Что такое обособленное структурное подразделение

По мере своего развития компания расширяет горизонты и нередко наступает такой момент, когда свое присутствие нужно обеспечить в другом городе или даже регионе страны.

Что такое ОП

Определение и признаки

Обособленным подразделением можно назвать отделение фирмы, местонахождение которой отлично от местонахождения головной организации. Название подразделения, а также его фиксирование в Едином государственном реестре юридических лиц не играют большой роли.

Согласно Налоговому кодексу РФ обособленное отделение имеет следующие признаки:

  1. Определение типа ОПВ нем имеется хотя бы одно рабочее место. Это значит, что в подразделении есть мебель, необходимое для ведения деятельности оборудование и прочие вещи для того, чтобы занятые сотрудники могли выполнять свои рабочие дела. Конечно, должны и выполняться элементарные признаки рабочего места. Так, между организацией и работником должны быть установлены трудовые отношения, а также организация должна контролировать трудовой процесс работника.
  2. Рабочее место обязано быть создано с перспективой на длительный период времени. Однако, будет ли работник постоянно работать в нем или нет — не играет большой роли. Примером такого подразделения может быть склад, на котором работы выполняются всего несколько раз в месяц.
  3. Подразделение должно быть подконтрольным головной организации. Конечно, это условие не всегда четко соблюдается. Так, работник может трудиться на месте, предоставленном другой компанией в аренду.
  4. В подразделении ведется деятельность, соответствующая деятельности головной организации.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, например, человек, трудящийся на организацию по договору подряда не будет образовывать обособленного подразделения за неимением трудовых отношений с организацией. То же самое происходит, если человек работает на дому или направлен в командировку.

Недвижимость, находящая в собственности компании и сдающаяся в аренду, также не может быть названа обособленным отделением.

Виды

Согласно российскому законодательству выделяют несколько видов обособленных подразделений:

Филиал – это отделение фирмы, которое находится отдельно от нее и выполняет все ее функции или какую-то их часть.

Представительство – это также отделение организации, находящееся отдельно от нее и выполняющее все, чтобы представить интересы головной фирмы, а также полностью защитить их.

Существует и простое обособленное отделение, которое, в отличие от первых двух, может не иметь ни расчетного счета, ни директора.

Чтобы открыть филиал или представительство, организация обязана уведомить ФНС и внебюджетные фонды и, более того, внести корректировки в учредительные документы.

При открытии же простого обособленного подразделения организация должна просто выпустить приказ. Конечно, при организации обычного подразделения также требуется уведомление ФНС.

Если вовремя не поставить в известность налоговую и внебюджетные фонды, то компания рискует получить штраф. При особенно серьезных случаях штраф может быть и у руководителя организации.

Филиалы и представительстваПредприниматели предпочитают открывать простое обособленное отделение, нежели проходить через процедуру открытия филиала или представительства. У простого обособленного подразделения есть существенный плюс: его легче открыть в силу того, что оно не образует нового юридического лица и является частью компании.

Филиал и представительство – это уже отдельные юридические лица, для которых требуется и директор, и счет, и соответствующее оформление во многих инстанциях.

Закрывать филиал и представительство также намного сложнее: необходимо поставить в известность ФНС и фонды и, более того, повторно внести корректировки в учредительные документы, которые в дальнейшем должны быть закреплены со стороны налоговой.

Плюсом любого обособленного подразделения является то, что головная организация при их наличии может использовать упрощенную систему налогообложения.

Существенным минусом любого обособленного подразделения считает то, что оно не может самостоятельно выполнять некоторые вещи, например, увольнять или принимать работников.

Регламенты согласно НК РФ и ГК РФ

Регламенты по кодексамОпределение обособленного подразделения по-разному трактуется в Гражданском и Налоговом кодексах. Гражданский кодекс подходит к определению более поверхностно и регулирует общие вопросы. Так, процедура создания обособленного подразделения как раз описана в данном кодексе.

Для того чтобы его создать, необходимо уведомить ФНС и внебюджетные фонды, а также внести корректировки в соответствующие документы в организации. Все изменения, вносимые в учредительные документы, должны быть зафиксированы налоговой службой, что подразумевает дополнительные временные и материальные затраты.

Налоговый кодекс регламентирует более частные моменты касаемо обособленных подразделений. Именно он определяет признаки и виды подразделений, а также его отношение к общей структуре компании. Так, именного согласно НК РФ обособленное отделение обязано иметь рабочие места, а все работники должны иметь трудовые отношения с головной организацией.

Регистрация в 2017 году

На учет в ФНС новое отделение нужно ставить в течение одного месяца со дня его создания. Сделать это можно в ближайшей к подразделению налоговой инспекции.

Если головная организация вовремя не сделала этого, то ее ждет штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей. При больших просрочках размер штрафа может быть увеличен до 20 тыс. рублей и более.

Чтобы налоговая служба поставила на учет новое отделение, головная компания обязана предоставить в ФНС документы, подтверждающие факт его образования, а также выписку из ЕГРЮЛ и учредительные документы.

Бывают случаи, когда предоставление вышеназванных документов проблематично, тогда организация может поставить отделение в налоговой только подав в ФНС соответствующее заявление. Обычно ФНС обрабатывает заявления от организаций о постановке подразделений на учет в течение одной рабочей неделе. Более подробная информация по срокам регистрации подразделений представлена в Налоговом и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Направить документы для постановки подразделения на учет можно как самостоятельно, так и с помощью почты. Более того, сейчас можно направить документы и посредством электронного документооборота.

Изменения, которые вносятся в учредительные документы, должны быть также зарегистрированы в налоговой службе. Для этого организации следует оплатить госпошлину и вместе с ней направить в налоговую заявление о внесении изменений.

Внесение изменений в налоговой об изменении учредительных документов обычно происходит в течение трех дней с даты подачи заявления и уплаты госпошлины.

Пенсионный фонд РФ

Регистрация в ПФРПенсионный фонд России обязательно должен поставить на учет те подразделения, у которых имеется отдельный счет для того, чтобы перечислять отчисления за работающих сотрудников.

Для того чтобы зарегистрироваться в Пенсионном фонде, организация должна обратиться в фонд, к которому она территориально принадлежит, в течение двух недель со дня получения извещения из налоговой инспекции о том, что обособленное отделение поставлено на налоговый учет.

ПФР ставит на учет отделение согласно данным, имеющимся в реестре налогоплательщиков. Обычно со дня подачи заявления о регистрации до успешного ее завершения проходит не более недели.

Фонд социального страхования

Регистрация в ФССРегистрация подразделения, имеющего свой расчетный счет и готового перечислять выплаты за сотрудников в Фонд, должна состояться в течение 30 дней со дня образования обособленного подразделения.

Как и в случае с регистрацией в Пенсионном фонде, в ФСС регистрация происходит по заявлению. Организация должна предоставить имеющиеся у нее свидетельства и извещения из ФНС, а также документ, подтверждающий факт создания (обычно это приказ об образовании обособленного подразделения).

Фонд социального страхования может запросить и дополнительные документы для успешной постановки на учет подразделения организации.

Внесение изменений

Изменением касаемо обособленного подразделения можно назвать как и смену наименования, так и смену адреса и даже закрытие подразделения. Как правило, чаще всего наименования имеют представительства и филиалы, в то время как простое обособленное отделение обходится без него.

При смене наименования для внесения соответствующих сведений организация должна направить заявление в налоговую инспекцию, где зарегистрировано отделение. Заявление в ФНС можно передать как лично, так и направить почтой.

Внести изменения касаемо наименования подразделения можно прямо на сайте ФНС nalog.ru посредством электронного документооборота.

Предоставление актуальных сведений должно быть осуществлено в срок не более пяти дней с момента их принятия в обособленном подразделении. Налоговая инспекция уже на следующий день после предоставления новых сведений обязана их направить в налоговый орган по месту нахождения подразделения организации в электронном виде. Датой, когда изменения были внесены, считается число их появления в ЕГРЮЛ головной организации.

Организация может запросить налоговую инспекцию о направлении ей соответствующего уведомления о том, что изменения были внесены.

Если у подразделения сменился адрес, то уведомлять налоговую нужно только в том случае, если это отделение не является филиалом или представительством. Уведомить ФНС о новом адресе следует в течение трех рабочих дней с момента начала осуществления отделением деятельности по новому адресу.

Налоговая сама снимает и ставит на учет адреса филиалов или представительств на основе полученных сведений из ЕГРЮЛ. Сообщать об изменении в адресе или наименовании в фонды следует только тогда, когда отделение проходило процедуру регистрации в них.

Процедура закрытия

Для того чтобы закрыть обособленное отделение, потребуется снять его с учета в ФНС и фондах, а также уволить работников.

Если отделение простое, то для его закрытия необходимо обратиться в налоговую по месту нахождения головой компании. Обращаться в ФНС следует сразу же, как был выпущен приказ или другой документ, подтверждающий ликвидацию.

Как происходит закрытие

Если же отделение является филиалом или представительством, то обращаться нужно в налоговую инспекцию, к которой принадлежит отделение. После уведомления налоговой о ликвидации, она снимает отделение с учета в течение 10 рабочих дней.

Особым случаем является снятие с учета подразделения, в котором происходит налоговая проверка. Так, пока она не завершится, его с учета не снимут.

При ликвидации подразделения (если это филиал или представительство) необходимо будет внести изменения в весь пакет учредительных документов, которые также должны быть отражены в налоговой.

Налоговая вносит необходимые правки в ЕГРЮЛ и передает информацию в налоговую инспекцию по месту нахождения компании. В любом случае если ликвидируется представительство или филиал организации, она обязана внести корректировки в свои документы.

Как проходит процедура регистрации обособленного подразделения, можно узнать из данного видео.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных