Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Типы электронных подписей: понятие, виды, отличия и применение

Первая электронная цифровая подпись (ЭЦП) была поставлена пятьдесят лет назад. Только тогда речь не шла о повсеместном внедрении, новинка вызвала интерес больше у специалистов. С бурным развитием компьютерных технологий подпись получила широкое распространение.

Использование ЭЦП

Фактически каждый пользователь интернета использует один из видов подписи, но особенно часто это делают политики, чиновники и бизнесмены. Электронный документооборот стал нормой, что нашло отражение в законодательной базе.

Применение криптографических методов, закрытых ключей и паролей позволило сделать электронную подпись вполне надежным источником информации о владельце. Теперь несложно установить авторство и защитить представленные данные.

Понятие ЭП

Современная электронная подпись соответствует всем общепринятым нормативам и стандартам делопроизводства, но имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным бумажным аналогом.

  • Как выглядит ЭПкак правило, здесь представлена вся необходимая информация о владельце: отношение к документу, должность и т.п.;
  • присутствует дата и собственноручная подпись как обязательный и основной реквизит;
  • указан открытый ключ для проверки и расшифровки, чтобы подтвердить авторство лица, подписавшего документ.

Дело в том, что владелец должен использовать закрытый ключ для шифрования данных, что позволит избежать внесения поправок и подделки.

В свою ЭЦП можно вносить дополнительные сведения, в том числе заметки и графическое изображение.

Аналог собственноручной подписи стал активно внедряться в сфере правовых, гражданских и публичных правоотношений после утверждения федерального закона. Законодательные акты дают возможность использовать несколько видов подписи.

Виды и типы

На сегодняшний день повсеместно используется два основных типа электронной подписи, один из которых подразделяется на две формы.

Характеристики видов ЭП

  1. Стандартная простая подпись в первую очередь предназначена для пользователей интернета. Благодаря логину и паролям удается беспрепятственно входить в аккаунт, совершать покупки, переводить средства.
  2. Усиленная неквалифицированная подпись (НЭП) должна послужить для определения личности отправителя и отследить внесенные изменения, сделанные после отправки данных.Этот электронный документ полностью заменяет бумажный аналог с соответствующими печатями и росписью.
  3. Существует усиленная квалифицированная форма (КЭП). Цифровая подпись должна быть подтверждена сертификатом аккредитованного центра, чтобы получить полную юридическую силу и средства криптозащиты.

Нередко используются одновременно несколько видов подписи для проведения личных или деловых операций в кратчайший срок.

Особенности применения

Вытеснение бумажного носителя непосредственно связано со стремительным развитием интернета.

Особенности применения ЭЦП

  1. Простая подпись для авторизации и идентификации применяется каждый день владельцами смартфонов, планшетов и ноутбуков. Она нужна для получения информации, переговоров, общения в социальных сетях, покупок и оплаты счетов в интернет-магазинах.
  2. Электронные документы теперь все чаще визируют с помощью ЭЦП. Это облегчает сдачу отчетности в налоговые и контролирующие органы. Во-первых, установить авторство не составит особого труда. Во-вторых, не получится внести корректировку в отчет без согласия владельца подписи.
  3. К официальному документу теперь несложно добавить свои дополнительные заметки, поправки и комментарии, которые не изменят основных положений.

Стало значительно проще обмениваться информацией и документами, даже если они составляют государственную тайну.

ЭЦП в документообороте

В результате использования ЭЦП значительно вырос электронный документооборот. Современные стандарты не только прописаны в законе, но и рекомендованы в постановлениях правительства.

  1. Сокращается время на пересылку бумаг, не требуется отправлять аналог в бумажном виде.
  2. Упрощается процедура оформления и внесения корректировок. Их удастся сделать в любой момент и выслать новый вариант со всеми поправками.
  3. Использование закрытого ключа помогает избежать утечки информации. Она будет закодирована, что помешает постороннего лицу внести любые изменения.
  4. Чтобы не возникло проблем с расшифровкой, заинтересованные стороны заранее оговаривают соответствующее программное обеспечение и формат документов.

Получателю остается только применить свой открытый ключ, расшифровать документ и проверить подпись. Если поступит сообщение, что сертификат неизвестен, то речь идет о постороннем пользователе и перехвате.

Полезные рекомендации по использованию ЭЦП можно узнать из данного семинара.

Разница между НЭП и КЭП

Простая ЭП больше нужна для ведения деловой переписки или проведения рекламной кампании. Электронное сообщение должно указать, что его отправило конкретное лицо, имеющее свой логин и пароль.

  1. Подтвердить идентификацию и факт, что документ не изменился после подписания, сможет усиленная неквалифицированная подпись.
  2. Выдачей НЭП занимаются неаккредитованные центры, однако это не мешает приравнять подпись к собственноручной. Оформление сертификата не является обязательным условием.
  3. Усиленную КЭП можно получить только в удостоверяющем центре, который был аккредитован.
  4. В полученном сертификате будет обязательно указан ключ проверки. Потребуется установить соответствующее программное обеспечение.
  5. При проверке подписи используют разные средства, имеющие лицензию в области криптозащиты. Требования оговорены в пунктах закона.
Главное отличие между двумя формами заключается в наличии сертификата, который выдают в удостоверяющем центре или через его доверенное лицо

Законодательные нормативы

Ключ к подписиПопытка внедрить электронную подпись предпринималась еще в 2002 году, когда вышел соответствующий указ. Ее хотели использовать только для проведения гражданско-правовых сделок.

Читайте также:   Требования к печати организации и индивидуального предпринимателя в 2022 году

Эта инициатива не получила широкого распространения в силу разных причин. Удостоверяющие центры не имели опыта работы, не хватало специализированного оборудования и специалистов. Многие пользователи не слишком доверяли электронной подписи, боялись утечки важной информации и своих средств.

Положение изменилось в 2011 году, когда был принят федеральный закон № 63. За последние пять лет сюда внесено немало поправок и дополнений. Теперь положения закона прописывают все виды подписей и сферу их применения.

Четко регламентирована работа центров, выдающих сертификат. Основная деловая документация, налоговые отчеты и ведомости, многие банковские операции проводятся через интернет благодаря появлению цифровой подписи.

Электронная и бумажная подписи

Многих волнует вопрос, является ли электронная подпись полным аналогом бумажной. Закон об электронной подписи дает четкий и ясный ответ.

  1. Электронная и бумажная подписиПростая и усиленная подпись считается собственноручной. Электронный документ официально приравнивается к бумажному носителю.
  2. Простая ЭП имеет ряд ограничений и не используется в документах, содержащих государственную тайну. При подписании соглашений и правовых актов стороны заранее оговаривают случаи их признания, правила определения и обязанности лица, поставившего свою подпись.
  3. Усиленные формы создаются с помощью криптографических преобразований и ключей, что служит надежной гарантией при подписании любых документов.

Бумажный носитель постепенно отходит в прошлое и лишь дублирует предоставленную информацию.

Получение и преимущества использования

Юридические лица предпочитают получить усиленную квалифицированную подпись. Для этого нужно собрать некоторые документы.

  1. Предоставляется паспорт гражданина страны.
  2. Оформляется заявление от получателя подписи.
  3. Нотариально заверяется бумага, подтверждающая полномочия и право подписывать отчеты, банковскую, деловую документацию.
  4. Прикладывается квитанция после оплаты услуг.

В среднем стоимость варьируется от 10 до 17 тысяч рублей. Срок действия сертификата ограничен и находится в пределах от 1 месяца до 1 года.

Каждую квалифицированную подпись создают, используя шифры и набор определенных символов. Цифровой аналог присваивают конкретному пользователю и сохраняют в отдельном файле.

Даже простая стандартная подпись приносит определенные преимущества владельцу. С ее помощью удобно совершать банковские операции и покупки. Достаточно открыть свой кабинет и управлять счетом в любое время дня и ночи.

ЭЦП стала действенным инструментом для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

  1. Значительно упрощается система оборота документов, на их оформление уходит гораздо меньше времени. Несложно вносить поправки, своевременно отправлять отчеты в налоговую и внебюджетные фонды.
  2. Шанс потери документа или внесения недостоверной информации сводится к нулю. Все изменения легко выявить сразу после получения. Остается только связаться с владельцем и рассказать о возникших проблемах.
  3. Становится проще развивать бизнес. Удается быстрее находить и связываться с новыми партнерами, вести деловую переписку, заключать нужные договора. Для этого достаточно использовать один из трех типов подписи.
  4. КЭП поможет своевременно подать заявку на участие в аукционах, торгах и тендерах. В последнем случае особенно важны сроки и достоверная информация, помогающая обойти соперников.
  5. Удается наладить деловые отношения как с отечественными, так и с зарубежными бизнесменами. Договор о сотрудничестве можно подписать прямо в своем кабинете, не затрачивая средства на переезды.

Использование ЭЦП теперь не считается чей-то прихотью. Она помогает сохранить конфиденциальность и время, что крайне важно для делового человека.

В личной жизни без нее тоже сложно обойтись, количество пользователей всемирной паутины только растет с каждым годом.

Дополнительную информацию про ЭЦП можно узнать из данного видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector