Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Профстандарт педагога дополнительного образования: требования и компетенции

Внедрение профстандарта в отношении педагогов, занимающихся дополнительным образованием, очень актуально в настоящее время, ввиду чего обсуждается специалистами и экспертами.

педагог

Зачем нужен профстандарт?

Государственная власть пытается унифицировать требования к гражданам, претендующим на замещение каких-либо должностей и уравнять возможность трудоустройства. Одним из самых главных инструментов достижения вышеописанных целей является разработка и внедрение профессиональных стандартов.

Часть 1 ст. 195 ТК РФ определяет документ, как перечень квалификационных характеристик, которыми должен обладать специалист для выполнения должностной инструкции. В основе разработки каждого профессионального стандарта лежит Постановление Правительства № 23, утвержденное в январе 2013 г. Это означает, что за содержанием документа и степенью его применения отвечает и следит Министерство труда и социальной защиты РФ. При этом в части 3 ст. 195 ТК РФ закреплено, что если профстандарт содержит требование к определенному квалификационному уровню, то директор учреждения должен руководствоваться именно им и не вправе спрашивать другое.

Нельзя забывать и о том, что уровень квалификации, опыта и других требований, необходимых для качественного исполнения обязанностей, изложенных в должностной инструкции, могут содержать и иные нормативные акты, например, Единый тарифно-квалификационный справочник.

Структура

Профстандарт составлен таким образом, чтобы работодателю было понятно, каким трудовым функциям должен соответствовать тот или иной педагог, начиная от воспитателя в детском дошкольном учреждении и заканчивая учителем среднего звена. Вне зависимости от места работы (детский сад, школа и т.д.), специалист должен располагать необходимым уровнем квалификации в воспитании, обучении и развитии детей.

Ключевые моменты

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования состоит из следующих разделов:

  1. структураСведения общего характера. Здесь отражен перечень видов деятельности, которыми может заниматься специалист.
  2. Трудовые функции. Из этого раздела можно почерпнуть информацию о том, чем именно может поинтересоваться потенциальный руководитель при проведении собеседования с целью трудоустройства.
  3. Характеристика трудовых функций обобщенного характера. Здесь содержатся требования к уровню образования, к направлению профессиональной подготовки, к имеющемуся опыту работы, к особым условиям допуска к работе.
  4. Информация о разработчике профстандарта.

Основные обязанности

Воспитатель или педагог дополнительного образования, трудящийся в стенах какого-либо образовательного учреждения, является ключевой фигурой в активно реализуемой реформе образования. Современный мир меняется очень стремительно, поэтому специалист, трудоустраивающийся в детский сад должен быть готов к тому, что при собеседовании у него могут поинтересоваться:

  1. Наличием необходимого уровня образования, желательно высшего. При этом уже трудящемуся педагогу, получившему в свое время только среднее профессиональное образование, работодатель должен обеспечить оптимальные условия, позволяющие совместить работу и повышение квалификационного уровня.
  2. Знаниями предметной дисциплины и пониманием обучающей программы в целом.
  3. Умениями и навыками в области планирования, ведения урока, а также оценки степени достижения желаемого эффекта.
  4. Владением способами и методами обучения, которые выходят за рамки стандартного урока (например, экспериментальное исследование или практическое занятие в полевых условиях).
  5. Умением пользоваться специальными подходами к обучению, способными вовлечь в занятие всех без исключения детей. В данном случае речь идет об особенных ребятах: с каким-либо ограничениями здоровья, не владеющих русской речью, о детях-вундеркиндах, одаренных в определенной области и т.д.
  6. Умением объективно подходить к определению уровня знаний подопечных.
  7. Владением методами эффективного контроля.

[docs]

Требования к педагогу дополнительного образования по профстандарту

Кроме того педагог дополнительного образования должен обладать знаниями и умениями в области воспитательной работы, а именно:

  1. требования к педагогуПрименение методов воспитания, как во время занятий, так и после них.
  2. Организация активных мероприятий (походы и экскурсии).
  3. Расширение кругозора подопечных посредством музейной педагогики.
  4. Регулирование поведения детей в целях соблюдения безопасности.
  5. Установление четких правил, разделяющих воспитательный, обучающий и игровой процессы.
  6. Общение с детьми должно происходить без нанесения вреда их достоинству.
  7. Способность нахождения ценностного аспекта учебных знаний, понятного для учащихся.
  8. Создание в реальной жизни ситуаций и событий, основная цель которых заключается в развитие эмоциональной стороны ребенка.
  9. Способность воспитывать подопечных с учетом культурного различия, половозрастной группы или персональных особенностей.
  10. Умение взаимодействовать с педагогическим коллективом и другими специалистами, например, занимающимися духовно-нравственным развитием.
  11. Способность заботиться о достоинстве и защите интересов детей.
Читайте также:   Из чего складывается имидж компании

При исполнении должностных обязанностей педагог не может обойтись без следующих личностных качеств и профессиональных компетенций:

  1. требованияГотовность к ежедневному общению с разными детьми, вне зависимости от реальных способностей к обучению, психических и физических особенностей здоровья и т.д. Воспитатель должен уметь оказывать помощь любым детям.
  2. Умение наблюдать за поведением детей и своевременно замечать проблемы, связанные с индивидуальными особенностями.
  3. Владение различными психологическими подходами: культурно-историческим, деятельным и развивающим.
  4. Способность понимания документов специалиста другого профиля (психолога, логопеда, дефектолога и т.д.).
  5. Умение использовать педагогические приемы для оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  6. Активное участие в психолого-медико-педагогических консилиумах.
  7. Составление персональных развивающих программ в составе группы специалистов.
  8. Заступничество за детей, которых не желает принимать коллектив.
  9. Анализ динамики развития подопечных.
  10. Обеспечение минимально необходимого психологического комфорта в детском учреждении образовательного назначения.
  11. Способность диагностировать личностные особенности и возрастные характеристики каждого ребенка и коллектива в целом.
  12. Владение основными законами благополучия в семье, способность обсуждать и решать проблемы детей совместно с их родителями.

Необходимые компетенции

Дошкольный уровень образования требует от педагога-воспитателя наличия определенных профессиональных компетенций. Работа в дошкольном образовательном учреждении является очень специфичной, поэтому специалист должен быть готов к этому.

компетенцииОбучение деток, находящихся в раннем или дошкольном возрасте, требует особого внимания, ведь каждый ребенок – это личность, пусть и находящаяся на этапе становления.

Педагог дополнительного образования должен уметь:

  • организовывать предметно-манипулятивный и игровой процесс, а также учить детей совместной и самостоятельной работе;
  • уметь развивать дошколят с физической, познавательной и личностной стороны;
  • воплощать в жизнь рекомендации психологов и других специалистов, целью которых является адаптация детей с особенностями развития или ребят, которым образовательная программа дается очень сложно;
  • корректировать задачи, установленные образовательной дошкольной программой.

Педагог-воспитатель занимается образованием, воспитанием и развитием как совсем маленьких детей, так и дошколят. В соответствии с возрастом каждый ребенок должен располагать определенными знаниями и навыками. Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования создан для систематизации требований, предъявляемых к профессии, чтобы каждому гражданину при выборе подходящего направления было понятно, какие именно требования к нему будут предъявляться.

Интересный и полезные вебинар о профстандарте педагога дополнительного образования для детей и взрослых.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector