Содержание статьи
Количество профессий в мире капитализма становится все большим. И чтобы правительство могло регулировать деятельность представителей каждой из них, а у нанимателей появилась возможность отслеживать результаты труда наемных сотрудников и делать выводы касательно эффективности рабочего процесса, были разработаны и внедрены специальные регулирующие документы, получившие название профессиональных стандартов.
Нормативная база
База законов, связанная с ведением профессиональных стандартов, является обширной и разнообразной. Первый общий документ, регламентирующий это направление – Трудовой кодекс РФ (Глава 31). Также есть правительственное Постановление № 23, которое включает информацию о правилах формирования, утверждения и применения документов.
Немаловажную роль среди объектов нормативно-правовой базы играет еще одно постановление №661 от 05.08.2013 г. Сюда же можно отнести и документ с аналогичным названием под номером 584 «Об особенностях использования проф. стандартов…». В Приказе Минтруда №147н от 12.04.2013 г. имеется макет, заполнение которого осуществляется в соответствии с принятыми в Приказе Минтруда №170н правилами (от 29.04.2013 г.).
Связано это с тем, что профессиональный стандарт кассира еще не был разработан, и наниматели продолжают пользоваться положениями ЕТКС, выпуск № 51, раздел «Торговля и общественное питание».
Если говорить о профессиональных стандартах, то наибольшую схожесть по списку должностных функций и требований имеют только два из уже утвержденных Минтруда:
- специалист почтовой связи (Приказ № 198н от 07.04.2014);
- специалист по оформлению проездных билетов на ж/д транспорте (Приказ № 46н от 18.01.2017).
[docs]
Для чего нужны профстандарты
Есть несколько базовых задач, решение которых обеспечивают грамотно разработанные проф. стандарты для кассиров:
- налаживание процесса отпуска товаров покупателям;
- определение эффективности работы контролера-кассира;
- определение лучшего сотрудника;
- выявление «слабых мест» в процессе взаимодействия с потребителем;
- упрощение классификации кассиров по тарифным разрядам.
Так проф. стандарт кассира нужен для того, чтобы совершенствовать процесс отпуска товарных позиций и повысить уровень сервиса.
Сфера применения и обязательность использования
В ст. 57 ТК РФ (ч. 2) содержатся сведения, связанные с обязательностью использования профессиональных стандартов. Но поскольку для кассира этот документ еще не разработан, использование этого документа не является обязательным. Работодателю необходимо ориентироваться на положения ЕТКС – единого тарифно-квалификационного справочника. Если наниматель сам заинтересован в использовании профессионального стандарта (ведь этот процесс упрощает кадровую политику), он может разработать проект в самостоятельном порядке.
Трудовые обязанности и практический список профессий в рамках указанного стандарта
Кассир – специалист, который в ходе осуществления рабочей деятельности имеет дело с наличностью. Он работает в следующих местах:
- предприятия, осуществляющие наличные расчетные операции;
- торговые организации;
- кассы, в которых организована реализация билетов;
- банковские учреждения.
Зачастую трудовые функции кассира возлагаются на специалиста в сфере бухгалтерии, но это не значит, что бухгалтер, выполняя работу кассира, может опираться на нормы проф. стандарта для бухгалтера.
Для кассира, работающего в торговом зале, есть несколько специфических навыков и знаний, которыми он в обязательном порядке должен владеть:
- ориентироваться в положениях закона о защите потребительских прав № 2300-1;
- помнить нюансы торговой деятельности и ведения расчетных операций с покупателями;
- знать способы минимизации трудовых затрат и сокращения растраченных ресурсов;
- знать правила эксплуатирования торгового оборудования (в частности, ККМ);
- помнить и применять порядки приема, сохранности и предоставления денег и чеков;
- знать нормы, связанные с охраной трудового процесса и меры противопожарной безопасности;
- использовать на практике этикет общения с покупателями;
- помнить ассортиментный перечень и розничную стоимость товарных позиций;
- знать наизусть показатели подлинности относительно государственных денежных знаков.
Классифицируется набор требований и в зависимости от разряда, которым наделен специалист (в соответствии с ЕТКС).
Второй разряд
- ознакомление с ассортиментным перечнем по товарным позициям и изделиям, которые присутствуют в реализации;
- контроль своевременного пополнения товарных единиц в торговом зале;
- проверка исправности кассы, заправка ленты, запись показаний, отображаемых на счетчиках;
- проверка присутствия маркировки и пломбы;
- проведение расчетных мероприятий с покупателями за товарные позиции, услуги, изделия;
- расчет суммарной стоимости покупок, получение денег, выдача чека и сдачи (если она предполагается);
- обеспечение возврата денежных средств потребителю;
- подготовительные мероприятия (предпродажные);
- прикрепление к товарным позициям ярлыков с их ценами;
- уборка товаров, которые по факту не были проданы.
Третий разряд
Специалист, владеющий этим разрядом, должен выполнять те же функции, что и профессионал второго разряда. Но к ним добавляется еще несколько задач:
- принятие непосредственного участия в процессе получения товарных позиций;
- сообщение администрации о том, что поступили товары, не имеющие соответствия нормам маркировки;
- оформление витрин у окна и внутри магазина, регулярный мониторинг их состояния;
- предоставление покупателям консультации и предложение альтернативных товарных позиций;
- изучение покупательского спроса.
Четвертый разряд
Как и в предыдущем пункте, список требований остается тем же, но к ним добавляются дополнительные задачи:
- сверка продажной цены с фактическими показателями счетчиков кассы;
- оформление актов и отчетов по товарным позициям (в связи с пересортицей, браком и др.);
- принятие непосредственного участия в мероприятиях по инвентаризации;
- решение спорных вопросов и конфликтов с потребителями, если представители администрации на месте отсутствуют.
Требования к соответствию сотрудников и условия труда
Существует несколько базовых требований, предъявляемых к данному специалисту:
- наличие среднего образования в торговой сфере;
- пройденные обучающие курсы в соответствии со спецификой торгового объекта;
- опыт работы от 1 года;
- наличие соответствующего разряда;
- активность, целеустремленность, трудолюбие;
- умение считать, обращаться с оборудованием, знание тонкостей общения с покупателями.
В зависимости от конкретного работодателя, эти требования могут варьироваться. Что касается рабочего места специалиста, оно должно быть оснащено стулом для сидения, кассовым аппаратом, полками для товаров, которые были возвращены потребителями и подлежат либо утилизации, либо возвращению в торговый зал.
Повышение квалификации и аттестация
Этот момент заключается в прохождении обучающих курсов, на которых продавец обучается умениям в соответствии со своим разрядом, а по итогу сдает проверочный экзамен, если на предприятии разработано и принято положение об обязательной аттестации рабочих мест. Если она не пройдена даже после направления на обучающие курсы и повторного испытания знаний, работодатель вправе уволить несоответствующего специалиста и взять на его место другого профессионала.
Ответственность за неприменение
Если работодатель сам разработал стандарт кассира, то он обязуется использовать стандарты и нести ответственность за неправильное применение положений локального акта и норм ТК РФ.
В случае, когда в компании не соблюдаются утвержденные профстандарты, либо организация не должна делать это, но добровольно приняла решение об их применении, и не соблюдает основные правила, наказание последует по ст. 5.27 КоАП РФ. Что касается работника, пренебрегшего своими непосредственными обязанностями, на него будет возложена дисциплинарная, гражданская, административная и даже уголовная (в случае серьезных нарушений) ответственность.
В связи с отсутствием специального стандарта для кассиров разных учреждений, уволить сотрудника из-за профессионального несоответствия довольно сложно. Но это не отменяет права работодателя реагировать на неисполнение должностных обязанностей в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ. Особенно это актуально, если наемное лицо допустило халатность, хищение, проступок, подрывающий доверие к нему как к кассиру.
Таким образом, к кассиру, работающему в торговом зале, предъявляется большой набор требований, которые обязательны к соблюдению. Игнорирование нормативов влечет за собой несение ответственности и вероятное увольнение.
О том, как правильно ввести уже существующие профессиональные стандарты, а также разработать свои, расскажет автор видео ниже.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2019.01.23Налог на имущество организацийОплата налога на имущество физических лиц через Сбербанк Онлайн
- 2019.01.22Каталог франшизУсловия и цена открытия ресторана по франшизе Макдональдс в России в 2020 году
- 2019.01.22Кредитование малого бизнесаОсобенности и «подводные камни» банковской карты с овердрафтом
- 2019.01.22ПСНПравила заполнения и образец заявления на патент для ИП на 2020 год