществлять следующие трудовые действия:

  • разрабатывать и реализовывать содержание всех учебных планов, направленных:
    • на развитие у школьников навыков социализации и учебных умений;
    • на обеспечение поддержки одарённых учащихся;
    • на сопровождение подростков с учётом всей возрастной и индивидуальной специфики такой деятельности.
  • осуществлять психологическое обследование педагогического состава и обработку результатов, полученных по завершении проведённого мониторинга;
  • обязанностипроводить психологическую экспертизу программ развития для определения уровня комфортности и безопасности образовательной среды;
  • консультировать педагогический состав касательно выбора наиболее подходящих образовательных технологий;
  • организовывать и проводить занятия интерактивного типа;
  • самостоятельно разрабатывать различные психологические приёмы;
  • вести просветительскую работу, направленную на принятие особенностей интересов, миропонимания, и интересов детей, с их родителями или опекунами;
  • оформлять и вести необходимую документацию (планы работ, отчёты и заключения по результатам психологических исследований, протоколы, журналы) и т.д.

Помимо этого специалист обязан знать основы психологии, её принципы, понимать структуру этой науки и уметь использовать на практике методы.

[docs]

Компетенции педагога-психолога

Педагог-психолог является одним их членов социально-педагогической и психологической службы (СППС) образовательного учреждения. Профессиональная компетенция (компетентность) педагога это сложная система, включающая в себя знания, опыт, умения, навыки и профессионально значимые характеристики работника, в том числе:

  • устойчивость и адекватность самооценки;
  • самоуважение;
  • уверенность себе;
  • положительное отношение к миру;
  • ответственность;
  • наличие устойчивой мотивации;
  • наличие способности к рефлексии и анализу различных ситуаций.

компетенцииОснова компетенции – это специализация, полученная человеком в ВУЗе и обеспечивающая его основными знаниями, являющимися обязательными для педагога-психолога. Профессиональная компетентность реализуется в деятельности специалиста и представляет собой структуру, в которую включается:

  • специальная подготовка;
  • функциональная грамотность;
  • личностная компетентность;
  • навык практического применения технологий психолого-педагогической деятельности и осуществления последующей рефлексии;
  • способность вносить преобразования в осуществляемую деятельность, основываясь на рефлексивном анализе полученных результатов.

Компетенции представляются собой одновременно круг обязанностей, отражённых в должностной инструкции, сферу ответственности и диапазон полномочий, в пределах которого специалист должен демонстрировать свои способности, умения, знания и значимые личностные характеристики. Всё это отображено в профессиональном стандарте, положения которого специалист должен последовательно реализовывать в ходе своей трудовой деятельности.

Вашему вниманию видео с дополнительной подробной информацией о педагогическом профстандарте.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector