Содержание статьи
Должностная инструкция секретаря-делопроизводителя – документ организационно-распорядительного характера. Он регулирует работу сотрудника и устанавливает его обязанности и права.
Законодательством предусмотрены нормативные акты, содержащие указания по составлению инструкций, часть из которых являются обязательными.
Требования к должности
В Едином квалификационном справочнике не указан секретарь-делопроизводитель, поэтому при создании инструкции рекомендуется использовать описания схожих по профилю профессий (администратора, референта и машинистки). Общие требования к кандидату на указанную должность выглядят так:
- Умение работать с документацией. Сюда входит обработка корреспонденции (прием, отправление, оформление, регистрация и распределение) и ведение журналов учета.
- Грамотность.
- Знание делового языка и офисного этикета.
- Навыки обращения с оргтехникой и программным обеспечением.
- Способность к пониманию стандартов и ГОСТов.
Нередко к этому списку добавляют другие пункты, что допускается законами о трудовом праве.
Например, для фирм, работающих с иностранными партнерами актуально свободное владение английским или другим языком.
Эта профессия относится к категории специалистов и работников секретариата, квалификация которых должна быть соответствующей. Секретарю-делопроизводителю достаточно получить диплом о начальном профессиональном образовании или пройти подготовительные курсы после окончания 11-ти классов средней школы. Если сотрудник выполняет часть обязанностей референта или помощника руководителя, тогда ему необходимо иметь высшее образование или начальное совместно с опытом работы.
Детально и доступно о должности секретаря-делопроизводителя и его основных обязанностях рассказано в следующем видео:
Составление инструкции
Регламентирующие документы для создания инструкции – действующие справочники, классификаторы и методички.
На официальных сайтах государственных органов, отвечающих за трудовое законодательство, можно найти их последние версии.
При составлении учитывают положение структурного подразделения, в которое входит работник по штатному расписанию.
Разработкой занимается руководитель секретаря или другое уполномоченное лицо, что письменно фиксируется в официальном приказе по предприятию. В больших компаниях, где есть отдел делопроизводства или канцелярия, это входит в круг обязанностей начальника подразделения. Подобное правило относится и к управляющим филиалов.
Утверждает документ глава организации, а на последнем листе инструкции должны стоять подписи инспектора по кадрам, юрисконсульта, руководителя отдела при необходимости и самого работника, подтверждающего согласие с содержимым.
При отказе подписывать должностную инструкцию работник может получить выговор в письменной форме или дисциплинарное взыскание.
Этот служебный документ делают в трех экземплярах:
- один подшивается к личному делу,
- второй передается начальнику отдела,
- третий находится на руках у самого сотрудника.
Инспектор по кадрам создает журнал учета должностных инструкций, где работник ставит свою подпись, подтверждающую получение.
А непосредственно подробности, как правильно заполнить трудовую книжку приведены в этой статье.
Чтобы легко и правильно заполнить табель учета рабочего времени, рекомендуем ознакомиться со следующим материалом.
Хранение
Определенных требований к хранению нет, но практикуют сдачу в архив утративших актуальность инструкций. Спустя три года их можно уничтожить по всем правилам архивного делопроизводства.
Все процедуры по составлению, хранению и оформлению должностных инструкций можно утвердить единым положением. Формат такого руководства определяется каждой организацией отдельно из-за отсутствия разъяснений и предписаний со стороны государства.
Создавая инструкции, специалисты должны позаботиться о едином их оформлении и надлежащем хранении.
Содержание документа
Обязательные пункты, которые прописывают в должностной инструкции.
Общие положения включают:
- Описание должности в соответствии с законодательством и указание руководителей.
- Квалификационные требования.
- Условия назначения и освобождения с должности.
- Перечисление необходимых знаний и умений.
- Передача и прием прав и обязанностей на время вынужденного отсутствия (больничный, отпуск разного рода).
Должностные обязанности. Здесь размещают весь список работ, которые секретарь должен выполнять. Прописывают обязанности при взаимодействии с другими сотрудниками или отделами компании в целом и при работе с клиентами и внешними партнерами.
Права. Этот раздел содержит такие сведения:
- Продолжительность рабочего дня.
- Список документов, которые секретарь может подписывать.
- Род информации и документов для обязательного ознакомления.
- Права на внесение предложений, замечаний и жалоб.
Ответственность. Делопроизводитель может понести определенное наказание за нарушение законодательства или неисполнение своих прямых обязанностей.
В больших корпорациях зачастую действуют внутренние правила и деловая этика. При условии, что все требования отвечают государственным нормам, инструкцию можно расширить. Дополнения оформляются в виде приложения или вписываются в типовой образец.
К необязательным пунктам относят правила поведения, рабочий дресс-код и сроки исполнения отдельных видов работ. Предприятия с внутренней системой качества формируют список обязанностей и прав сотрудника исходя из целей, политики компании и других предписывающих документов.
Делопроизводитель в школе
Специфика учебных заведений предполагает особый подход к составлению должностных инструкций секретаря. В школе такой специалист подчиняется директору. И его полномочия передаются работнику с минимальными умениями, которые позволяют полноценно замещать сотрудника.
В его обязанности входит ведение кадрового делопроизводства и учета учащихся. Он регистрирует новых школьников и ставит отметки о выбывших учениках, создавая необходимые приказы и ведя журналы. Делопроизводитель в учебном заведении может проводить собрания с целью информировать родителей и детей о приказах и распоряжениях внутри школы. В его ведомстве также находится архив.
Секретарь исполняет все требования директора школы, касающиеся рабочего и учебного процесса. Отвечает на звонки, обрабатывает документы и участвует в подготовке мероприятий. Рабочий день нормируется в зависимости от работы школы и внутреннего распорядка. Количество часов рассчитывается индивидуально бухгалтерией.
Сроки действия
Время, в течение которого данные документы являются действительными, ограничивается лишь несколькими факторами. Среди них:
- Перевод сотрудника на другую должность.
- Изменение трудового законодательства или выход новых нормативных актов в определенной сфере производства.
- Реорганизация предприятия.
- Возложение дополнительных обязанностей.
- Внесение изменений в название юридического лица или его подразделения.
- Содержимое стало неактуальным из-за смены оборудования или применения других технологий.
При возникновении этих факторов инструкция переписывается с учетом всех нововведений. Процедура утверждения, ознакомления, введения в действие и хранения остается прежней.
Видео: Правила составления инструкций для персонала
О том, как правильно составить работающую должностную инструкцию, как инструмент управления можно в следующих видеоматериалах:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.12.08Инструкции для ИПКак ИП перейти с УСН на патент
- 2020.09.09В помощь каждомуКак подготовиться ко второй волне коронавируса
- 2020.09.08Договорные отношенияЗаключение договора в электронном виде: а так можно?
- 2020.07.29Инструкции для ИПКак ИП без работников заполнить заявление и получить субсидию