Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Адвокатский кабинет как форма адвокатского образования

Адвокатский кабинетКогда человек, работая адвокатом, понимает, что на работе в коллегии ему становится «тесно» — он уходит в частную деятельность.

Наиболее популярным вариантом предстают адвокатские кабинеты, которые наиболее подходят для адвокатов, предпочитающих индивидуальную, самостоятельную работу, без коллектива и отчислений на нужды коллегии.

Формы адвокатских образований

Согласно законодательству РФ, существует четыре вида форм организации работы адвокатов. Их представляют:

  • кабинет (отдельно работающий адвокат);
  • коллегия (наиболее часто встречающаяся форма работы);
  • бюро (несколько объединившихся адвокатов);
  • консультация (практически не встречаются).

Адвокат, у которого имеется достаточная квалификация и опыт работы, может выбрать для себя любое из перечисленных образований.

Однако это не освобождает его от обязанности уведомить о своем решении совет палаты. Необходимость этого уведомления закреплена в ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 года.

Избранная адвокатом форма ведения деятельности никак не влияет на его статус и не может повлечь каких-либо ограничений на его работу.

Пошаговая инструкция создания кабинета

Создание такого кабинета позволяет самостоятельно, не привязывая себя к коллегии и ее председателю, вести деятельность. Однако, для выбора такой формы работы, адвокат должен иметь стаж своей деятельности в качестве адвоката на протяжении не менее, чем 5 лет.

Учреждение

Учреждение адвокатского кабинетаАдвокат, который решил начать частную практику, обязательно должен учредить свой кабинет (АК). Однако, хоть в законе и оговорена данная обязанность, никаких сведений более он не предоставляет.

Поэтому ФПА выпустила собственное разъяснение в 2003 году. В нем сказано: адвокат, после открытия счета, должен в течение семи дней уведомить Адвокатскую палату о создании кабинета. Это уведомление о начале частной адвокатской деятельности должен подписать адвокат палаты. В уведомлении должна содержаться вся информация об адвокате и кабинете, что подразумевает:

  • ФИО и порядковый номер в реестре;
  • Местоположение кабинета;
  • Порядок связи с советом (телефон/почта).

После того, как заявления рассмотрят, палата вынесет свое решение. В нем указывается следующее:

  • Календарная дата принятия данного решения;
  • Наименование кабинета;
  • Сокращенное имя кабинета;
  • Указание на конкретные обязанности кабинета: делопроизводство, оформление и т.д.

Эту информацию необходимо тщательно перепроверить, потому как она отправляется в реестр с целью дальнейшего использования.

Налогообложение и налоговый учет

Объектом налогообложения выступают доходы от профессиональной деятельности адвоката. В роли основных – средства, что получены согласно подписанному договору между двумя сторонами по предмету оказания услуг. Налоговая ставка при этом составляет 13% (НДФЛ).

Следует знать, что адвокаты, в том числе и ведущие деятельность в форме АК, не имеют права применять спецрежимы налогообложения (упрощенку), в связи с чем вынуждены вести деятельность по ОСНО.

АК не является юрлицом, в связи с чем не уплачивает налог на прибыль (п. 1 ст. 246 НК РФ) и имущество (п. 1 ст. 373 НК РФ), а также не ведет предпринимательскую деятельность, в связи с чем не уплачивает НДС согласно п. 1 ст. 143 НК РФ. Но от других налогов он не освобожден.

Таким образом, АК обязан уплачивать:

  • НДФЛ (13%);
  • пенсионный сбор (в 2018 году – 26 545 руб. + 1 % от дохода свыше 300 тыс. руб.);
  • медицинский взнос (4590 руб.).

Не стоит забывать и о выплатах адвокатской палате. Они производятся ввиду общих нужд, оплачивать которые обязаны все члены палаты.

Кроме того, адвокатский кабинет обязан вести все формы учета, что обойдется ему существенно дороже, чем для индивидуального предпринимателя на упрощенке или для адвокатов в составе коллегии, которые разделяют затраты на всех.

Расчетный счет

Часть 4 ст. 21 Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 года предусматривает возможность открывать банковские счета для работы кабинета. Однако законодательство РФ, а также более специализированный банковский регламент не предусматривает счетов, открыть которые можно непосредственно для кабинета. Выходит, что закон обязывает создать то, чего нет. Однако банки по-своему толкуют законодательство, предлагая открыть счет для индивидуального предпринимателя.

Однако, в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 года четко сказано, что адвокаты это не ИП. Они не могут применить налоговые режимы, предусмотренные для предпринимателей, а также выплачивают налоги по общей системе налогообложения. Ввиду этих условий — адвокатами используется счета «40817», предназначенный для физлиц. А он, согласно правил ЦБ РФ, не предназначен для работы адвокатов.

Как указано в Письме ЦБ РФ № 18-1-1-10/1315 от 23 ноября 2017 г., ЦБ РФ отдает предпочтение счету для ИП, аргументируя это тем, что он является наиболее приемлемым и не противоречит основному закону об адвокатуре.

ФПА выражала несогласие с этим документом, поскольку Положением ЦБ РФ от 27.02.2017 г. № 579-П установлено конкретное предназначение счета ИП – учет денежных сумм предпринимателей, тогда как специализация счета физлиц – учет денег, не относящихся к предпринимательству, что более приемлемо для адвокатуры.

Однако, ЦБ РФ с указанными доводами адвокатов не согласился. При этом он указал на Апелляционное определение ВС Республики Коми, который 17 марта 2014 года при рассмотрении дела № 33-1205/2014 пришел к выводу, что закон не предусматривает возможности направления поступлений от профдеятельности, на счет физлица, поскольку адвокат обязан открыть именно расчетный счет для ведения своей деятельности.

При этом АК не может игнорировать необходимость открытия счета. Как ранее разъясняла ФПА, закон не дает для АК права выбора – открывать или не открывать счет. В связи с необходимостью налогового администрирования, открытие счета является обязательным.

Таким образом, в настоящее время АК, в основной своей части, вынуждены открывать и оплачивать расчетные счета и приобретать печати.

Читайте также:   От сторожа до охранника: законодательное подтверждение различий между должностями

Необходимость приобретения кассового аппарата и печати

Кассовый аппарат для юристаАдвокатская деятельность, как закреплено в законе, не представляет собой предпринимательскую. Первоочередная цель адвоката — защищать права и свободы своих клиентов, которыми могут быть как юридические, так и физические лица. Характер этой деятельности не имеет свойства услуги или товара. Средства, что получены адвокатом, являются вознаграждением на основе заключенного между сторонами договора.

Именно поэтому, Министерство финансов РФ разъясняет в Письме от 20 апреля 2018 г. № 03-01-15/26739, что необходимости использовать кассовый аппарат у адвокатских объединений, в том числе кабинетов, — нет. Эта деятельность не попадает под Федеральный закон. Оплата и регистрация платежа происходит посредством кассовых ордеров. В них указывается назначение средств, а также выдается квитанция, подтверждающая их получение.

Что касается печати, то в ч.4 ст. 21 Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 года прямо указано, что адвокатский кабинет “имеет печать”. Таким образом, права выбора “иметь или не иметь” адвокатам не предоставляется.

Выдача ордеров

Ордер необходим адвокату для вступления в дело. Послужить его заменой может доверенность или устное ходатайство от лица, интересы которого впоследствии будут защищаться в суде (кроме защиты по уголовным делам). В обоих документах оговариваются правовые границы для деятельности адвоката. Разница с ордером лишь в том, участие в предварительном следствии или на других стадиях уголовного судопроизводства без ордера – практически невозможно. Однако, по гражданским делам адвокаты предпочитают принимать участие по доверенности, которая дает больше полномочий для деятельности, а именно:

  • подача искового заявления;
  • заключение мирового соглашения;
  • передача дела в третейский суд;
  • обращение в вышестоящий суд.

Особенности ведения делопроизводства

Отчетность адвокатского кабинетаДелопроизводство в АК организуется в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 299  и рекомендациями адвокатских палат.

Все документы, проходящие кабинет — регистрируются. Исключением являются:

  • реклама;
  • частная переписка и письма о встречах;
  • пригласительные билеты и подобная документация.

Все исходящие из АК документы должны быть оформлены на бланке, где указан адрес и имя кабинета, а также дата его регистрации. Они заверяются подписью адвоката и штампом.

Что касается входящих документов — на них наносится номер кабинета и дата принятия. Срок рассмотрения происходит согласно правовым актам и типу документа. В случае если таковые отсутствуют — кабинет определяет их самостоятельно.

Срок хранения документов по умолчанию составляет три года. Исключением являются только предусмотренные заранее случаи, такие как переписка с гражданами (срок ее хранения — два года).

Отчетность

Основной порядок, по которому происходит отчетность, закреплен в ст. 229 НК РФ. Адвокаты, чья частная деятельность является основной, — исчислением, выплатой и отчетностью по НДФЛ занимаются самостоятельно ввиду того, что это предусмотрено в ст. 225 НК РФ.

НК РФ также утверждено, что, вся финансовая информация АК должна быть предоставлена в конце каждого периода.

Основой этой информации выступают доходы и расходы, включая хозяйственные операции, установленные в Приказе Минфина России № 86н от 13.08.2002 г. Этот учет ведется в книге, типовая форма которой закреплена в том же документе Министерства финансов, однако АК вправе утвердить собственную форму.

Изменение формы или прекращение деятельности

В случае желания изменить форму образования — необходимо, чтобы были соблюдены все условия для создания новой формы ведения деятельности. Трансформация без их соблюдения — невозможна. Коллегия адвокатов и адвокатское бюро, например, требует минимум двух адвокатов в составе, а также к ним предъявляются требования по стажу и образованию. Стать участниками нового образования также могут коллеги по адвокатской палате.

Если владельцем кабинета будет принято прекратить его деятельность, то первое, что нужно сделать — уведомить палату. Она, в свою очередь, должна передать все документы и уведомление в Минюст. Финальной стадией является подтверждение отсутствия обязательств перед палатой.

Уйти работать в АК достаточно сложно ввиду того, что потребуется полностью самостоятельно организовывать свою работу, вести бухгалтерский и налоговый учет, уплачивать налоги и сборы, организовывать свое рабочее время. Однако, имея уверенность и клиентскую базу с перспективой на будущее — все возможно.

Подробнее об адвокатских кабинетах – смотрите в видео:

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector