Содержание статьи
Внедрение профстандарта в отношении педагогов, занимающихся дополнительным образованием, очень актуально в настоящее время, ввиду чего обсуждается специалистами и экспертами.
Зачем нужен профстандарт?
Государственная власть пытается унифицировать требования к гражданам, претендующим на замещение каких-либо должностей и уравнять возможность трудоустройства. Одним из самых главных инструментов достижения вышеописанных целей является разработка и внедрение профессиональных стандартов.
Часть 1 ст. 195 ТК РФ определяет документ, как перечень квалификационных характеристик, которыми должен обладать специалист для выполнения должностной инструкции. В основе разработки каждого профессионального стандарта лежит Постановление Правительства № 23, утвержденное в январе 2013 г. Это означает, что за содержанием документа и степенью его применения отвечает и следит Министерство труда и социальной защиты РФ. При этом в части 3 ст. 195 ТК РФ закреплено, что если профстандарт содержит требование к определенному квалификационному уровню, то директор учреждения должен руководствоваться именно им и не вправе спрашивать другое.
Нельзя забывать и о том, что уровень квалификации, опыта и других требований, необходимых для качественного исполнения обязанностей, изложенных в должностной инструкции, могут содержать и иные нормативные акты, например, Единый тарифно-квалификационный справочник.
Структура
Профстандарт составлен таким образом, чтобы работодателю было понятно, каким трудовым функциям должен соответствовать тот или иной педагог, начиная от воспитателя в детском дошкольном учреждении и заканчивая учителем среднего звена. Вне зависимости от места работы (детский сад, школа и т.д.), специалист должен располагать необходимым уровнем квалификации в воспитании, обучении и развитии детей.
Ключевые моменты
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования состоит из следующих разделов:
- Сведения общего характера. Здесь отражен перечень видов деятельности, которыми может заниматься специалист.
- Трудовые функции. Из этого раздела можно почерпнуть информацию о том, чем именно может поинтересоваться потенциальный руководитель при проведении собеседования с целью трудоустройства.
- Характеристика трудовых функций обобщенного характера. Здесь содержатся требования к уровню образования, к направлению профессиональной подготовки, к имеющемуся опыту работы, к особым условиям допуска к работе.
- Информация о разработчике профстандарта.
Основные обязанности
Воспитатель или педагог дополнительного образования, трудящийся в стенах какого-либо образовательного учреждения, является ключевой фигурой в активно реализуемой реформе образования. Современный мир меняется очень стремительно, поэтому специалист, трудоустраивающийся в детский сад должен быть готов к тому, что при собеседовании у него могут поинтересоваться:
- Наличием необходимого уровня образования, желательно высшего. При этом уже трудящемуся педагогу, получившему в свое время только среднее профессиональное образование, работодатель должен обеспечить оптимальные условия, позволяющие совместить работу и повышение квалификационного уровня.
- Знаниями предметной дисциплины и пониманием обучающей программы в целом.
- Умениями и навыками в области планирования, ведения урока, а также оценки степени достижения желаемого эффекта.
- Владением способами и методами обучения, которые выходят за рамки стандартного урока (например, экспериментальное исследование или практическое занятие в полевых условиях).
- Умением пользоваться специальными подходами к обучению, способными вовлечь в занятие всех без исключения детей. В данном случае речь идет об особенных ребятах: с каким-либо ограничениями здоровья, не владеющих русской речью, о детях-вундеркиндах, одаренных в определенной области и т.д.
- Умением объективно подходить к определению уровня знаний подопечных.
- Владением методами эффективного контроля.
[docs]
Требования к педагогу дополнительного образования по профстандарту
Кроме того педагог дополнительного образования должен обладать знаниями и умениями в области воспитательной работы, а именно:
- Применение методов воспитания, как во время занятий, так и после них.
- Организация активных мероприятий (походы и экскурсии).
- Расширение кругозора подопечных посредством музейной педагогики.
- Регулирование поведения детей в целях соблюдения безопасности.
- Установление четких правил, разделяющих воспитательный, обучающий и игровой процессы.
- Общение с детьми должно происходить без нанесения вреда их достоинству.
- Способность нахождения ценностного аспекта учебных знаний, понятного для учащихся.
- Создание в реальной жизни ситуаций и событий, основная цель которых заключается в развитие эмоциональной стороны ребенка.
- Способность воспитывать подопечных с учетом культурного различия, половозрастной группы или персональных особенностей.
- Умение взаимодействовать с педагогическим коллективом и другими специалистами, например, занимающимися духовно-нравственным развитием.
- Способность заботиться о достоинстве и защите интересов детей.
При исполнении должностных обязанностей педагог не может обойтись без следующих личностных качеств и профессиональных компетенций:
- Готовность к ежедневному общению с разными детьми, вне зависимости от реальных способностей к обучению, психических и физических особенностей здоровья и т.д. Воспитатель должен уметь оказывать помощь любым детям.
- Умение наблюдать за поведением детей и своевременно замечать проблемы, связанные с индивидуальными особенностями.
- Владение различными психологическими подходами: культурно-историческим, деятельным и развивающим.
- Способность понимания документов специалиста другого профиля (психолога, логопеда, дефектолога и т.д.).
- Умение использовать педагогические приемы для оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
- Активное участие в психолого-медико-педагогических консилиумах.
- Составление персональных развивающих программ в составе группы специалистов.
- Заступничество за детей, которых не желает принимать коллектив.
- Анализ динамики развития подопечных.
- Обеспечение минимально необходимого психологического комфорта в детском учреждении образовательного назначения.
- Способность диагностировать личностные особенности и возрастные характеристики каждого ребенка и коллектива в целом.
- Владение основными законами благополучия в семье, способность обсуждать и решать проблемы детей совместно с их родителями.
Необходимые компетенции
Дошкольный уровень образования требует от педагога-воспитателя наличия определенных профессиональных компетенций. Работа в дошкольном образовательном учреждении является очень специфичной, поэтому специалист должен быть готов к этому.
Обучение деток, находящихся в раннем или дошкольном возрасте, требует особого внимания, ведь каждый ребенок – это личность, пусть и находящаяся на этапе становления.
Педагог дополнительного образования должен уметь:
- организовывать предметно-манипулятивный и игровой процесс, а также учить детей совместной и самостоятельной работе;
- уметь развивать дошколят с физической, познавательной и личностной стороны;
- воплощать в жизнь рекомендации психологов и других специалистов, целью которых является адаптация детей с особенностями развития или ребят, которым образовательная программа дается очень сложно;
- корректировать задачи, установленные образовательной дошкольной программой.
Педагог-воспитатель занимается образованием, воспитанием и развитием как совсем маленьких детей, так и дошколят. В соответствии с возрастом каждый ребенок должен располагать определенными знаниями и навыками. Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования создан для систематизации требований, предъявляемых к профессии, чтобы каждому гражданину при выборе подходящего направления было понятно, какие именно требования к нему будут предъявляться.
Интересный и полезные вебинар о профстандарте педагога дополнительного образования для детей и взрослых.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.12.08Инструкции для ИПКак ИП перейти с УСН на патент
- 2020.09.09В помощь каждомуКак подготовиться ко второй волне коронавируса
- 2020.09.08Договорные отношенияЗаключение договора в электронном виде: а так можно?
- 2020.07.29Инструкции для ИПКак ИП без работников заполнить заявление и получить субсидию