Способы организации системы охраны труда на предприятии

Во многих случаях профессиональная деятельность сотрудников предприятия проходит в неблагоприятных условиях, при которых создается повышенный риск ухудшения здоровья и продуктивности человека. Налаженная система охраны труда (ОТ) способна минимизировать воздействие опасных факторов на сотрудников и качественно улучшить условия работы. Создать безопасную производственную среду является обязанностью каждого руководителя.

Самые важные нормы права в сфере охраны труда отражены в следующих статьях Трудового кодекса РФ:

служба по охране труда

Для чего нужно организовать обеспечение охраны труда

Выстроенная как система охрана труда на производстве товаров и услуг обеспечивает безопасное выполнение всех работ круглосуточно и в автоматическом режиме. Руководитель всегда знает, что любой сотрудник проинформирован, обучен, обеспечен всеми необходимыми средствами. Риск возникновения аварийных и внештатных ситуаций сведен к минимуму, а если это все-таки случилось, он максимально снимает с себя ответственность, так как сделал все необходимое и выполнил требования закона.

Ответственность за халатность в вопросах охраны труда на предприятии целиком ложится на руководителя, и во многих случаях она может доходить до уголовной.

Итак, охрана труда минимизирует профессиональные риски. Сам термин предполагает проведение комплекса мероприятий по совершенствованию рабочей среды. Цель – сохранить здоровье и жизни сотрудников. В комплекс таких мероприятий входит прогноз, анализ и контроль за всеми опасными факторами трудового процесса.

Ст. 217 ТК РФ гласит, что каждый работодатель, занятый производством товаров и услуг и имеющий в штате более 50-ти сотрудников, обязан создать службу охраны труда или нанять в штат специалиста по ОТ. Если персонал организации не насчитывает 50 человек, то руководитель принимает решение, отталкиваясь от специфики деятельности. Как правило, он берет эту функцию на себя или отдает на аутсорсинг.

Порядок создания специальной службы с нуля

Обеспечить безопасность на предприятии – прямая обязанность руководителя. Он должен определить общую политику безопасности рабочего процесса, установить управление и контроль над ее реализацией. Если в организации трудится менее 50 сотрудников, то он вправе самостоятельно решить, в каком виде будет осуществляться данная функция.

служба по охране трудаВозможны 4 варианта:

  • выполнять эти обязанности самостоятельно;
  • нанять специалиста;
  • поручить одному из сотрудников (по совместительству);
  • воспользоваться услугами сторонней организации, предоставляющей подобные услуги (аутсорсинг).

Если персонал превышает 50 человек, нужно создавать должность специалиста по ОТ или организовывать целую команду. В Постановлении Минтруда No 14 от 2000 года приведен перечень рекомендаций по внедрению такой службы в компании. Согласно ему, такая структура формируется в качестве самостоятельного подразделения, состоящего из квалифицированных специалистов. Все они должны соответствовать профессиональному стандарту, установленному Приказом Минтруда No 524н.

Порядок действий при формировании службы:

  1. Определить структуру.
  2. Рассчитать количество входящих в нее сотрудников.
  3. Выпустить приказ о создании.
  4. Издать положение о службе ОТ.
  5. Разработать инструкции для ее сотрудников.
  6. Внести поправки в штатное расписание.
  7. Пройти обучение.

В Положении о службе ОТ указывается следующая информация:

  • цели подразделения;
  • задачи;
  • обязанности и полномочия;
  • способы взаимодействия с остальными отделами.

Все сотрудники службы ОТ, в том числе глава предприятия и все работники, должны пройти обучение в течение месяца в порядке, предусмотренном Постановлением Минтруда и Минобразования No 1/29.

Структура

структураСтруктуру службы, а также штат ее сотрудников, определяет глава организации на основании общего количества служащих на предприятии и уровня опасности производственного процесса. Контролирует работу отдела руководитель и органы госнадзора. Ответственность за все действия службы ложится на руководителя предприятия.

Начальник отдела по охране труда обязан установить полномочия и ответственность для каждого подчиненного. Подразделение ведет свою деятельность как часть организации, формулирует цели и задачи по ОТ и формирует единую культуру в компании.

Основные функции службы:

  • проведение общей политики ОТ;
  • осуществление надзора за безопасностью на рабочих местах;
  • внедрение госстандартов;
  • устранение опасных факторов и минимизация рисков;
  • создание программ профилактики заболеваний и предоставление медицинского обслуживания пострадавшим;
  • контроль за участием всех сотрудников в мероприятиях по ОТ;
  • предоставление всего необходимого для ответственных лиц.

Служба ведет свою деятельность во взаимодействии с остальными отделами. Все сотрудники организации задействованы в процессе обеспечения безопасности рабочего процесса, а ответственность распределяются по должностным уровням:

  1. Высшее руководство обязано сформировать общую политику и философию в области ОТ.
  2. Руководители среднего уровня должны обеспечить безопасное выполнение работ своего подразделения и контроль за соблюдением правил ОТ подчиненными. Осуществлять стимулирование и наказание, а также информировать обо всех поправках в этой области.
  3. Бригадиры и рабочие обязаны соблюдать порядок на местах, дисциплину, все требования безопасности.

Меры для обеспечения безопасности

мерыРуководитель, создавая службу ОТ, делегирует ей выполнение своих обязанностей как работодателя по обеспечению безопасности. Ниже представлены основные мероприятия по ОТ на предприятии.

Оценка условий труда

Для того чтобы выстроить систему ОТ, служба проводит специальную оценку. Ее цель – определить опасные факторы производства и оценить степень их воздействия на человека. Результаты оценки должны быть представлены каждому сотруднику. В дальнейшем проводить подобную процедуру нужно раз в 5 лет.

Кроме этого, служба ОТ проводит периодическую аттестацию рабочих мест. По итогам утверждаются правила безопасности, план оздоровительных мероприятий для рабочих, выплаты компенсаций.

Составление плана мероприятий

составление плана мероприятийНа основании результатов специальной оценки разрабатывается план по улучшению условий труда. В нем указываются:

  • перечень мероприятий;
  • способы финансирования;
  • сроки проведения;
  • факторы, которые планируется устранить;
  • лица, которым поручено выполнение.

Создание программ инструктажей

В соответствии со ст. 225 ТК РФ каждый сотрудник должен получать инструктаж по ОТ в компании. Работники службы составляют планы инструктажей, а также осуществляют их проведение.

Существует несколько типов инструктажей:

  • вводный: проводится при поступлении на работу;
  • первичный: проводится с новичками на рабочем месте перед началом осуществления их профессиональной деятельности;
  • повторный: проводят в форме группового инструктажа с рабочими, обслуживающими оборудование одного типа;
  • внеплановый: проводится в случае возникновения внештатных ситуаций или изменений в технологическом процессе;
  • целевой: проводят в случае разовых работ.

Каждый сотрудник, прошедший инструктаж, расписывается в соответствующем журнале учета.

Проведение медосмотров

Законодательство обязывает работодателя (ст. 213 ТК РФ) проводить медицинские осмотры персонала и предоставлять лечение за счет средств компании. Перечни рабочих специальностей, подлежащих медосмотрам, устанавливается Роспотребнадзором совместно с работодателем и профсоюзом.

Сотрудник проходит осмотр в следующих случаях:

  • при устройстве на работу:
  • периодически в ходе работы на предприятии;
  • по своей просьбе, если здоровье ухудшилось в ходе рабочего процесса.

Предоставление средств индивидуальной защиты

В обязанности работодателя входит своевременное обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Служба ОТ контролирует процесс их выдачи, хранения, ухода и замены.

Перечь необходимых документов

Для создания службы ОТ понадобятся следующие документы:

  1. Приказ о создании службы ОТ;
  2. Положение о службе ОТ;
  3. Инструкции для сотрудников службы ОТ.

перечень документовДокументация для проведения мероприятий по ОТ разделена на 8 главных блоков:

  1. Положение по ОТ в организации.
  2. Должностные инструкции с включением ответственности .
  3. Инструкции по охране труда для работающих.
  4. Приказы.
  5. Перечни.
  6. Журналы.
  7. Материалы.
  8. Программы.

Вашему вниманию подробный и очень полезный семинар по организации охраны труда на предприятии.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных