Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Возврат товара без чека согласно Федеральному закону “О защите прав потребителей”

Возврат не подошедшего товара в магазин – распространенная практика. Для проведения процедуры требуется соблюдение определенных условий. Нужен ли для этого чек, или можно обойтись без него?

Возврат товара без чека

Законодательная база на 2019 год

Регламентом в отношении данного вопроса является Федеральный закон «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992. В п. 5 ст. 18 сказано, что отсутствие чека не выступает в качестве основания для отказа в удовлетворении требований потребителя.

Аналогичные положения прописаны и в ст. 493 ГК РФ. В ст. 25 речь идет о том, что покупатель может предъявить иной документ, подтверждающий факт внесения платы за товар.

Чтобы провести процедуру возврата товарной позиции без чека, необходимо явиться с покупкой в магазин в течение двух недель и сообщить о намерении вернуть товар, объяснив причину. При получении отказа от продавца покупатель вправе подать жалобу в Союз потребителей. В конечном счете, его требование будет удовлетворено.

Основные причины возвращения

Причины, по которым потребитель инициирует процедуру возврата товарной позиции в  торговый объект, обычно следующие:

  • товар не понравился (не подошел по фасону и цвету);
  • размер оказался неподходящим;
  • покупатель передумал нести траты (или денежные средства понадобились срочно);
  • потребитель нашел аналогичный товар по более низкой цене или с улучшенным набором характеристик;
  • выяснилось, что товар бракованный и/или имеет ненадлежащее качество.

Обязателен ли чек

В соответствии с нормами законодательства (п. 1 ст. 25 ФЗ №2300-1), если сдается товар надлежащего качества, необходима сохранность товарного или кассового чека. Вместо этого документа можно использовать иное подтверждение уплаты товара. При отсутствии квитанции потребитель имеет право сослаться на показания свидетелей.

Если речь идет о товаре ненадлежащего качества (ст. 18-24 ФЗ №2300-1), наличие чека также является желательным, но необязательным. Ведь нередко потребители обращаются в магазин на основании гарантийного талона, который действует в течение нескольких лет с момента покупки.

Есть вероятность того, что чек до этого времени не сохраняется. Тем не менее, во избежание спорных ситуаций с продавцом покупателю стоит иметь на руках документ, подтверждающий оплату, т. е. хранить его до истечения гарантийного срока.

Возможен ли возврат без чека

Как уже отмечалось, вернуть продукт в магазин, если чек отсутствует, возможно. Но есть несколько индивидуальных нюансов и обстоятельств.

Причины возврата

Случаи

Право на возврат покупки может быть удовлетворено и реализовано в следующих случаях:

  • товар не был в употреблении и не подошел (но он имеет надлежащее качество);
  • товар использовался, но в процессе эксплуатации был обнаружен брак.
В остальных случаях, хотя на практике они встречаются редко, наличие чека является обязательным.

Условия

Чтобы произвести возврат товара, нужно соблюсти несколько условий:

  • изделие не было использовано;
  • оно сохранило свой первоначальный внешний вид;
  • у него остались все ярлыки и пломбы.

Немаловажную роль играет предъявление документа, способного подтвердить факт приобретения продукта. Это может быть квитанция, инструкция по эксплуатации, техпаспорт, руководство по использованию. Важно, чтобы документ содержал следующие данные:

  • стоимость, по которой товар был приобретен;
  • название товарной позиции;
  • дата приобретения;
  • сведения о продавце.

Если в товаре дефектов и брака нет, покупатель вправе вернуть его в течение 14 дней (ст. 25 ФЗ №2300-1). Если он принял решение просить возврата по истечении этого срока, продавец вправе отказать.

Порядок обмена

В ст. 21 ФЗ №2300-1 от 07.02.1992. говорится о порядке замены товара, имеющего ненадлежащее качество. В п. 1 сказано, что при обнаружении недостатков продавец обязуется произвести замену товара на протяжении 7 дней с момента обращения потребителя.

Если потребуется проведение экспертизы, на весь этот процесс дается 14 дней. При отсутствии товара в наличии дается месяц. Наличие чека при этом не является обязательным.

В ст. 25 речь идет о праве потребителя на обмен товара, имеющего надлежащее качество. В п. 1 сказано, что право на замену имеется, если продукт не подошел по цвету, фасону, комплектации, размеру. Сделать это можно на протяжении двух недель с момента совершения покупки.

Возврат осуществляется по чеку, но если он отсутствует, потребитель может ссылаться на показания свидетелей. Также в законе предусмотрен перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену. К нему относятся лекарства, драгоценные металлы, средства личной гигиены, животные, косметика, белье.

Свидетельские показания

Показания свидетелей, присутствовавших при покупке товара, являются значимым аргументом в процессе доказывания правоты потребителя. Поэтому при желании купить дорогостоящий товар, который по каким-либо причинам может не подойти, следует брать с собой в магазин еще одного или двоих человек.

Если в момент покупки покупатель был один, можно ссылаться на показания продавцов из магазина.

Можно ли сделать возврат товара без бирки, но с чеком

В соответствии с нормами ст. 25 ФЗ №2300-1 возврат товарной позиции возможен только в том случае, если на ней сохранена бирка, пломба,  т. е. вещь не должна быть использованной. Это нужно для того, чтобы впоследствии продавец мог продать товар другому покупателю.

Многие клиенты принимают во внимание наличие бирок, поскольку желают приобрести качественную новую вещь. Если же этикетки нет, возникают подозрения, что одежда использовалась. Тем не менее, в ст. 18 предусмотрены исключения. В частности, если купленный товар имеет плохое качество, которое было обнаружено в процессе эксплуатации.

Читайте также:   Z-отчет по онлайн-кассе: как снять и сколько хранить

О том, возможен ли обмен товара без чека, можно узнать из видео ниже.

Алгоритм действий покупателя

Первое, что нужно будет сделать – обратиться в администрацию магазина с соответствующим заявлением. В документе требуется указать следующие данные:

  • название магазина;
  • имя продавца;
  • персональные данные;
  • контакты;
  • причины, по которым пришлось составлять заявление;
  • дата, в которую была совершена покупка;
  • описание продукции;
  • предъявляемые к торговому объекту требования;
  • срок реагирования администрации на претензию;
  • дата и подпись.
Составление документа происходит в двух экземплярах. На документе, оставшемся у покупателя, продавец должен указать дату его принятия. Если сотрудники торгового объекта отказываются принимать бумагу, она может быть отправлена заказным письмом, содержащим уведомление о получении.

Вид предмета

Порядок возврата зависит от вида объекта. Он может быть качественным или бракованным.

Надлежащее качество

На протяжении 14 дней с момента покупки потребитель вправе вернуть товар обратно, если он передумал, или продукт не подошел ему по базовым характеристикам – фасону, размеру, комплектации, цвету. При этом обязательно сохранение внешнего вида товара и наличие чека, бирки.

Ненадлежащее качество и брак

Если на приобретенное изделие распространена гарантия, и оно подлежит обмену и возврату, на протяжении определенного отрезка времени можно вернуть его без чека. В противном случае обмен допустим в течение 14 дней, начиная со следующего дня с момента совершения покупки. Чтобы вернуть некачественный товар, нужно:

  • убедиться в том, что на него не истек гарантийный срок;
  • обратиться в торговый объект, в котором производилась покупка;
  • поинтересоваться, возможен ли возврат товара без предъявления чека;
  • принести документы, которые подтверждают факт оплаты, или привести свидетелей;
  • составить заявление с указанием необходимой информации;
  • дождаться проведения экспертизы, если она потребуется, а также ее результатов.
Если поломка случилась не по вине потребителя, сотрудники магазина обязаны вернуть денежные средства или осуществить замену изделия.

Если брак не видно на первый взгляд

На практике часто возникают ситуации, при которых брак не заметен на первый взгляд. Например, был куплен свитер, который после стирки утратил цвет или растянулся. У потребителей нередко возникает вопрос, как поступить в таком случае, и можно ли вернуть товар, если он был использован.

Такая процедура возможна, и это прописано в ст. 18 ФЗ №2300-1. Порядок возврата и замены является аналогичным. Нужно предъявить набор документов, а если чек отсутствует, сослаться на показания свидетелей.

Уцененный товар

Товар, купленный по скидке, также может быть возвращен. Чтобы уточнить порядок и процедуру, стоит обратиться к нормам действующего законодательства.

  1. Если товар оказался бракованным, при этом дефект был обнаружен после его использования, нужно сослаться на п. 6 ст. 18 ФЗ №2300-1. Согласно ст. 22, продавцу выделяется 10 дней на выполнение этих требований и возврат денежных средств, который осуществляется на основании составленной претензии. Бывают ситуации, когда продавец делает уценку на продукт, в котором имеются недостатки. В этом случае потребитель вправе сослаться на Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998. при условии, что покупатель о недостатке не знал. Если же продавец уведомил его об этом, вернуть товар нельзя.
  2. В случае покупки уцененного товара надлежащего качества потребитель вправе вернуть его продавцу по ст. 25 – на протяжении 14 дней с момента совершения покупки. Важно соблюдать условия: сохранение упаковки, чека и внешнего вида товара. Если товар относится к категории позиций, не подлежащих обмену и возврату, вернуть его нельзя.
Факт того, был ли товар приобретен со скидкой или по полной стоимости, не влияет на порядок его возврата.

Примеры возврата

Примеры возврата во многом зависят от типа товаров и условий оплаты.

Леруа Мерлен или Икеа

Магазин реализует товары для строительства и ремонта. Многие строительные материалы обмену и возврату не подлежат, поэтому вернуть их в магазин нельзя. Тем не менее, при обнаружении брака, что в этом магазине случается достаточно редко, потребитель обращается в администрацию торгового объекта с претензией, и его требование удовлетворяется.

Возврат в Леруа Мерлен

Оплата по карте

Вернуть товар, который был оплачен по карте, можно на тех же условиях, что и продукт, приобретенный за наличные средства. Средства будут возвращены на карту покупателя в срок, прописанный в законодательстве.

По гарантии

При возврате товара по гарантии нужно предъявить гарантийный талон, который является действующим. Продавцу понадобится время на проведение экспертизы, чтобы убедиться, что дефект возник по его вине, а не по причине некорректных действий покупателя. В остальном порядок обмена и возврата является аналогичным.

На рынке

Вернуть товар, купленный на рынке, можно на тех же условиях, что и в магазине, только если оплата проходила с использованием кассового-аппарата. В прочих условиях вернуть товар можно только по договоренности.

О том, как вернуть товар, если утерян чек, рассказывают адвокат на видео ниже.

https://www.youtube.com/watch?v=4ixz9Gg4ycc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector