Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Набор профессиональных требований для диспетчера автомобильного транспорта

Диспетчер2Диспетчер автомобильного транспорта – специалист, от квалификации которого во многом зависит бесперебойная работа целого коллектива, оптимальное распределение ресурсов и полноценная загрузка рабочего времени. Попытка изложить профессиональные требования к кандидатам на данную должность предпринимается в должностной инструкции, ЕТКС и в профессиональном стандарте, который по состоянию на 2018 год находится на стадии проектирования.

Нормативная база

Поскольку документ находится на стадии разработки, конкретных норм, регулирующих его применение, в законодательстве не содержится. Согласно п. 16 общих правил разработки, утверждения и практического использования проф. стандартов, силами правительственного Постановления от 22.01.2013 г. №23 произойдет подтверждение данной нормы.

Наряду с частной документацией существует несколько обобщенных нормативов, которым подчиняются эти специалисты. Они оговариваются в ст. 195.1 ТК РФ, а в качестве вспомогательной нормы выступает ст. 195.2 и 195.3 Трудового кодекса РФ. Макет, по которому происходит дальнейшее создание документа – форма, утвержденная на основании Приказа Минтруда и Соцзащиты №147н.

Частично можно использовать профстандарт для логиста автомобилестроения (Приказ Минтруда №721н от 14.10.2014г.)

[docs]

Назначение профстандартов

Сама по себе процедура внедрения профессиональных стандартов началась в 2016 г., но не для всех сфер деятельности этот документ был разработан. В настоящее время базовые требования, предъявляемые к сотрудникам, устанавливаются именно этой законодательной нормой, функционирующей наряду с должностной инструкцией и ЕТКС.

К списку документов, которые на 2016 г. приняты не были, имеет непосредственное отношение профессиональный стандарт диспетчера, занятого в сфере автомобильного транспорта. Хотя разработка этого проекта стартовала с 2014-го года, официального подтверждения от Минтруда РФ не поступило.

Законодатель позволяет нанимателю сформировать локальный стандарт своими силами, основываясь на рекомендациях министерства относительно макета и порядка внедрения.

Есть несколько базовых причин, на основании которых в практическую деятельность предприятия вводится профессиональный стандарт для диспетчера автотранспорта:

  • формирование официальных требований к квалификационному уровню сотрудников;
  • обеспечение повышения качественных показателей исполняемых функций;
  • создание новых принципов, на которых будет базироваться кадровая политика;
  • организация для вновь поступивших сотрудников профессионального обучения с учетом квалификационных требований и условий;
  • упрощение классификации работников по тарифным разрядам;
  • внедрение в фирме качественно новых систем оплаты трудовой деятельности.

Таким образом, грамотно оформленный профстандарт позволяет упорядочить набор функций специалиста.

Сфера применения и обязательность использования для служащих на предприятии

Обязательность использования документа подкреплена нормами ст. 57 Трудового кодекса РФ. Однако поскольку для представителя данной специальности документ не разработан, руководствоваться необходимой общей инструкцией-структурой. Она включает в себя несколько разделов:Диспетчер3

Обобщенные данные и материалы. В рамках этого пункта следует указание наименования вида деятельности, для которой вводится документ, цели, для достижения которой он создается, классификации по типу деятельности посредством специальной кодировки – 4132, 4133 по ОКЗ и 49.39.1, 49.31.9 по ОКВЭД. Немаловажную роль играет указание в этом разделе регистрационных сведений о документе.

Функциональные задачи. Это – второй раздел документа, содержащий обобщение опций, осуществляемых сотрудников в ходе трудового процесса. Каждая из них должна состоять из нескольких конкретных задач для определенных направлений деятельности специалиста. Предполагается заблаговременно, что стандарт будет включать в себя следующие опции:

  • обеспечение подготовки и всестороннего сопровождения перевозок грузов и пассажиров;
  • реализация логистических схем и принципов;
  • следование базовым технологиям маршрутизации и деятельности по перевозке;
  • всестороннее контролирование применяемых схем, имеющих непосредственное отношение к типам транспортных средств и технологий перевозки. Для каждой из функций отмечаются более конкретные задачи и уровни квалификации, которым нужно соответствовать (3-5 в соответствии со шкалой указанного документа).

Описательная часть по обобщенным функциям. На положения данного раздела приходится внушительная часть изучаемого документа. Он подразделяется на несколько пунктов в соответствии с числом приведенных ранее функций. Каждый из подразделов содержит информацию о кодовом значении, квалификационном уровне, вероятных названиях должностей сотрудников. После этого каждая опция раскладывается на ряд конкретных задач, указываются четкие осуществляемые действия, а также требуемые навыки и знания, набор вспомогательных характеристик.

Читайте также:   Должностная инструкция секретаря согласно профстандарту

Материалы о разработчиках. Подготовкой каждого из профессиональных стандартов занимается несколько организаций. Это могут быть учебные конторы, занимающиеся проф. подготовкой в конкретной сфере, производственные предприятия.

Именно этой схемой и следует руководствоваться, описывая будущий стандарт для специалиста рассматриваемой сферы.

Трудовые обязанности

Чтобы иметь представление о преимуществах и нюансах использования профессионального стандарта для диспетчера автотранспорта, следует провести детальное ознакомление с перечнем конкретных функций специалиста, которые будут возложены на диспетчеров. В проекте предусмотрен комплекс следующих задач:

  • контроль степени готовности водителей к отправке на линию;
  • оформление и сбор пакета документации, которая нужна для осуществления движения автомобильного транспорта (к ней относятся листы путевые, учетные журналы, накладные и т. д.);
  • контроль следования общему графику движения, расписанию и интервалам;
  • ведение оперативных мероприятий по учету хода перевалки и погрузочно-разгрузочных работ;
  • осуществление оперативного сопровождения пассажирских и грузовых перевозок;
  • предотвращение всевозможных простоев и сбоев, которые могут возникнуть на линии;
  • сопровождение специального транспорта, предназначенного для перевозки грузов особых категорий;
  • совершенствование существующих схем перевозок;
  • контроль качества работы всех звеньев транспортной цепи.

В рамках каждой опции предусмотрено совершение этим специалистом определенного перечня трудовых действий.

Требования к соответствию сотрудников и условия труда

Каждая из трудовых функций подразумевает установление целого перечня требований:

  • наличие специального образования (высшего или среднего, в зависимости от уровня профессиональной подготовки и должности, на которую кандидат претендует);
  • присутствие рабочего опыта (от 1 года);
  • обладание определенным набором знаний по части правил и норм эксплуатирования транспортных средств, использования навигационных программных продуктов и т. д.;
  • прохождение специальных курсов аттестации и квалификации.

Среди личностных качеств, которыми должен обладать диспетчер автотранспорта, следует выделить пунктуальность, устойчивость к стрессовым факторам, целеустремленность, умение работать в команде.

Повышение квалификации и аттестация

Чтобы совершенствовать качество работы транспортной организации, необходимо прохождение специалистом регулярного обучения в целях повышения квалификации. По итогу проводится аттестация, т. е. сдается полноценный экзамен, позволяющий определить степень соответствия занимаемой должности.

Ответственность за неприменение

Из рекомендательных документов профессиональные стандарты превратились в нормативные акты, так что за их несоблюдение предусматривается ответственность.Диспетчеры

Если для предприятия установлены определенные документальные положения, а руководство намеренно игнорирует необходимость их использования, относительно данной компании будут применены меры в соответствии с КоАП РФ (ст. 5.27).

Они подразумевают штрафную санкцию от 1 до 5 т. р. для должностных лиц и от 30 до 50 т. р. для организаций. В случае повтора нарушения произойдет возрастание штрафной санкции соответственно до 20 и 70 т. р.

Увольнение из-за несоответствия стандарту

В качестве одной из радикальных мер в случае несоответствия сотрудника профессиональному стандарту выступает увольнение. Но оно происходит далеко не всегда. Сначала работодатель должен предложить специалисту, не прошедшему аттестацию, другую должность, которой он соответствует, или же отправить его на обучение. Если он отказался, допустима крайняя мера в виде увольнения. Запрещено подвергать этой процедуре беременных женщин, лиц, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети или инвалиды.

Определиться с тем, нужен ли автопредприятию диспетчер и какие функции он должен исполнять, поможет следующий сюжет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector