ЭЦП и ее роль при получении услуг Росреестра

Электронно-цифровая подпись

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) требуется в электронном документообороте и тогда, когда необходимо получение электронных услуг, оказываемых службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром).

Данная статья расскажет подробнее об ЭЦП, порядке ее выдачи и услугах, предоставляемых Росреестром в электронном виде.

Электронно-цифровая подпись – это специальный контейнер, содержащий данные о физическом или юридическом лице, необходимые для подтверждения личности гражданина в интернете, получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде или отправки данных по защищенным каналам связи.

Впервые в государственных нормативно-правовых актах понятие электронно-цифровой подписи появилось в Федеральном законе №1-ФЗ от 10 января 2002 года. Данный документ регламентировал понятие, сферы применения, требования к центрам выдачи ЭЦП, а также описывал алгоритмы формирования и аннулирования сертификатов ключа подписей. С 1 июля 2013 года этот закон признан утратившим силу.

На смену акту от 2002 года пришел Федеральный закон «Об электронной подписи» №63-ФЗ от 6 апреля 2011 года, в котором были раскрыты и дополнены понятия старого закона, но уже в соответствии с современными требованиями к электронному документообороту и криптографии. На данный момент этот нормативно-правовой акт является главным документом, на основании которого осуществляется криптографическая защита с использованием электронной подписи.

Какие существуют виды ЭЦП

В 63-ФЗ перечислены 3 вида электронно-цифровых подписей:

  • простая;
  • неквалифицированная;
  • квалифицированная.

Простая ЭЦП

Простые подписи (ПЭП) предназначены для идентификации пользователя, но их нельзя использовать для подписания электронных документов. Чаще всего подобный вид защиты используется при двухфакторной авторизации.

Самым распространенным примером являются короткие пароли, используемые банками для подтверждения различных операций.

Например, вы решили приобрести что-либо в интернете, а для оплаты выбрали банковскую карту. Для того чтобы подтвердить, что действие выполнено вами, банк пришлет на привязанный номер телефона смс с кодом, в данном случае используется простая ЭЦП.

Неквалифицированная ЭЦП предоставляется в виде ключа, хранящегося на флеш-носителе.

Юридическими лицами подобные подписи используются исключительно для внутреннего документооборота, когда необходимо подтвердить, что электронный файл был отправлен именно конкретным сотрудником и что целостность данных в пути от отправителя к получателю не была нарушена.

Получение подобных электронных подписей возможно собственными силами (не обязательно заказывать их в удостоверяющих центрах), в данном случае специалисты компании самостоятельно формируют алгоритмы защиты.

Квалифицированная ЭЦП

Квалифицированная электронно-цифровая подпись (КЭП) включает в себя свойства двух предыдущих видов, однако имеет коренное отличие – наличие специального ключа проверки, который выдается исключительно удостоверяющими центрами выдачи, аккредитованными Минкомсвязи.

Следовательно, данный вид ЭЦП нельзя изготовить самостоятельно, придется обратиться в специализированную организацию.

КЭП является полным эквивалентом бумажной подписи, с ее помощью можно участвовать в торгах, подтверждать личность и регистрировать юридическое лицо на сайте госуслуг, получать услуги различных государственных и муниципальных органов, в том числе Росреестра.

Услуги, получаемые ЮЛ через Росреестр

Для выпуска ЭЦП юридическому лицу необходимо обратиться с заявлением в любой удостоверяющий центр, список которых указан на сайте Росреестра.

К заявлению необходимо приложить копии уставных документов организации, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), паспортные данные руководителя, а также приказ о своем назначении.

При наличии у пользователя ЭЦП Росреестр позволяет получить в электронном виде следующий ряд услуг:

  • регистрация права собственности;
  • проведение электронных сделок по передаче прав на недвижимое имущество;
  • запрет на осуществление сделок без личного участия;
  • запрос на кадастровый план территории из ЕГРН;
  • получение сведений из единых государственных реестров;
  • получение данных из реестра кадастровых инженеров и другие.

Преимущества и недостатки

Главная задача электронно-цифровой подписи – защита данных от получения и изменения третьими лицами. Возможность получения государственных услуг в электронном виде упростила жизнь заявителей, ведь теперь можно подать заявление из дома или офиса, не тратя время на ожидание в очереди.

Плюсы ЭЦП:

  • простота авторизации на различных электронных сервисах;
  • уверенность в защищенности информации, передаваемой в интернете;
  • возможность получения государственных услуг без посещения ведомства.

Однако данная система несовершенна, имеет ряд недостатков. О них расскажем подробнее.

Минусы ЭЦП:

  • система шифрования может быть подвержена взлому;
  • наличие подписи не является гарантией получения госуслуг без посещения ведомств;
  • подпись имеет ограниченный по времени срок действия.

Во-первых, открытые ключи ЭЦП могут быть подменены злоумышленниками. Это происходит, когда пользователям приходится работать с несколькими ЭЦП или контактировать с рядом организаций, а отозвать сертификат и заменить его новым не представляется возможным. Выходом из положения служат регулярные обращения юридического или физического лица в центр распространения сертификатов с целью проверить, действителен ли тот или иной сертификат.

Во-вторых, многие государственные и муниципальные услуги, предоставляемые органами власти, на данный момент не предусматривают полного электронного результата, поэтому обращение в соответствующее ведомство неизбежно. К примеру, гражданин подал заявление на выдачу градостроительного плана земельного участка с помощью портала государственных услуг, однако для получения плана ему придется посетить управление архитектуры и градостроительства.

В-третьих, получить подпись на 2-3 года не получится, так как срок действия ЭЦП ограничен – 1 год. Ежегодно организации приходится продлевать ЭЦП, затрачивая на такую услугу от 2 до 5 тысяч рублей.

Видеоинструкция по получению представлена ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных