Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Открытие бизнеса по франшизе, ее определение и свойства

Франчайзинг – система организации бизнеса, обеспечивающая развитие компании за счет продвижения известного бренда и товара. Предприятие использует готовую модель и эффективно работающий бренд на платных договорных условиях.

Франшиза – объект приобретения компанией или предпринимателем ограниченного права на использование торговой марки, бренда в рамках технологии процесса, предложенного правообладателем.

Сопутствующие понятия франчайзинга

Что такое франчайзингИспользование опробованных моделей обеспечивает активный старт и эффективный рост на любом этапе развития предприятия. К такому способу часто прибегают вновь образованные компании, причем не имеет значения, в какой правовой форме она будет существовать: ИП или ООО.

Суть рассматриваемой системы организации состоит в возмездной передаче прав на использование торговой марки. Правообладатель, франчайзер, устанавливает ограничительные условия для приобретателя прав, франчайзи.

В состав условий могут входить требования к:

  • возможностям использования прав;
  • дистрибуции и возможности передачи их третьим лицам – субфранчайзи;
  • объему закупок и гарантированных регулярных платежей;
  • созданию и поддержанию системы маркетинга;
  • составу и использованию торгового оборудования;
  • расположению, размерам, оформлению помещений.

В данном методе ведения бизнеса используется понятие роялти – платы за использование торговой марки. Величина закрепляется в договоре и подлежит обязательной уплате правообладателю в зависимости от условий соглашения.Роялти

Существуют различные виды роялти:

  • Фиксированная сумма. Применяется для договоров со сложностью определения количества и суммы продаж.
  • Процентная ставка от прибыли. Условие применяется для компаний с четким контролем продаж и наценки. Процент устанавливается на маржинальный доход.
  • Процент от товарного оборота. Величина устанавливается от валового объема продаж и подтверждается внутренними отчетами или иными документами, установленными контрактом.

Преимущественное число договоров заключается с условием первоначального (паушального) взноса при получении прав. Величина одноразового взноса зависит от популярности бренда, доли участия в менеджменте правообладателя и определяется по взаимной договоренности.

Различные стороны рассматриваемой системы организации бизнеса

Детально о преимуществах

Бизнес настоящего времени имеет особенность сложного поиска свободной ниши или новой идеи. Особая сложность возникает при открытии компании и завоевании рынка.

Преимущества использования франшизыТрадиционно считается нормой получение убытков от продаж в первые полгода деятельности. Приобретение новой компанией прав на использование проверенного временем и разрекламированного бренда позволяет получать хорошие объемы выручки и прибыль с первых дней деятельности.

Использование эффективно работающего товарного знака обеспечивает работающей компании выход на качественно новый уровень продаж. Дополнительным плюсом выступает отсутствие необходимости продвижения продукции, изучения рынка спроса и предложений.

Приобретатель прав, франчайзи, получает возможность:

  • Получать поддержку от владельца.
  • Иметь материалы и учебную литературу по товарной марке.
  • Использовать результат рекламных акций, проводимых обладателем бренда.

Условия договора франчайзинга отличаются прозрачностью, четкими рамками и позволяют планировать бизнес. Правообладатель обеспечивает помощь в решении всех вопросов, возникающих в ходе реализации договора.

Существующие недостатки

При заключении договора франчайзинга особый контроль уделяется деловой репутации. Узнаваемый бренд должен обеспечивать высокий профессиональный уровень обслуживания марки. Все обязательные условия закрепляются контрактом, при нарушении которых, он может быть прерван с выплатой неустойки.

Минусом договора может выступать финансовая неустойчивость владельца бренда.

Гарантией плавного ведения бизнеса служит финансовая безопасность и устойчивость основного обладателя прав, которую следует выяснить до подписания контракта.

Владелец прав также испытывает определенные неудобства. Возникает сложность контроля продаж и реализации договора. Основа эффективности распространения бренда состоит в уникальных способах работы на рынке. При расширении сети появляется риск снижения защиты коммерческой тайны.

Основные этапы и условия оформления договора коммерческой концесии

Основные нюансы при оформлении франшизыШирокое предложение видов франшиз создает простоту выбора подходящей для реализации темы. Компания в большинстве случаев начинает работу с приобретения прав на торговую марку из своей сферы деятельности.

Для вновь организованных предприятий идея может возникнуть при рассмотрении предложений в Интернет-ресурсах, рекламы и практическом опыте изучения сегментов рынка.

Предлагаемые сферы деятельности такой системы ведения бизнеса:

  • производственная, предполагающая передачу франчайзи технологии производства продукта;
  • товарная, в рамках которой франчайзер передает своему партнеру товары определенного бренда для их последующей реализации;
  • лицензионная (сфера услуг), где франчайзи получает право оказывать определенного рода услуги, используя при этом бренд уже известной компании.

Следующим пунктом идет поиск конкретных предложений, чаще всего размещенных в Интернете, и установление контакта между сторонами с целью обсуждения условий договора. Дополнительно собирается информация о франчайзере, масштабности и надежности его деятельности.

Удачным вариантом выступает выход на других компаньонов держателя бренда. После согласования и заключения договора можно приступать к практической реализации условий соглашения.

Критерием выбора франшизы выступает широта полномочий франчайзи. По ее условиям применяются несколько уровней, определяющих права и возможности получателя прав:Договор франшизы

  • Прямой договор с открытием одной точки без возможности передачи прав.
  • Последовательный вид с территориальной ограниченностью, но возможностью расширения количества филиалов предприятия.
  • Соглашение по использованию прав на оговоренной территории с правом привлечения третьих лиц.
  • Договор с расширением территории и передачей частичных прав другим партнерам.

Но при любых условиях основной контроль остается за головным предприятием.

Оформление временной передачи прав осуществляется договором. В ГК РФ отсутствует четко установленное понятие франчайзинга. Соглашение сторон оформляется договором в форме коммерческой концессии. Документ закрепляет передачу прав на использование торговой марки и условия ее обслуживания. Обязательным пунктом договора служит условие уникального владения прав одним приобретателем в ограниченной территориальной единице.

Необходимо избегать договоров комиссии и аналогичные подменные формы, ограничивающие действия приобретателя прав.

Некоторые подводные камни

Франчайзи, при заключении договора, утрачивает свободу в осуществлении деятельности. Ежедневное следование его пунктам снижает инициативу в развитии компании. Предприятие должно придерживаться:Капитал для открытия бизнеса

  • верхних и нижних уровней цен;
  • ассортиментного предложения товаров и услуг потребителю;
  • условий проведения акций и реализации складских остатков;
  • времени работы торговой точки, общепита и офиса.
  • территориальных границ предложения товаров и услуг.

При заключении договора необходимо тщательно изучать предоставляемые соглашением условия и обратить внимание на следующее:

  • Порядок выплат за использование бренда.
  • Состав предоставления помощи.
  • Величина неустойки за нарушение условий договора.
  • Территориальная принадлежность распространения бренда одному франчайзи.

Объем первоначального капитала

Для приобретения франшизы компания должна обладать значительной суммой средств. При заключении контракта получатель прав:

  • Начальный капитал при открытии бизнесаДолжен обеспечить достойное помещение, параметры и местонахождение которого одобряются франчайзером.
  • Приобрести оборудование, соответствующее уровню и специфике марки.
  • Создать коллектив работников и провести обучение по свойствам торговой марки, условиям обращения с продукцией и деловой репутацией бренда.
  • Организовать систему менеджмента и ведения учета в компании.
  • Оплатить разовый первоначальный взнос, обязательный по условиям договора.

Старт бизнеса по франшизе требует значительных капиталовложений, но окупается стабильностью и прогнозируемостью деятельности. Он имеет множество преимуществ для молодых компаний и фирм, имеющих развитую деятельность в конкретной сфере. И для его успешной реализации необходимо тщательно изучить обладателя прав, условия договора и требования по реализации.

Также существует вариант открытия бизнеса согласно данной системе, но без вложений. В большинстве случаев это происходит, когда франчайзер берет на себя все первоначальные затраты. Такая схема не предусматривает наличия стартового капитала у франчайзи и не требует ни роялти, ни паушального, ни другого первоначального взноса.

Открытие бизнеса по франшизе без первоначальных затрат возможно в случае, если экономические выгоды от сбыта товаров и услуг будут значительно превышать прибыль от паушальных взносов.

Различают несколько видов такого способа ведения предпринимательства, когда:

  • целью франчайзера становится максимально быстрый захват рынков на новых территориях;
  • интенсивное увеличение объема продаж преобладает над затратами для поддержки нового партнера;
  • франчайзи прошел обучение у владельца головной компании и применяет свой опыт и знание на раскрутку данного бренда;
  • используется фонд прямых инвестиций;
  • необходима раскрутка нового бренда.

Видео: Франчайзинг в современном бизнесе

Ниже рассматривается понятие франчайзинга, как движущей силы малого и среднего бизнеса.

Об авторе

Григорий Знайко
Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector